По закону судьбы

По каким законам складывается судьба человека?  Существует ли предопределённость судьбы? Стоит ли изо всех сил стремиться к своему желанию или мечте? Принесёт ли это тебе счастье в жизни? Или ложность задуманных целей отнимет все силы и здоровье, но не даст ощущение радости от выстраданного? Может лучше «плыть по течению», получать то, что само идёт в руки? И в конце жизни ты поймёшь, что это был лучший путь, что уготовила тебе судьба…
Никто не даст тебе ответа, не узнаешь ты правды, не ответишь самому себе, где ты сделал неправильный или правильный выбор. Ты только сможешь гадать и уговаривать себя в том, что судьба была к тебе благосклонна или нет…

Всю жизнь бежал, бежал… и вдруг стоп! Ты бежал от зарплаты до аванса, потом от аванса до зарплаты, надеясь обеспечить семью, и создавая блага на будущее, себе и своим детям. Но чем больше ты зарабатывал, тем больше росли расходы и …
Пенсия ограничила твою жизнь самым необходимым, минимальным… Хорошо, хоть дети выросли и уже обеспечивают себя сами. А у тебя в большом запасе только прошлые воспоминания. Сначала разрозненные картинки, потом какие-то краткие события. И всё это складываются в небольшие сюжеты о прошлом. И ты записываешь эти воспоминания и уже проживаешь свою жизнь заново. И постепенно из глубин твоего сознания вытягивается то, что, казалось,  давно и навсегда было забыто.

Странно то, что иногда кажется, будто кто-то с высоты, наблюдая за тобой, руководил событиями и периодически сводил тебя с некоторыми людьми, потом  отводил их  в сторону,  и снова подводил их к тебе. Так было не один раз и не с одним человеком. И начиналось это с детства, которое  теперь кажется беззаботным. Но тогда были свои проблемы и не менее значимые и бывало неразрешимые.
Оглядываясь назад, вдруг осознаёшь, что в какой-то момент произошло что-то неуловимое, когда ты вдруг из детства перешёл порог, за которым начинается отрочество.

Отца перевели служить в другой город и всё привычное совсем исчезло.  Другие дома, другие соседи и совсем нет друзей. Я учился в пятом классе. Школа была в городе. От военного городка надо было идти около получаса. Можно было ехать на автобусе, пять минут ехать и десять идти от остановки до школы, но автобус ходил редко. И можно было опоздать на уроки, если надеяться на него.
Дорогу в школу мне показал Сашка Чубуков. Он стал первым и самым близким моим другом на новом месте.  Удивил меня тем, что ходил в школу не с портфелем, а с полевой офицерской сумкой. Это было круто! В этом было уже что-то взрослое. Спустя некоторое время я выклянчил у отца такую - же. В Сашке действительно уже чувствовалось какое-то старшинство. Он уже не играл в детские игры. У него в семье была большая библиотека, и он много читал. Он научил меня играть в шахматы и шашки, хотя в шашках он предпочитал игру «В Чапаева».  Впервые я имел друга, с которым мы много разговаривали, рассуждали на разные темы. Он увлёк меня чтением фантастики.  И вдруг он уехал…

Его отца перевели служить в Карабах, в город Степанакерт.  А на его место и в его же квартиру переехал Славка Важеленко. У их отцов произошла «ротация». Тогда в Карабахе было ещё мирно, хотя напряжёнка в отношениях между азербайджанцами и армянами бывала.
Я очень сожалел о потере друга. Мы даже обменялись несколькими письмами. Но на этом всё завершилось.
И началась дружба со Славкой.

