Истерика обыденного сознания... Часть нулевая
…или немного о креационизме и инфинитной философии.
У Бога есть Тайна…
И эта тайна - Он:
навряд ли мы узнаем
как Мир был сотворён…
1.
Мир вечен - бесконечен …или нет?
Если вечен - бесконечен, то Бог, вообще-то, не нужен: зачем Первопричина там, где ей нет совершенно места?
Если же нет… – а что это значит, «нет»?
- Мир конечен и не вечен… следовательно, имеет начало и конец, и тогда вполне возможно у него может быть «творец и архитектор».
Допустим. Но как, из чего, почему и зачем этот «архитектор» создал мир?
…Так вот, несмотря на то, что ответов существует целое море, и это море называется «креационизм», я утверждаю – но доказать это не берусь, ибо это невозможно (да и не нужно!) в принципе (как в той же математике с доказательством Коэна и Вопенки – о существовании множества, мощность которого является промежуточной между счётной и мощностью континуума), во-первых, а во-вторых, от самого доказательства ровным счётом ничего в мире не изменится …так вот, – я утверждаю: любой ответ сего ограниченного во времени – пространстве существа, каковым является человек, относительно такого амерно – внепостигаемого объекта как «Абсолют» или «Бог» будет выглядеть нелепо и смешно, как и человек, давший его и полагающий в своей наглой и забавной самонадеянности, что этот ответ истинен и исчерпывающ…
Скажу сразу: здесь, в этом вопросе «Творца - архитектора» происходит единение веры и знания: мы можем знать ровно столько же о «причине всех причин», сколько и не знать, заменяя это незнание верой… и верить ровно столько же, сколько не верить.
Недостаток знания - веры равен его избытку, дельта равна сигме… – дельта - недостаток зовётся «Тайной», сигма - избыток – «Богом»…
…Лично мне импонирует такой подход: отрицаем «Тайну» – уничтожаем «Бога»; признаём «Бога» – признаём и «Тайну», соглашаясь с невозможностью дать полный, исчерпывающий ответ на прозвучавшие вопросы…
По большому счёту, для мира, не говоря уж о Боге, от нашего ответа ничего не изменится… Изменится только для нас… и то не для всех, а только для тех, кто готов, кто созрел для каких-либо изменений.
2.
Почему мы нуждаемся в Боге?
Кто-то удивлённо вскинет брови: а мы в нём разве «нуждаемся»? Не замечали раньше этого как-то…
Плохо, если не замечали, – отвечу. – Ещё хуже, если не нуждаетесь… – и сейчас вам объясню почему.
Приходя в этот мир ограниченным, конечным во времени - пространстве существом, мы не можем не искать противоположного себе – того, что рождало бы в нас надежду на неминуемое преодоление нашего земного несовершенства, конечности - предельности - ограниченности нашего существования. Человеку, почти ежедневно видящему смерть – умирание таких же, как и он живых существ, трудно согласиться с подобной участью, – его охватывает страх смерти: найдётся ли среди читателей кто-то, кого охватывала бы радость при мысли о собственной смерти? – задам риторический вопрос.
…Хотя чем чёрт не шутит.., но любой нормальный человек, я думаю, со мной будет согласен: страх смерти – один из сильнейших факторов, заставляющий любого человека заботиться о будущем, и не только своём… Мы смертны, да, но мы можем продлить своё существование здесь, на Земле, оставив память о себе после своего ухода… – так, наверное, рассуждает каждый в молодости и, часто, в зрелости.
…И одни становятся Геростратами, а другие Гераклитами… одни убегают от мира, ища неуловимое совершенство и гармонию, а другие наоборот бегут в мир людской, предпочитая синицу в руке журавлю в небе… но рано или поздно каждый из них задаётся простым, вроде бы, вопросом: а зачем я здесь, зачем живу? С какой целью?? Смысл пребывания моего здесь… – какой?
- Но бог-то здесь причём? – уже слышится вопрос нетерпеливого читателя. – Можно цель и смысл жизни поискать и без него…
Гм… можно, конечно же, всё можно. Особенно, если понимать под богом некоего бородатого дядьку, сидящего на облаке, и говорящего себе: « - …и это хорошо!».
Но вот ведь незадача – нет его в природе, не существует «дядьки бородатого», а есть ВСЁ, содержащее в себе «всякомыслимые вещи всякомыслимых времён», как хорошо сказал некто, и включающее в себя наряду с этим «всё» ещё и небытие, «ничто».
