Обнажённая Даная

         
     Экскурсовод ушёл.   Подойдя к подруге,  увидела, что она, не отрывая взгляд от полотна кисти Рембрандта «Даная», глупо улыбается, а в глазах стоят слёзы.
- Настюха, ты что сырость развела?
     Она отрешённо посмотрела на меня, смущённо улыбнулась  и, достав из сумочки носовой платок, приложила к лицу.
- Знаешь, Ира, эту картину, в подлиннике, вижу впервые.
- Ну и что?
- Воспоминания нахлынули. Её репродукция сыграла особую роль в моей судьбе.
- Какую роль? Что сыграла?
- Потом расскажу. Пойдём, а то опоздаем  на поезд.
     С Настей дружу более  двадцати лет. Наши мужья трудятся в одном таксопарке, а мой сын женат на её дочери. Так что у нас родственная связь.
     Когда  она пришла работать в  конструкторское бюро, то не очень-то дружелюбно была встречена коллегами.  Руководил нашим  отделом холостяк, и добрая половина женщин тайно мечтала охомутать его. Но вдруг появляется явная конкурентка: - молодая, красивая, стройная  брюнетка. Шикарные, волнистые волосы до пояса, правда, она их забирала в хвост. Больше всего меня поразили её глаза, они напоминали два голубых бездонных озера. Вела она себя так, как будто не осознавала своей притягательной красоты, и даже стеснялась её. Шло время. На ухаживания начальника она не отвечала взаимностью, чем вызывала раздражение и зависть  коллег.  А когда на её пальчике  заблестело обручальное кольцо, наш холостяк, обречённо вздохнув, констатировал факт лишь одним словом: – "Огорчила!"

    В начале нашей дружбы, по своей простоте и наивности, я вляпалась в неприятную историю. Выпутаться из неё мне помогла Настя, которая оказалась, не по годам, мудрым человеком. Когда я спросила, откуда у неё такой опыт, она, продолжая чертить, тихо произнесла: «В своё время получила  противосволочную прививку».
      
    Муж Насти, говорил об их знакомстве с юмором: «Она сама бросилась в  объятия, и пригвоздила меня к себе». А на самом деле, выходя из автобуса, Настя зацепилась каблуком за металлическую планку верхней ступеньки и вылетела на тротуар. Но чьи- то сильные руки успели   подхватить её. При этом удар дамской сумочкой пришёлся по голове спасателя, и находившиеся в ней гвозди  рассыпались по асфальту. Мужчина, помогая собирать их, узнал, что она занимается ремонтом комнаты, и предложил помощь. Дрель дали соседи, только вот пользоваться инструментом Настя  не умела, а полочки и шкафчик надо было повесить.  Договорились на субботу.
      
     Точно в назначенное время Сергей появился на пороге её комнаты. Он ловко, умело управлялся с инструментами и работал с нескрываемым удовольствием. При этом не был назойливым и обладал таким тонким чувством юмора, что Настя прониклась симпатией к этому незнакомому мужчине. Закончив работу,он аккуратно сложил весь инструмент, убрал мусор. В тот момент, когда Сергей надевал куртку,  Настя взяла дамскую сумочку, чтобы достать деньги и расплатиться за работу.  Посмотрев на неё, он рассмеялся и обхватил голову руками.
-  Настенька! Вы что, опять хотите меня травмировать? Уберите своё орудие. А чтобы вы не совсем  одичали от одиночества, я достал два билета на эстрадный концерт. Завтра зайду за вами, если вы не против. Так состоялось их знакомство, а через полгода они поженились.
       
     Накануне нового года мы с Настей поехали на дачу, которую купили на две семьи много лет назад. Обычно  праздники встречали там. Но в этот раз решили собраться у меня в городской квартире, так как  молодожёны ждали пополнения семейства. Все припасы овощей и разносолы хранили в подвале дачи, и по мере надобности затоваривались ими. Взяв дорожные сумки и мешки,  отправились утром на рейсовый автобус. Предварительно договорились с мужьями, что вечером они приедут за нами.
   
