Денег нет, но...
Что значит для человека деньги?
Жажда денег не относится к числу врожденных факторов мотивации потребностей человека. Как известно у человека есть базовые потребности - физические, эмоциональные, интеллектуальные, исследовательские, потребность в безопасности и потребность в привязанности. Дети раньше всех узнают о деньгах, если их постоянная нехватка в семье ведёт к нищете и бедности. Для некоторых людей необходимость зарабатывать деньги оборачивается приступами ярости. внутренними конфликтами, сменой приоритетов. чрезмерными тратами и долгами и оказывает серьёзное влияние на семейные отношения.
Синдром хронической усталости от безденежья — , характеризуется длительной усталостью, не устраняющейся даже после продолжительного отдыха. В нашем индивидуалистическом мире, без денег просто не выжить. Каждому из нас необходима некая минимальная сумма для поддержания существования; кроме того, у всех у нас есть определенные потребности, для удовлетворения которых также нужны деньги. Но если мы хотим оставаться психически здоровыми людьми, то должны находить такие способы приобретения и траты денег, которые соответствуют нашему субъективному ощущению благополучия и нашей системе ценностей и убеждений.
Алчность меняет людей, делает их завистливыми, жадными. Гнетущая власть денег сулит множество проблем. Очень богатые люди часто страдают синдромом усталости от богатства. Как сказал философ Фрэнсис Бекон: «Богатство – хорошая служанка, но негодная любовница». Всепоглощающая страсть к богатству приводит к тому, что человек стремиться «иметь», а не «жить». «Иметь» всё сразу никогда не бывает достаточно.
Людям с синдромом усталости от нищеты и безденежья - ещё хуже чем богатым и алчным.
Потому, что синдром усталости от безденежья не устраняется даже от длительного отдыха.
Возникновение синдрома хронической усталости от безденежья связано с развитием невроза центральных регуляторных центров вегетативной нервной системы, обусловленное угнетением деятельности зоны, отвечающей за тормозные процессы.
Провоцирующими факторами являются несбалансированная эмоционально-интеллектуальная нагрузка в ущерб физической деятельности. В группе риска находятся жители крупных городов, предприниматели, люди с повышенной ответственностью при выполнении трудовой деятельности (медицинские работники, авиадиспетчеры, операторы железнодорожного транспорта, учителя, нищие). Предрасполагающими факторами являются: неблагополучная санитарно-экологическая обстановка, хронические заболевания, в том числе и вирусные инфекции. Основная симптоматика заболевания в периоды обострения характеризуется возникновением апатии, депрессии, беспричинными приступами гнева, агрессии с частичной амнезией и др.
Можно выделить следующие показатели:
отсутствие ощущения отдыха после полноценного ночного сна;
часто повторяющиеся головные боли без видимых на это причин;
повышенная сонливость в дневное время суток;
невозможность быстро заснуть даже после напряженного физического труда;
немотивированное раздражение;
плохое настроение, поводов которому нет;
частые инфекционные заболевания;
аллергические реакции
снижение памяти и способности концентрироваться
фарингит
воспалённые лимфатические узлы на шее и в подмышечной области
необъяснимая мышечная боль.
При этом:
Психологические и психические расстройства — частые депрессивные состояния, ощущение тревоги и страха, регулярные стрессы.
Неправильный образ жизни — недостаток сна, длительное перенапряжение, недостаточная инсоляция и/или нехватка свежего воздуха, гиподинамия, нерациональный режим дня.
Нарушение питания — голодание/недоедание или переедание, неполноценное питание (гипо-/авитаминоз, нехватка макро – и микроэлементов).
Факторы окружающей среды — риск возникновения синдрома усталости от безденежья выше у тех людей, которые проживают в мегаполисах, так как загрязненная среда влияет на общее состояния организма.
Мероприятия для ликвидации синдрома усталости от безденежья:
Увеличение возможности находить законные способы приобретения и траты денег;
Нормализация режима отдыха и физической нагрузки;
Аутогенная тренировка и другие методы психоэмоционального фона, медитация и психотерапия.
Эрих Фромм
Иметь или быть?
Путь к деянию в бытии.
Лао цзы
Людям следовало бы меньше задумываться над тем, что они должны делать, а больше – над тем, что; они есть.
Майстер Экхарт
Чем меньше ты есть, чем меньше ты внешне демонстрируешь свою жизнь, тем больше ты имеешь, тем значительнее твоя подлинная, внутренняя жизнь.
Карл Маркс
В этой работе Фромм пишет о том, что современное общество стало материалистическим, и теперь предпочитает "иметь", а не "быть". Он упоминает перспективы безграничного счастья и свободы, материальное изобилие и господство над природой.
Все больше людей приходит к пониманию следующих фактов:
• счастье и всеобщее благоденствие не могут быть достигнуты путем безграничного удовлетворения всех потребностей;
• мечта о свободе и независимости исчезает, стоит только осознать, что все мы – лишь колесики в бюрократической машине;
• наши мысли, чувства и привязанности являются объектом манипулирования со стороны средств массовой коммуникации;
• экономический прогресс касается лишь богатых наций, а разрыв между богатыми и бедными становится все более вопиющим;
• технический прогресс принес с собой экологические проблемы и угрозу атомной войны;
• каждое из этих последствий может стать причиной гибели всей цивилизации, если не самой жизни на Земле.