– Да, то, что мы привыкли называть и полагать как «Мир», «Вселенную», материю или что там ещё…
То есть, мы снова и снова возвращаемся к тому, что выражается простой фразой – «причина всех причин», или «мир как самопорождающее начало».
- Мир как Бог? – недоумённо спросит кто-то. – А почему тогда не просто Мир? Зачем его обожествлять, наделяя лишними смыслами - категориями?
Согласен, незачем… поэтому и не будем, тем более, что Бог, как уже звучало выше, требует «Тайны», …а у мира какие могут быть тайны?.. – блеснет некто дурной своей наивностью. Опять соглашусь, при одном условии, правда: если он конечен - пределен и, тогда, не вечен. Данное непроверяемое пока на практике утверждение предполагает возможность его полного, исчерпывающего познания, так ведь?
Но… некто утверждает обратное: мир бесконечен-безначален, сиречь беспределен, имея, правда, для такого утверждения ровно такие же основания, как и его ушлый оппонент – кому же верить?
3.
Существует ли нечто, что способно прояснить данный вопрос?
Да, конечно, – Разум, включая и наш человеческий, не бог весь какой, но всё же…
Давайте думать и рассуждать. Если мир беспределен пространственно и временно, то …он реально непознаваем, согласись, читатель: объять необъятное – кому такое под силу?
Как познать беспредельное, пусть ты и сам такой же?.. хм… нонсенс, однако.
…А дальше ещё интереснее: такой мир реально бессмысленен, точнее, вне смысла (любого), поскольку: непознаваем, как это уже отмечалось, непостигаем – неопределяем, во-первых;
закончено - совершенен, сиречь абсолютен, ибо к нему невозможно применить никакое преобразование – для этого необходима мера - предел, преобразователь, а здесь… – это во-вторых;
в-третьих, как ежу даже понятно, такой мир не измерим (раз он не преобразуем…) – с чем его можно сравнивать? С другой бесконечностью, как это делают математики?..
Но это же бред сивой кобылы: поскольку любая беспредельность отрицает всякое её преобразование (реальное, имеется в виду), то по какому признаку - критерию можно их сравнивать? (О глупостях инфинитной математики поговорим позже, а пока отметим только, что Г. Кантор произвёл простое и «элегантное» шулерское действие, подменив возможно - реальное (множества числовые) нереально - невозможным (трансфинитными числами и образованными из них множествами)).
Наконец, вечно - бесконечный мир стирает все грани для времени: что в нём будет будущим, а что прошлым? Где та мера, в чём она будет заключаться?? …То же самое можно сказать и о пространстве: любое движение - перемещение равно …покою, ибо пройденное расстояние НИЧТО по сравнению с непройденным (как и время бытия конкретной системы ничто по сравнению с вечностью).
По сути, такой мир полностью самодостаточен, он ни в чём, ни в ком не нуждается, ничем – никем не преобразуемый: зачем ему куда-то там развиваться - самоотражаться - самопознаваться?!..
Могут ли в этом беспредельно - неизменном абсолютно - совершенном мире действовать любые придуманные и ограниченные нашим разумом законы? – задам я риторический вопрос.
Существует, правда, ещё один вариант: мир количественно ограничен, но беспределен качественно… – на самом деле, это плохо замаскированный вариант вышеупомянутой глупости: качественная беспредельность означает всю ту же непознаваемость, со всеми следующими из этого последствиями…
Как только где-то появляются напредельные (=0=ОО) параметры, как чёрт из табакерки сразу выскакивает инфинитная математическая глупость: «часть равна целому» (откуда вот только и как у непреобразумого множества взялась «часть»?!), «любое бесконечное множество = любому другому» (как будто у множеств реальных нет никаких качеств!), и т.п. абстрактно - математические несуразности, ибо… – а куда от них деваться??!
...Кстати, в «беспредельном» само понятие «предел» теряет свой смысл: что можно полагать ограниченным, предельным по отношению к такой «безразмерно - абсолютной» системе?
Беспредельное В ПРИНЦИПЕ не позволяет говорить о мере - пределе - границе и оперировать с ними.
Это же элементарно: абсолютное, совершенно - самодостаточное самозамыкается, не требуя для своего бытия ничего извне, включая наблюдателя – нас с вами, …а будучи внутри него мы не имеем, увы, НИКАКОЙ возможности охватить этот абсолютно - беспредельный мир реально, т.е. объективно, о чём выше уже как-то говорилось… – и вот имеем замкнутый круг «дурной бесконечности»...