Теперь уже я учил его игре в шахматы и «В Чапаева».  Пытался увлечь чтением фантастики. Был инициатором различных игр. Сашка был худощавым, подвижным и всё схватывал налету. Я за ним не всегда поспевал. Славка был медлительным увальнем, но не глупым. Хотя раскачать его было нелегко.
Я увлекался рассказами «про лётчиков», лепил самолёты из пластилина, и мы «летали» над «полем битвы и бомбили немцев», кидали камешки по наземным целям, изготовленными из камней и палочек. Вырезал из дощечек пистолеты и автоматы, а потом играли в разведчиков, вовлекая других мальчишек, живущих в соседних домах. Катались на велосипедах. Бегали играть на территорию дивизии, туда, где была полоса препятствий для тренировок солдат, стояли тренировочные макеты танка, машины и другие «снаряды». Обожали посещать свалки, где находили старые батареи радиостанций, аккумуляторы, из которых выплавляли свинец, радиолампы и многое из того, что считалось  ценностями. Там же стояли останки бронемашин и танков. Крутили ручки, вращали башни…

А потом мы влюбились в наших одноклассниц. И это ещё более сблизило наши мысли, укрепило нашу дружбу.
Мы «бегали», как тогда говорили, за нашими девчонками. Мы постоянно искали с ними встречи вне школы. Эти невинные заигрывания не оставались незамеченными. Девчонки то подыгрывали нам, то избегали нас, создавая интригу…
В шестом классе в день рождения отец подарил мне фотоаппарат. Я стеснялся просить девчонок сфотографироваться. Но не однажды пытался сделать это незаметно, исподтишка.  К моему большому сожалению, фотографии получались любительского качества. Снятые издали, они разочаровывали меня. Но спустя годы они не позволяли памяти забыть те многие детали, что со временем расплываются или рассасываются бесследно.

И вот опять разлука. Весной Юлькиного отца перевели служить в Кивраг, где располагался один из полков дивизии. Это было недалеко, всего сорок километров. Но они разделили нас навсегда. В праздники, когда происходили общие торжественные собрания в Доме офицеров, а потом концерты или кинофильмы, я видел «Москвич» Юлькиного отца и дежурил невдалеке, надеясь увидеть её. Иногда это мне удавалось, и я чувствовал себя «на седьмом небе».
Я ждал начала учёбы в восьмом классе. В Кивраге школа была семилеткой, и учеников 8, 9, 10-х классов возили в нашу школу.  Не повезло! Её отца снова перевели… Уже в Баку.
И отца Славки перевели… В том году разъехалась вся наша компания мальчишек и девчонок.

Но в восьмом классе появились новые одноклассники, и возникла наша новая компания.
Произошли новые дружеские связи и новые влюблённости. И всё это стало более взрослым, более крепким. И это была уже другая история…
Но здесь я хочу перенестись на десять лет вперёд. К тому времени, когда мой отец уже демобилизовался, и наша семья обосновалась на родине моей матери, когда я уже учился в институте на третьем курсе.

 Отец надеялся устроить мою личную жизнь с дочкой обеспеченных родителей. Он уже работал на большой должности в Управлении NN. Вокруг были «заботливые» обеспеченные сотрудники, которые тоже хотели пристроить своих девочек в хорошие семьи. И однажды меня, зашедшего на работу к отцу, познакомили с молодой сотрудницей, девочкой моего возраста. Она училась на вечернем факультете. Она не показалась мне красивой, но общение с ней было лёгким, и это привлекало меня, страдающего с детства комплексом стеснительности. Всё было бы может и хорошо, и сложилось бы удачно, но меня вдруг призвали в армию на срочную службу. Только два  свидания у нас случилось, и поэтому даже переписки у нас не было.

Меня до этого не призывали по состоянию здоровья, зрение было ниже призывной нормы. Но новый министр обороны Гречко Д.Д. приказал  призывать в армию всех, кто может ходить на нестроевую службу. И меня призвали. Так что, не успев окрепнуть, наши отношения распались.
Я вернулся из армии спустя два года и узнал, что Галина окончила институт и вышла замуж. И фамилия у неё теперь Важеленко.
- Как? – мысленно воскликнул я. - У меня же был такой друг!
- А зовут его Вячеслав? – спросил я сотрудницу отца, которая сказала мне об этом.
- Да, - ответила она. - Могу дать её адрес.- Её муж офицер, он служит в Забайкалье.