Помимо имманентных экономических противоречий индустриализма причины эти кроются в двух важнейших психологических принципах самой системы, которые гласят:
1. Высшей целью жизни является счастье (то есть максимум радостных эмоций), счастье определяется формулой: удовлетворение всех желаний или субъективных потребностей (это и есть радикальный гедонизм);
2. Эгоизм, себялюбие и жадность – это свойства, которые необходимы самой системе для ее существования, они ведут общество к миру и гармонии.
Еще Аристипп утверждал, что наличие потребности уже само по себе есть достаточное основание для ее удовлетворения и человек имеет безусловное право на осуществление своих желаний.
Хотя Эпикур высочайшей целью считает «чистую» радость – она для него означает «отсутствие страдания» (aponia) и «спокойствие души» (ataraxia). Согласно Эпикуру, радость от удовлетворения страстей не может быть целью жизни, ибо неизбежным следствием такой радости становится разочарование и тем самым человек удаляется от своей истинной цели, которой является отсутствие боли (в теории Эпикура есть много параллелей с учением Фрейда).
Всех интересует оптимальное благо человечества (vivere bene). Это учение о деление потребностей на две категории:
те, которые лишь субъективно ощущаются (их удовлетворение ведет к сиюминутному удовольствию),
и те, которые коренятся в человеческой натуре и удовлетворение которых способствует развитию и благоденствию человечества (eudaimonia). Другими словами, они различали чисто субъективно ощущаемые потребности и объективно существующие и размышляли о том, что первые отчасти противоречат человеческому развитию, а вторые согласуются с нуждами человеческой природы.
Впервые после Аристиппа мысль о том, что целью жизни является осуществление всех желаний человека, когда слово «польза» перестало обозначать «польза для души» (как в Библии и позднее у Спинозы), а приобрело значение «материальной, денежной выгоды». Это была эпоха, когда буржуазия сбросила не только свои политические оковы, но также узы любви и солидарности и прониклась верой, что человек, живущий только для самого себя, имеет больше возможностей быть самим собой. Для Гоббса счастье – это постоянное движение от одной страсти (cupiditas) к другой; Ламетри даже предлагает изобрести таблетки для создания хотя бы иллюзии счастья; для маркиза де Сада удовлетворение жестоких инстинктов оправдано уже тем, что они существуют и нуждаются в удовлетворении.
Следует отметить, что концепция безграничных наслаждений противостоит идеалу дисциплинированного труда, а этика обязательного труда несовместима с пониманием свободного времени как абсолютной лености после окончания рабочего дня и полного «ничегонеделания» во время отпуска. Но реальный человек находится между двумя полюсами. С одной стороны – бесконечный конвейер и бюрократическая рутина, а с другой – телевидение, автомобиль, секс и другие радости жизни. При этом неизбежно возникают противоречивые комбинации приоритетов. Одержимость только лишь работой так же точно может свести с ума, как и полное безделье. Только сочетание труда с радостным отдыхом позволяет выживать. И это сочетание соответствует экономическим потребностям системы: капитализм XX века a priori предполагает, с одной стороны, обязательный доведенный до автоматизма труд, а с другой – постоянный рост производства и максимальное потребление товаров и услуг.
Теоретические рассуждения показывают, что радикальный гедонизм не ведет и не может привести к «хорошей жизни». Да и невооруженным глазом видно, что «охота за счастьем» не ведет к подлинному благополучию. Наше общество – это общество хронически несчастных людей, мучимых одиночеством и страхами, зависимых и униженных, склонных к разрушению и испытывающих радость уже от того, что им удалось «убить время», которое они постоянно пытаются сэкономить.
Мы живем в эпоху небывалого социального эксперимента, который должен дать ответ на вопрос, может ли достижение наслаждения (как пассивный аффект в противоположность активному состоянию радости бытия) обеспечить решение проблемы человеческого существования. Впервые в истории удовлетворение потребности в получении наслаждений перестало быть привилегией меньшинства, а стало достоянием минимум половины населения индустриальных стран. Однако уже сейчас можно сказать, что в развитых промышленных странах «социальный эксперимент» дает отрицательный ответ на поставленный вопрос.
Второй психологический постулат индустриального века, утверждающий, что индивидуальный эгоизм способствует гармонии, миру и всеобщему процветанию, с теоретической точки зрения также ошибочен, и его несостоятельность подтверждается фактическими данными.
Эгоизм – это не просто аспект моего поведения, а черта характера. Он означает, что я хочу иметь все для себя. Меня радует не возможность поделиться, а возможность владеть; что я неизбежно становлюсь все более жадным; ведь если обладание стало моей целью, то чем больше я имею, тем больше я существую. Я чувствую неприязнь и враждебность ко всем остальным людям – к моим заказчикам, которых я обманываю, к моим конкурентам, которых я выживаю, к моим рабочим, которых я эксплуатирую. Я никогда не бываю и не могу быть довольным, ибо моим желаниям нет конца; я вынужден завидовать тем, кто богаче меня, и бояться тех, кто беднее меня. Но все эти чувства я должен вытеснять, чтобы казаться (другим и самому себе) веселым, рациональным, честным и дружелюбным человеком, каким пытается выглядеть любой из нас.
Обладание представляется нормальной функцией нашей жизни: чтобы жить, нам нужно иметь какие-то вещи; чтобы ими пользоваться, надо сначала их приобрести.
Создается впечатление, что сама суть и смысл бытия состоит в том, чтобы обладать чем-либо. То есть кто ничего не имеет, тот ничего собой не представляет (тот и не существует).
Свидетельство о публикации №219032901827