Одним словом, «инфинитное», что математика, что философия, что любое другое знание, требует такого же инфинитного субъекта… а где его взять?!
Понятно тогда, что и прочее, несоответствующее сказанному выше, суть ложь и блажь – «от лукавого» будучи, и, посему, есть зло…
А возвращаясь к первоначальной теме – «Зачем человеку Бог?» – где под «Богом» может подразумеваться единственно Абсолют, неравный даже выше рассмотренному миру, совершенно - Абсолютному (=0 =ОО) в как бы минимальном значении, поскольку истинный Абсолют вне всего, будучи непредставимым – необъяснимым – непостигаемым и невыразимым, хотя я его и выражаю по великой нужде (хм…) бессмысленной, но наглядной «формулой»: {>OO <0}. …А куда деваться?
…Так вот, ТАКОЙ Бог, в роли надсмыслового непостижимого Абсолюта в нашем с вами муравейнике мало (пока!) кому нужен: человеческому разуму трудно оперировать с такими запредельными для него (пока!) абстракциями, увы, …это высшая математика философской мысли, мудрости, если хотите, ведь он, Человек, хотел бы иметь «Бога личнаго»… и общаться с ним на «ты», хм…
Уже выход на уровень Совершенного Мира во многих вызывает напряжение, тревогу и внутренний трепет… ну а что вы хотите от вчерашней обезьяны?!?
Но я опять отвлёкся… так вот, существование Высшего Начала в человеческом сознании обусловлено двумя главными факторами: психологической защитой и опорой личности на внешние «костыли веры», позволяющие ей избавиться от страха смерти и прочих комплексов + социально-этической необходимостью в регуляции межличностных и межгрупповых отношений с целью сохранения мира в социуме и его гармоничного, по мере возможностей, развития.
…Конечно, этим отнюдь не исчерпывается «странная тяга» земного человеческого разума к трансцендентному и непостижимому, существует ещё масса причин для этого явления, но эти – одни из главных, …хотя, возможно, кто-то с автором не согласится.
4.
Скомканная какая-то получается статья, сумбурная несколько… но что тут поделаешь, время, видно, сейчас такое.
Что ж, постараюсь привести в порядок прозвучавшие выше мысли.
Итак, …гм, с чего начать? – С главного!
Какие у нас имеются основания полагать мир вечным – бесконечным?
Объективно? – Никаких! Астрономические наблюдения ничего не доказывают, кроме одного: мир непостижимо велик и пребывает в развитии (движении – взаимодействии), постоянном изменении и самосохранении… Кстати, подозреваю, астрономы доберутся таки до «причины причин» и «Начала начал», упёршись в конце концов в абсолютную границу наблюдений, в «конец света» (впрочем, можно и без кавычек…) – «Чёрный Предел», когда на энном расстоянии-времени от нас вдруг исчезнут любые доступные любому наблюдению объекты, что макро, что микро… останется один непроницаемый безволновой эфирный мрак.
…Это-то и окажется вдруг «краем-границей-пределом» наблюдаемой (а значит, для нас реально-существующей) Вселенной, которая (о, чудо!) стала внезапно ограниченной пространственно-временно и анизотропной (раз ТАМ ничего не наблюдается, то есть, по крайней мере, для нас «ничего нет»…) – ах-ах, какой ужас! Кто бы мог подумать, ах-ах!!
Да, а перед самым этим «Чёрным Пределом» мы, возможно, будем ослеплены и поражены этакой эфирно-ударной фотоно-гравитационной волной, состоящей из N-оного излучения, принимаемого и наблюдаемого во всех возможных диапазонах. …Но будет, будет, автор, оставим эти «астрономические развлечения» (раз есть математические, то почему бы не быть астрономическим??) астрономам, вернёмся к нашей теме.
Физико-технические наблюдения также ничего не доказывают непредвзятому наблюдателю, за исключением одного: мир необъяснимо сложен, подчиняясь в своём существовании – развитии единым и простым закономерностям на всех уровнях своей организации. Да, кстати (или не кстати?), физико-технические наблюдения докажут вскоре одно: у мира существует (таки!) низший и простейший, первично-базовый, предел и уровень организации, и носит он давно всем известное имя – «эфир», да-да, тот самый, никак никем неуловимый и якобы потому несуществующий, «современной науке и физике ненужный, раз СТО его отрицает» (а ОТО постулирует в неявном виде, ха-ха, никак «физические развлечения» в чистом виде… не зря же вам, чудакам, язык показывали!), ну да ладно, вернёмся к нашим инфинитным баранам…
То есть тезис о его, мира, беспредельности, следует из законов сохранения, неуничтожимости: что «неуничтожимо», то необходимо «вечно»… – да, но это же временной термин, поправят меня, а причём тогда здесь безначальность – бесконечность пространства, она-то откуда взялась? Ведь вечно - беспредельный (по времени) объект не обязан быть и пространственно таким же!? Почему же всё-таки мир безначален - бесконечен?.. – Читатель мой! Этот вопрос задай тому, кто первый озвучил тезис о пространственной амерности мира, я-то здесь причём?
