Что такое лидерство

31. Все для рационалов! А как же иррационалы?

И в психологии, и в астрологии, и в нумерологии, и в физиогномике встречается несколько типов, а также подтипов людей. Но в целом их разделяют на две большие категории:
Рационалы:
 - Эти люди последовательны, ведут планированную, организованную и обдуманную жизнь.
Иррационалы:
 - У этих жизнь импульсивная, беспорядочная, импровизированная и необдуманная.
Можно сказать, все учения, связанные с управлением и планированием времени совпадают с рационалами. Большая часть этих людей, которые своей жизнью управляют по графику, движутся к намеченной цели в крупных компаниях и корпорациях в атмосфере управленческой бюрократии, а незначительная часть – в атмосфере монотонности собственного бизнеса. Текущие и перспективные планы, деление времени на месяцы, кварталы, декады, годы, а также графики, расчеты и т.д. являются неотъемлемой частью их жизни.
А иррационалам все это чуждо. Идеальным вариантом для них считается абсолютно непринужденная обстановка, творческая атмосфера и отсутствие требовательности.
В цивилизованных обществах обычно рационалов считают серьезными, а иррационалов – несерьезными людьми. По подсчетам соотношение рационалов к иррационалам на Земном шаре составляет 49% к 51%.
А знаешь ли ты, дорогой читатель, к какому типу людей ты относишься?
В психологии можно встретить четкий раздел примет этих двух типов людей. Взглянув на этот раздел, ты тоже сможешь определить свой тип. Так что рационалы:
 - Любят порядок, хотят, чтобы все было на своем месте;
 - К работе относятся серьезно, соблюдают дисциплину;
 - Если ситуация под контролем и все определенно, они чувствуют себя комфортно;
 - Легко привыкают к однообразию в работе;
 - Любят достичь своей цели, построив  четкие планы и выполняя их. Они имеют одну глобальную основную цель и несколько подцелей;
 - В работе точны и пунктуальны. Работа у них качественная;
 - Работоспособность и выполнение намеченных заданий  мало зависит от их настроения;
 - Экономны, свои средства распределяют по следующим дням;
 - Чтобы достичь цели, рационалы всегда располагают несколькими планами и способами. Если один не удается, они пускают в ход другой;
 - Много читают, стараются получать новые знания, нужную им литературу читают от корки до корки;
 - С утра знают, что будут есть на обед и на ужин. В середине недели составляют график на субботу и воскресенье;
 - Неожиданность, нестабильность и хаос на них очень плохо влияет, нарушение планов может загнать их даже в стрессовое состояние;
 - В любой сфере, где трудятся, они обычно мастера своего дела.
Иррационалы же:
 - Имеют несколько целей, стараются завоевать успех в самых различных отрослях;
 - В отличие от рационалов, когда способы достижения цели у них не срабатывает, они меняют не способ, а цель;
 - Не  могут привыкнуть к однообразию в работе, даже если вынуждены к этому, придумывают различные формы выполнения такой работы;
 - Монотонность их враг;
 - Крайне непредсказуемы, не поддаются к прогнозам;
 - Их не беспокоит потеря контроля над ситуацией и внезапное сталкивание с неожиданностями, умеют вовремя принимать решение и действовать согласно ситуации;
 - Порядок и дисциплину они недолюбливают;
 - Не стараются наводить порядок, могут жить в беспорядке, как ни в чем не бывало;
 - Затрудняются отвечать на вопросы типа «Что ты будешь кушать на обед?», «За какой срок можешь выполнить эту работу?», «Как долго будешь находиться в гостях?»;
 - При чтении книги не соблюдают последовательности, ищут в ней интригующие моменты. Когда попадают в пробку на своем автомобиле, не хватает терпения ждать, выруливают на альтернативную дорогу;
 - Их работоспособность полностью зависит от настроения. Если не охота, сегодняшнее дело легко могут отложить на  следующий день;
 - Совсем не экономны, если им достались какие-то деньги, то в тот же день стараются потратить все до копейки;
 - В жизни часто сталкиваются с невезением. Обычно страдают от необдуманных поступков и живут по принципу «будь, что будет»;
 - Удачливых иррационалов очень мало. А если и встречаются такие, то это уже гении, которые, прямом смысле слова, вызывают у окружающих удивление. Эти люди одновременно владеют несколькими языками и управляют несколькими бизнесами, занимаются несколькими видами спорта, путешествуют, тянутся к искусству, принимают участие на различных мероприятиях, стараются наладить контакт с новыми людьми.
В начале нашей беседы я заметил, что все учения для того, чтобы быть успешным человеком, лидером, совпадают с рационалами, так как, чтобы стать успешным и попасть в цель, необходимо соблюдать дисциплину, действовать по плану и уметь держать под контролем время. Значит, большая часть того, что написано в нашей книге, рассчитана на рационалов. Как же, в таком случае, быть иррационалом? Разве мало таких среди моих читателей?
Не следует беспокоиться! Оказывается, в психологии есть гарантированные формулы успеха и для иррационалов. Эти формулы - противоположность всех менеджментских учений, их можно назвать также и антитезисами.