     Через пару часов прибыли на место. Почистили от снега дорожки, наносили дров и растопили печку. На улице разгулялась метель. Пока в подвале загружали сумки и мешки, не заметили, как стемнело. До приезда мужчин решили перекусить. Настя достала из пакета хлеб и котлеты. Открыли баночку с солёными огурцами, выгребли из печурки печёную картошку. Только сели за стол, раздался стук в  дверь. Мы вышли на крыльцо – это был сторож кооператива. Пришёл сообщить, что звонил Настин Сергей. Просил передать, чтоб не волновались, дорогу замело, и им на такси  не проехать. Чистить  будут утром, к выезду рейсового автобуса.    
         
     Работа, дом, семейные дела, и нам с Настей редко удавалось побыть наедине. Торопиться было некуда. За разговорами  время летело незаметно, в доме становилось прохладно. Снова растопили печку. Потрескивали дрова, мы забрались с ногами на диван и, укутавшись в пушистые пледы, сидели и смотрели на огонь.
- Настя, помнишь нашу поездку в Питер? Ты обещала рассказать, что у тебя связано с той картиной.
-  «Даная»? Это история из  юности. Как говорила тогда  мама, я  смотрела на мир сквозь розовые очки. Она воспитывала меня одна, папа умер рано. Как говорят – маменькина дочка. По окончании школы мечтала поступить в Уральский Лесотехнический институт, любила черчение и точные науки. Мама не возражала.
   
     Жили мы на окраине районного городка. До школы добиралась на автобусе, а  то и пешком. Подружки влюблялись в своих сверстников, а для меня идеалом мужчины был Алексей Баталов, вернее его персонаж из фильма «Дорогой мой человек». Даже будущего мужа представляла себе в его облике: старше меня, седые волосы и с палочкой. Смешно вспомнить. Вот такая была дурёха.

     Однажды, училась тогда в выпускном классе, задержалась в школе на дополнительных занятиях. Стемнело, иду на автобусную остановку, а дождь, как из ведра. Ветрюга, грязь непролазная. Надо перейти дорогу, пережидаю проезжающий транспорт. В этот момент какой-то лихач окатил меня грязью с головы до ног. Стою и плачу, понимая, что в автобус в таком виде не пустят. Около меня остановилась легковая машина, и из неё вышел мужчина. Он видел, как меня окатил тот шофёр. Предложил отвезти домой, постелив на сидение целлофан. Дал носовой платок, чтобы вытерла слёзы и грязь с  лица. Включил музыку, спросил, где живу, и подвёз к дому. Я поблагодарила и,  вылезая из машины, утащила за собой целлофан. Он засмеялся, попросил вернуть его, а заодно и платок. Уезжая, послал воздушный поцелуй и крикнул: «До встречи, Золушка!» Вот так я познакомилась со своей первой любовью. Выглядел он намного старше моих сверстников.
- Похож на актёра Баталова?
- Нет, совсем не похож. На вид приятный мужчина, а вот душа – потёмки. Если он для меня стал любимым, то я для него была очередным развлечением. Он манипулировал мной и шёл к своей цели: утолить похоть. Сопротивление злило и раззадоривало его. Хотела познакомить с мамой,но он ответил, что ему только этого не хватало! После того, как овладел мной, стал избегать.  Говорил, что я страшненькая,и связался он со мной из жалости.
      
      Настя замолчала. Отблески огня полыхающих дров отражались в её глазах.
- Изощрённо издевался надо мной. Ира, мне больно вспоминать.  Но, не зная, ты меня не поймёшь, почему я отвергла после всего этого драгоценный подарок, который преподнесла мне судьба. Учебный год подходил к концу. Я послала документы на поступление в институт и ждала вызов на экзамены.
- А как он к этому отнёсся?
- Его в это время не было, забрали на переподготовку в армию.
Мне пришёл вызов, я уехала, поступила и вернулась домой.
- Извини, Настя, а он перед отъездом и не попрощался с тобой?
- Попрощался через друга, даже сказал ему, что он может переспать со мной в его отсутствие.                – Вот подонок! А мама знала о нём?                - Думаю, догадывалась, что у меня какие-то проблемы. Но я всё скрывала от неё. 
         