Я отвечаю только за свои мысли и слова…
Далее.
Какие у нас имеются основания считать не мир, а нечто высшее «причиной причин»?
Если мир ограничен и не вечен, то откуда (как, зачем, почему, каким образом) взялся? – вот логика вопроса.
Хорошо, а если всё-таки вечен - пространственно бесконечен, то здесь тогда какая нужда нам в «Высшем Начале»? – Никакой, на мой взгляд, ибо подобный мир способен сам себя сохранять – ублажать, только вот… только вот имеется одна малюсенькая смущающая лично меня деталь – эстетическое чувство, чувство прекрасного во мне ропщет и требует сатисфакции! Ведь что получается?
Мы при таком раскладе имеем:
– «Мир Совершенный», абсолютно самодостаточный, «вечно – бесконечный», =0=ОО.
– «Мир внутрипредельный», наш реальный, конечно - ограниченный, >0 <OO.
…Тебе не кажется эта схема неполной, читатель? Нет такого ощущения, что чего-то ещё не хватает?..
– Точно! Для полного замыкания круга необходимо бессмысленное, как бы, <0 >OO.., тот самый «Абсолют», и тогда
0 > A > OO
0 = Мс=ОО
0 < Mп<OO
- А теперь мысленно выразим всё это в виде окружности, где два полюса, 0 и ОО, верхняя полусфера содержит Абсолют, диаметр – Мир совершенный, а нижняя наш, внутрипредельный мир, Мир предельно - ограниченный (хм… возможно, только нашим сознанием… но как бы это проверить?!), и вот теперь всё становится на свои места!
…Так всё-таки есть она, «Причина Причин»? – спросит меня тупой читатель, – есть он, Бог??
Хз.., – схулюганю я, – решайте сами, голова на плечах не только ведь для шляп и панам…
…Решайте сами.
* * *
О трансфинитной математике Г. Кантора… (приложение)
Как можно сравнить некие беспредельности?
- Ушлые математики нашли на первый взгляд очень простой выход: поскольку это якобы всегда некое множество (перечень элементов которого невозможен!), то необходимо найти такое свойство его, которое будет отсутствовать у любого другого «бесконечного множества», так называемое «характеристическое свойство».
– Логично?
Вроде бы, да: всегда при желании можно отыскать нечто, что отличает одно, уходящее в дурную бесконечность бессмысленного повторения одного и того же действия (как прибавление единицы в числовом ряду, к примеру), от другого такого же дурного бесконечного уродца, создаваемого по этому же принципу, но из иных чисел (знаков, символов, величин и тому подобных идеально-ментальных абстрактных конструкций, за которыми может скрываться смысла столько же, сколько и бессмыслия…) – в мире идеальных построений очень легко утратить чувство реальности, забыв о главном: о том, что идеальное имеет право на жизнь только тогда, когда за ним стоит нечто материальное, отражаемое этим идеальным, то есть когда за возможным скрывается такое же возможное… а если за идеальным прячется невозможное (ибо где вы можете в реальности столкнуться с бесконечным повторением – действием, где?!), то вот вам и рождаются тогда химеры разума, навроде упомянутых выше «бесконечных числовых множеств».
Но это, оказывается, ещё не всё: дальше математики превосходят самих себя, производя «поиск взаимно-однозначного соответствия»… что сие означает на деле?
- Каждому элементу одного множества должен соответствовать один и только один элемент другого множества, и если такое соответствие имеется, то говорят об одинаковой мощности подобных «бесконечных множеств».
Ничего не смутило в вышеприведённых рассуждениях, читатель?
…Ну да, «каждому элементу…» – вполне справедливое требование для конечного множества незаметно так, исподволь переносится на беспредельную область, где в принципе существовать не может «каждого», ибо это понятие ТРЕБУЕТ счётности, а как пересчитать беспредельное??
–Но Кантора такие мелочи не смутили, он с необыкновенной лёгкостью стал «устанавливать» взаимно-однозначные соответствия между бесконечными множествами …а чего, действительно, там мелочиться!??