Конечно, я написал письмо. Спустя два месяца ещё одно. Но ответа не дождался… Больше я не писал. Я понимал, что причин могло быть несколько. Самая простая, что с того момента, как был получен этот адрес, Славика могли перевести служить в другой город. И вторая, что прошлое иногда хочется не вспоминать…
Это были уже семидесятые годы. Я женился, окончил институт, поменял две работы, родились дети, …наступили девяностые…

Однажды, когда переезжали на другую квартиру, я на антресолях нашёл старые блокноты с адресами, телефонами. Раньше я с удовольствием пересматривал записи и рисунки в них, вспоминал события прошедшего детства и юности. А тут вдруг у меня в душе что-то сжалось. Я испытал тяжкий страх потери. Появилось ощущение ухода прошлого в невозвратное небытие…
Мне захотелось весь этот прах выбросить, чтобы он не тяготил меня… Но столько лет хранил… Ведь для чего –то это надо было? Я разобрал все вещи, лежащие на антресолях, пока снова не вернулся к этим двум ящикам моего архива. Я не смог выбросить всё. Я сложил выбранное в один ящик и решил, что  это пока оставлю.  Остальное выбросил. 

В середине двухтысячных, когда появился у меня интернет, я снова достал свой архив,  начал читать его и искать одноклассников на разных сайтах. А ещё через пару лет, когда я вышел на пенсию, я начал писать рассказы о моём детстве и юности, и сильно пожалел о потерянных материалах.
Вот тогда-то я на одном из сайтов нашёл Галину Важеленко. Это была она, та самая Галина, жена моего одноклассника. Оказалось, она живёт в соседнем городе.Мы обменялись телефонами, созвонились, и договорились встретиться.
Через некоторое время я женой я поехал в соседний город. Я уже знал самое главное. Моего друга уже нет в живых. Его сгубил инфаркт. И самое обидное то, что мы жили долгие годы в соседних городах, не зная об этом.

Квартира моего друга была в центре города на втором этаже. Она выглядела так, что сразу стало понятно, жили они очень богато. Элитная мебель, люстры, посуда, каждая мелочь выглядели эксклюзивно. Позже я узнал, что это была квартира родителей Галины. Они работали в руководстве города в советское время. И смогли устроить перевод своего зятя служить в этом городе. А после демобилизации устроили и его тоже на большую руководящую должность. 
Я хотел посмотреть альбом, увидеть фотографии на протяжении всей жизни моего друга, но оказалось, что Галина уничтожила все старые фото, оставив только большой настенный портрет. И ещё две фотографии на свадьбе дочери.
Мы попили чаю, и Галина повезла нас на их дачу. Здесь всё было обычно. Старый деревянный домик, обычный для советских времён. Старая мебель. Ведь всё свозилось раньше из квартир на дачи, прежде, чем выбросить. Но место было хорошее. Метров в двухстах речка, с песочным пляжем.

Дело шло к вечеру. И мы выехали в обратный путь.
Позже я не один раз возвращался к мысли о том, что не случайность, а судьба отвела меня от Галины. Ведь судьбу Славика решала Галина со своими родителями. Не было у него своей воли. Не своею жизнью он жил, а жизнью диктованной ему. И это давило на него, надрывало его сердце. Вот оно и не выдержало…
Возможно и со мною так же было бы. Спасла меня моя судьба? Вполне вероятно…

Жаль Славика. И очень сожалел я, что мы много лет могли бы продолжать наши дружеские отношения, но не исключено, что Галина не хотела этого.
В те времена работники райкомов, горкомов, исполкомов и др. административные работники не очень любили дружить, общаться с «простыми» и даже своими родственниками, чтобы не обременять себя лишними обязанностями. Или выполнять какие либо просьбы.
Вот и молчала Галина, не сообщала обо мне Славику. И мне о нём не давала знать.
Так и шла наша жизнь параллельно, пока ушла в прошлое та жизнь, а власть в другие руки.
Теперь, когда всё нейтрализовалось, Галина отозвалась… 


Рецензии
Я тоже пишу подобные воспоминания, они помогают понять себя в себе...
Здоровья Вам и творческого долголетия.
С уважением

Виктор Мотовилов   15.06.2019 22:11     Заявить о нарушении