     Настя встала, подбросила в печку дрова. Села поудобнее и продолжила рассказ.
- Чтобы не болтаться без дела, да и заработать – устроилась в контору, уборщицей.
-  А подруги у тебя были?
-  Была подруга детства, но ей тогда было не до меня. Кстати, мы до сих пор переписываемся. Вот она-то и уговорила меня выручить её, пойти на танцы.  Одну  мать не отпускала, а со мной - пожалуйста.  Подругу там ждал кавалер. Пришлось идти. В танцевальном зале было полно народу. Подруга с парнем куда-то исчезли, а я осталась стоять в компании девчонок с нашего двора.  Вдруг они начали шумно себя вести, перекрикивая друг друга, и неестественно громко хохотать. Опять перед кем-то рисуются, подумала я. Зазвучала музыка. Решила воспользоваться сутолокой и уйти домой, как кто-то коснулся моей руки, и я услышала: «Разрешите пригласить вас на танец?». От неожиданности, круто развернулась и увидела перед собой незнакомца. Недоумённо посмотрела на притихших девчонок. По их завистливым взглядам поняла, что это тот объект, которому они строили глазки. "Меня?" – переспросила я. 
- Да, вас.               
    Он оказался прекрасным партнёром. Мой взгляд упирался в ворот его белоснежной рубашки и узел галстука. Он сказал, что его зовут Саша, и спросил, как зовут меня.    
- Анастасия, ответила я.
- Разрешите называть вас Настей?
- Какая разница!
    В этот момент смолкла музыка. Провожая, предложил пройти в кинозал. Мне было всё равно, тем более что я хотела уйти. О чём и сказала ему.
- А почему вы хотели уйти? Вам неинтересно здесь?
    Мы вошли в прохладу зала и сели, продолжая разговор.
- Пришла по просьбе подруги.
- Златовласки, что разговаривала с вами? Я видел её на крыльце в объятиях рыжего великана. Гармоничная пара.
- Вы точно подметили. Только её мать против этой гармонии.
    Я посмотрела на Александра и подумала – красивый. Чёрные, вьющиеся волосы аккуратно подстрижены. Нежный овал лица и тёплый взгляд карих глаз, обрамлённых пушистыми ресницами. Интересно, что ему от меня надо? И, усмехнувшись, спросила:
- Вы что, следили за мной?
- Предположим, наблюдал. Мне показалось, что вы одиноки.  Я здесь никого не знаю. Это дед погнал меня на танцы. Сказал, что ему надоело смотреть, как я слоняюсь из угла в угол и гроблю свои молодые годы. И приказал, чтоб я познакомился с девушкой.  Он  по детски озорно рассмеялся. Его приказ я выполнил! Вы знаете, Настя, у меня мировой дед! Я каждый отпуск приезжаю к нему. Сегодня чудная погода, и, если вы не передумали уйти, давайте прогуляемся.
    
     Мы шли по тёмной аллее  и болтали о разной ерунде. Вдруг Саша резко нагнулся и, сорвав цветок с кустика петунии, протянул мне.
- У этих цветов очень тонкий аромат, особенно вечером. Знаете, я уже не помню, когда последний раз смотрел на звёзды. Настенька, посмотрите, какая красота! А в Питере такое яркое освещение улиц, что забываешь об этом, да и некогда.
- Чем же вы так заняты?
- Днём работа, вечером учёба или дежурство.
- И на кого учитесь?
- На юриста, последний год остался. Работаю в милиции, живу в общежитии.
- Теперь мне понятна ваша наблюдательность – засмеялась я.
      
     Вышли на дорогу, ведущую к моему дому. Я хотела попрощаться, но он умоляюще посмотрел на меня и попросил:
- Пожалуйста, не уходите! Такой сказочный вечер! Давайте прогуляемся к реке. Почему вы молчите и так странно на меня смотрите? Вы хотите отказать мне?
      
      Мы пошли на набережную. О чём только ни говорили. О фильмах, театре, книгах. Кстати во многом наши вкусы сходились. Саша рассказывал смешные случаи из своей милицейской практики.   
      
      Раздался заводской гудок, оповестивший о начале ночной смены. Он проводил меня до подъезда, и мы расстались. Это была первая ночь за последнее время, когда я сразу уснула, лишь  коснулась головой подушки.
         