Увы, математика полна подобными кудесниками смысла и затейниками мысли, позволяющими себе то, чего Природе в самом дурном сне не может присниться – подмену понятий, и, соответственно, стоящих за ними явлений…
«…Кантор показал, что существует взаимно-однозначное соответствие между множеством натуральных чисел и множеством рациональных чисел… (- как любит говорить один тут химик-практик «объясните мне, идиоту» как он умудрился это «показать»? Ведь множество рациональных чисел составлено из ВСЕХ, всевозможных, то есть, чисел, а множество натуральных лишь из тех, что обозначают собой ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ предметы и явления, являясь частью первого множества. Где здесь хоть какое-то соответствие? В бесконечности числовых рядов, составленными этими числами, если только… но суть и смысл-то за этими бесконечностями стоит разный, это же даже ёжику понятно!) таким образом, в теории бесконечных множеств теряет силу утверждение, что «часть меньше целого» – конец цитаты.
Приведённая выше цитата из «Энциклопедического словаря юного математика» как нельзя лучше отражает ту кашу и сумятицу, что правит бал в головах не столь уже юных математиков, некритически усвоивших «азбучные истины», хм…
…Берём действительное (натуральное) и возможное, сравниваем – и, о чудо! – вдруг оказывается, что первое тождественно второму… а, каково?!?
Ну да – «всё действительное возможно и всё возможное действительно», кто с этим станет спорить, …но надо же и совесть иметь: Кантор имел в виду, наверное, нечто другое, сравнивая мощности бесконечных множеств, а не эти смешные философские изыски, а?
А если всё-таки другое, то он ЯВНО произвёл шулерское действие, а именно подмену количественного тождества, сиречь «бесконечности», качественным якобы равенством ВСЕВОЗМОЖНОГО и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО («натурального»), ложно постулировав равную мощность этих отнюдь неравных по смыслу - содержанию - самости понятий… или я не прав?
И здесь такой вопрос: какова функция числа? Что оно должно выражать?
С какой целью создавалось и зачем существует это понятие?
Начнём с последнего вопроса.
– С целью измерения-сравнения разнокачественных, по сути-содержанию-смыслу различных, но одинаковых количественно вещей: пять бананов – пять кокосов –
пять раковин – пять пальцев… рождается число «пять» и «цифра» (IIIII; V; 5; …), его выражающая. То есть, число есть обобщёно-абстрактное выражение некоей конкретики, измеренной какой-то мерой, и им, числом, выраженной.
Итак, изначально у числа была задача сравнивать-измерять нечто, чтобы затем это нечто количественно выражать-обозначать.
Затем числа стали сравнивать, не видя за ними никакой конкретики – родилась «величина» как отношение количеств и обозначающих их чисел друг к другу: 100 к 1 – «большая величина», 1 к 100 – «малая величина», 1 – «часть», 100 – «целое».
Тем самым, произошёл окончательный отрыв «числа» - абстракции от реальности, измеренного и сравниваемого, 100 могло быть и количеством шагов и количеством дней… возникла «числовая величина», выражаемая символом – знаком, «цифрой» и даже их соотношениями – «уравнениями».
Действия с числами как абстракциями привели к закономерному расширению их смысла, они стали выражать любое, как реальное, так и идеальное, чисто ментальное, то есть, количественное преобразование – измерение – сравнение.
Возникли «всякомыслимые числа»: отрицательные («долг»), дробные (части целого), иррациональные («мнимые», комплексные, трансцендентные… и т.д. и т.п.) – увы и ах, утратившие окончательно связь с любой реальностью (ибо, что собой может выражать РЕАЛЬНО КОЛИЧЕСТВЕННОГО «мнимое число»?), родилась математика как наука, где количество полностью утратило ЛЮБОЕ качество, а подчас кажется что и всякий здравый, действительный смысл-содержание (посему все разговоры математиков о «характеристических свойствах» кажутся несколько натянутыми и несерьёзными, сильно оторванными от реальности…), …наука о возможном (в смысле «мыслимом неким субъектом»), где преобразования количеств: чисел, величин и уравнений - соотношений, задаваемые так же идеальными правилами (когда-то отражавшими реальность…), превратились в самодовлеющую сущность, самой себе служащей…
…Количество и его абстрактные всевозможные преобразования превратилось в фетиш, и, по сути, стало фикцией, ничего реального собой не отражающей.
Нет, не согласны?
продолжение: http://www.proza.ru/2019/03/29/1886
Свидетельство о публикации №219032901893