      На следующий день, когда пришла с работы домой, Саша с мамой пили чай. Он поднялся и вышел из-за стола.
- Здравствуйте, Настя, я не знал, что вы работаете. Вот познакомился с вашей мамой и ждал вас. Хочу пригласить в кино на вечерний сеанс. Пойдёте?
Я кивнула в ответ.
- А сейчас мне надо бежать, обещал деду помочь.

      Он ушёл, и я спросила у мамы, как он оказался у нас?
Она сказала, что придя с работы, взяла вёдра и пошла на колонку за водой.  Вышла на крыльцо, на скамеечке сидел незнакомый парень. Обратился к ней, не знает ли она, где здесь живёт девушка по имени Настя. Сказал, что вчера на танцах познакомился.  Полный бак воды наносил, и кур кормить пошёл с ней.            
 
      Саша приходил каждый день, помогал маме по хозяйству. А вечером мы шли гулять в парк, на речку, или просто бродили по улицам. С ним было легко и просто. Его чистота, непосредственность и открытость поражали меня. Он вёл себя так, как-будто мы  давно знакомы, в то же время корректно, без тени фамильярности. Как говорила мама: « Воспитанный юноша». Много рассказывал о музеях,  казематах Петропавловской крепости, премьерах спектаклей, на которых побывал.

      Слушая рассказ Насти, я не удержалась, спросила:
- Ты увлеклась им?»
- Ира, он стал той соломинкой, которая спасала меня. В лучах этого солнечного мальчика я возвращалась к жизни. Он, как глоток чистой родниковой воды после тухлой болотины.   

      Незаметно пролетела неделя. В субботу вечером Саша сказал, что дед приглашает меня на воскресный обед. Хочет познакомиться с девушкой внука. Я не хотела идти, но мама сказала, что это неприлично. Люди готовились и потом это ни к чему тебя не обязывает. Просто визит вежливости.В первом часу дня Саша приехал за мной.
    
      Дверь нам открыл седовласый красавец-мужчина. Представился Ефимом Борисовичем. Я поздоровалась.
- А вы Настенька? – спросил он, отодвигая внука в сторону. Разрешите вашу ручку.
Я протянула руку для приветствия, а он нагнулся и поцеловал её, чем вогнал меня в краску.
- Ну не смущайтесь, Анастасия, простите старика. Грешен. Люблю красивых дам.
- Настя, забыл вам сказать, что дед работает дамским парикмахером. И он у меня большой шутник. 
- Ай, да внук! Ай, да молодец!
- Дед, прекрати смущать девушку!
- Да вы, Анастасия, проходите к столу и не обращайте внимания на старика. А ты, Александр, поухаживай за барышней.
    
      Не помню подробности, как проходил обед знакомства. Сервировка стола, обилие красиво приготовленной еды повергли меня в ступор. Мы-то с мамой жили очень скромно. От вина я отказалась, и Саша налил мне в бокал лимонад. Ефим Борисович полностью завладел моим вниманием. Всё шутил, подтрунивал над робостью внука. Рассказывал курьёзные случаи из своей работы.  При этом очень красиво ел, орудуя ножом и вилкой. Саша подкладывал мне на тарелку разные вкусности, а я не могла съесть ни кусочка. Улыбалась, как дурочка, и ковыряла вилкой в тарелке. Дед, видно, не выдержал, и говорит: А, знаете, Анастасия, как раньше нанимали работника? Накладывали ему  много еды и, если он всё съедал, брали. Я ответила, что недавно поела.
- Вы уж извините меня, старика, если что не так. – сказал Ефим Борисович, поднимаясь из за стола. Пойду, прилягу. А вы сидите, дело молодое.
    
      Он ушёл в другую комнату, плотно прикрыв за собой дверь. Но тут же открыл и, улыбаясь нам, сказал: «Одобряю»!
      
      Я хотела помочь убрать со стола. Саша сказал, что этого делать не надо, дед обидится. Мы сидели и разговаривали. Он предложил выпить на брудершафт, чтобы перейти на «ты». Я не знала, что это такое, Саша объяснил. Взяли бокалы – выпили.
- И поцеловались? – не удержалась я от вопроса.
- Да ты что, Ира! Он боялся на меня дышать! А я не знала, что в конце надо поцеловаться. С ним было интересно разговаривать на любые темы, даже молчание не тяготило.

      Ночным поездом Саша уезжал в Питер. Проводил до дома и  попросил разрешения писать мне. Сказал, что эта встреча  изменила его жизнь. Всё сетовал, что встретились уже в конце отпуска, и почему дед раньше не погнал его на танцы!

      Саша обращался со мной, как с хрупким сосудом, очень бережно, трепетно. Для меня было загадкой, как этот парень сумел сохранить свою душу в такой чистоте? Ни тени пошлости, грубости, цинизма. А ведь он был старше меня на пять лет. Господи, как же этот солнечный мальчик напоминал  меня! Ту наивную, не знающую грязи предательства, унижений и боли. С  доверчиво распахнутой душой. 

- Я не прощаюсь, Настенька, мы обязательно скоро встретимся. – с этими словами он заскочил в отъезжающий автобус.
      
      Месяц оставался до начала занятий в институте. То, что я уеду на учёбу, Саше не говорила, да он и не спрашивал. Зная, что работаю уборщицей, тактично обходил в разговорах эту тему.
    
      Я не ждала от него писем, но они приходили. Читала, посмеивалась и заново знакомилась со своим обликом. Он был романтиком с поэтическим даром. Писал, что мои волосы, как воды бегущей реки, искрящейся под лунным светом, и пахнут свежестью. А глаза похожи на васильки в предутренней росе. Спрашивал, верю ли я в любовь с первого взгляда? В его представлении я была идеалом, его мечтой.
 
     Подруга и мама всё время твердили: "Не упусти. Работящий, красивый парень, будущий юрист!"
-  А ты?
-  Что я? Ира, представь себе тяжелобольного человека, который страдал от невыносимой боли, и вдруг ему дают чудодейственное лекарство. Боль притупляется, затаивается. Становится легче, и появляется надежда на выздоровление. И неважно, что это за лекарство.    
    
      В конце месяца я готовилась к отъезду в институт, и тут от Саши приходят письма. Одно мне, другое маме. В них он пишет о свадьбе друга, и просит маму, чтобы она разрешила мне приехать к нему. А так как я ехала на учёбу с пересадкой в Питере, она разрешила мне остановиться у него на два дня. Противоречить маме не стала, чтобы она не нервничала. Я решила сказать Саше,если он придёт встречать меня,что он ошибается, считая меня наивной девочкой. Он придумал меня,и я не влюблена в него.Потом поеду с какой-нибудь экскурсией по городу.
    
      Но когда увидела его, бегущего по перрону ко мне,со счастливой улыбкой на лице,его влюблённые глаза, то язык не повернулся сказать все приготовленные слова. Да, Ира, я пожалела его. Хотя, больше всего на свете, в любви, ненавижу жалость. Сама когда-то прошла через эти жернова. Вещи, кроме сумочки, сдали в камеру хранения. На такси была длинная очередь в несколько рядов. И мы доехали до общежития на трамвае. Саша познакомил меня с молодыми. Они извинились и убежали по своим делам.
      
      Огляделась: обычная комната двух холостяков, как он и рассказывал – ничего лишнего. Две кровати и тумбочка между ними. За шкафом закуток, отгороженный ширмой.
Одна из кроватей завалена свёртками, на другой лежала Сашина  одежда, приготовленная к торжеству.

- Извини, Настенька, я сутки дежурил, и ещё не был здесь. Проходи, пожалуйста, и садись на мою кровать. Все стулики забрали в зал, - сказал он, унося одежду за ширму.  Посмотри журналы и не скучай, я на минуту выйду.
   
      Он скоро вернулся, поставив на тумбочку тарелку с бутербродами и чашку с кофе.
- Настенька, перекуси и отдохни, будь как дома. А я быстренько ополоснусь в душевой, это рядом.
      
      Я пригубила кофе, он был горячий. Решила подождать, пока остынет, посмотреть журнал, пребывая в полной растерянности. Но тут мой взгляд упёрся в большую репродукцию какой-то картины, прикреплённой над кроватью жениха. На ней была изображена голая женщина.

      Она лежала на кровати бесстыже- манящая, отвратительная. Интересно, кого это она заманивает, так откровенно предлагая себя. Видно же, что потрёпанная жизнью, развратная баба.
      
      Как ты уже поняла, Ира, это была репродукция картины из Эрмитажа. Я сидела и внимательно рассматривала её. И вдруг кровь ударила в голову, стало жарко. Да это же я! Моя суть, изображённая в её натуре! Чем дольше смотрела, тем хуже мне становилось. В образе старухи, подглядывавшей из-за занавески, мне виделся клубок сплетен и грязи. Они опутали меня, тянули на дно, заставляя изворачиваться и лгать. Чем я могу ответить на чувства этого мальчика? В какой- то момент всё, что во мне наболело, прорвётся наружу и я погублю его. Потому, что никогда не смогу  рассказать, через что я прошла- это вызовет лишь жалость, с его стороны.  Мне не хотелось об этом думать.

      Бежать! Исчезнуть из его жизни! Пусть он возненавидит меня! Во рту пересохло, я поднялась и  взяла чашку с кофе, чтобы отпить глоток. В этот момент дверь распахнулась,  и улыбающийся, с взъерошенными влажными волосами и полотенцем через плечо, в комнату вбежал Саша.

- Настенька, я так рад нашей встрече! Никак не могу поверить, что ты рядом. Мне кажется, что у меня крылья выросли! Друзья говорят, что я весь свечусь. Когда был в душе, мне вдруг показалось, что ты исчезла. Что я просто придумал тебя. А почему ты не поела? Поешь. Я сейчас переоденусь.
   
      Он ушёл за ширму. Решение пришло мгновенно. Я ойкнула и выплеснула кофе на себя. Саша выглянул из-за ширмы.

- Что случилось? И, увидев коричневое пятно, расползавшееся по бежевой ткани костюма, подал мне полотенце: "Не расстраивайся, сейчас быстро оденусь, и мы что-нибудь придумаем."

- Саша, не надо ничего придумывать. Я на вокзал, в багаже есть что переодеть! – крикнула я, выбегая за дверь.

- Настя, подожди меня, я с тобой!
   
      Но я уже бежала по коридору, к выходу. А вслед мне  неслось: «Настенька, я тебя жду!»
    
      Выбежала на улицу, почти на ходу вскочила в трамвай, и через двадцать минут была на вокзале. Получила вещи, переоделась в спортивный костюм и пошла к кассам. Мне повезло, на свердловский поезд объявили посадку.  Переоформила билет, и ещё через десять минут Питер и всё, что связывало меня с Сашей осталось в прошлом.
   
      Приехала и написала маме, что доехала хорошо, у меня всё в порядке. Через месяц она приехала посмотреть, как я устроилась в общежитии. Вопрос о Саше не застал  меня врасплох. Знала, что он прозвучит.  Со словами: "Объясни, что там у вас произошло и напиши ему", мама подала мне письмо. Оно было адресовано ей. Я не помню дословно содержание. Память сохранила только это: « Чем я её обидел? Почему она со мной так поступила?"
   
      Я ничего не стала объяснять маме. Сказала, что он очень хороший парень, и ни в чём передо мной не виноват. Но я не хочу продолжать общение. На это она ответила, что я упёртая, и упускаю своё счастье.

      Потом учёба пять лет, а по окончании института работа в нашем конструкторском бюро. Остальное ты знаешь.
-  И ты больше не видела Сашу? 
-  Нет, Ира, никогда не встречала и ничего не знаю о нём. Всё познаётся в сравнении. Этот мальчик помог мне, в последующие годы, научиться верить в любовь и жить безо лжи. 
    
      Мы сидели молча. Дрова в печке догорели. Стали готовиться ко сну, но приехали наши мужчины. Они договорились со знакомым бульдозеристом, и он прочистил дорогу. А Сергей, со свойственным ему юмором, сказал: «Ну не смогли мы оставить своих голубок замерзать на даче!»


Рецензии
Жизненная история. Переживаешь вместе с героиней и проживаешь.
Очень понравилось.
С теплом Ирина.

Ирина Черезова 2   08.04.2019 18:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.