В ответ на планирование рационалов можно выдвинуть спонтанное планирование иррационалов. Суть формулы в том, что в особенностях иррационалов, названных обществом слабостью и недостатком, скрываются такие аспекты личности и это такой большой потенциал, что при правильном использовании их, можно даже добиться самых больших целей!
Любопытно, не так ли?
И так, обратим внимание. Тезисы и антитезисы:
а) Иррационалы, не завершив одно дело, хватаются за другое.
Иррационал, проявляющий одновременно интерес ко многим отраслям, допустим, в желании стать и писателем, и актером, и режиссером, и ученым, и дизайнером, и спортсменом выбирает что-то одно из них и направляет свой потенциал в эту сферу, но видя, что за короткое время не может добиться успеха и понимая, что путь к успеху очень долог, плюс, испытывая боль от подавления интереса к другим отраслям, мирится с постепенным утрачиванием интереса и энтузиазма. Сходит с пути к цели, на этот раз выбирает себе другую сферу и начинает идти к достижению цели в этой сфере. Естественно, и на этот раз он сталкивается с неудачей.
Как же быть?
В принципе, иррационалы должны зарубить себе на носу, что они рождены как раз для разнообразия. Посвятить себя запланировано какому-то одному делу – это не их удел. Эти правила  для рационалов. А вы, иррационалы, не в коем случае, не должны душить в себе свои желания. Будьте одновременно и писателем – пишите книги, и художником – рисуйте портреты. Если, допустим, хотите изучить программу Photochop на компьютере, изучите также и программы Corel Draw, Flash. Если вы стараетесь выучить английский язык, учите также немецкий и французский языки. Не ставьте себе одну цель, старайтесь поставить перед собой одновременно несколько задач. Результат будет блестящим!
б) Иррационалов утомляет однообразие в работе.
Обычно это однообразие лишает их успеха. У них пропадает интерес к работе. Они делают все через силу, порой не могут довести дело до конца и добиться нужного результата.
Но  эту скуку от монотонности из отрицательной черты можно перевернуть на положительную. Каким образом? Если работа докучает вам, переключайтесь из одной деятельности на другую. Например, если это личная работа, играйте музыку, пишите дневник, переписывайтесь с друзьями, можете даже немножко заняться физкультурой, прогуляйтесь на свежем воздухе, затем снова вернитесь к своей работе. Ну а если эта работа в офисе или на предприятии, и вы не можете исполнять музыку или выполнять спортивные упражнения, тогда применяйте другие виды расслабления. Можно прочитать книжку, что-то нарисовать, решать кроссворд или сканворд. Этот смешанный рабочий ритм приведет к успеху в вашей основной работе. И она у вас будет продуктивной и качественной.
в) Иррационалы – это люди настроения.
Именно этот недостаток сбивает иррационалов с пути. Если у иррационала на следующий день запланирована очень важная деловая встреча, а он встал с утра не с той ноги, и, ему лень идти на эту встречу, от этого он серьезно пострадает. Но что ему делать, он не может справиться с собой. Из-за того, что иррационалы не могут составить себе точный дневной план (не говоря уже о месячном и годовом) – это им плохо обходится, на пути к успеху возникают препоны.
Как же быть? Естественно, если у иррационала пропала охота сделать какое-то дело, то найдется желание выполнить какую-то другую работу. Поэтому иррационал, зависящий полностью от настроения, должен действовать не по текущему и перспективному плану, а по полному перечню намеченных дел. И каждый день должен просмотреть этот список. Тогда он сможет найти занятие, соответствующее его настроению на данный момент. Этим самым он не будет попусту тратить время и страдать от неудачного планирования.
И так, дорогие мои читатели, чей тип соответствует иррационалам. Даже при вашем характере, отвергающем монотонность и однообразие, можете идти к достижению цели, несмотря на то, что желаете одновременно заняться в нескольких сферах и являетесь человеком настроения, а также не придерживаетесь действий по плану. Все эти минусы вам не помеха. В отличие от рационалов вас вдохновляет не цель, а сама деятельность. Помните, это может быть поводом для достижения еще больших побед!

                32.Что такое лидерство?

Лидер в истории человечества, лидеры международных организаций, лидеры стран, лидеры управлений и предприятий, лидеры партий, лидеры религиозных организаций, лидеры спортивных команд, лидеры в медии, лидеры трупп и ансамблей в искусстве и т.д. и т.п.
Мы привыкли слышать слово «лидер» на каждом шагу. Что же такое лидерство? Самое простое определение этому понятию следующее: человек, которого все слушаются, и, которому все доверяют в процессе организации работы, тот может считаться лидером. Но здесь есть и сложная сторона вопроса. Каким образом можно заслужить статус человека, «которого все слушаются», «которому все доверяют». Как завоевать этот статус?
Понятие «лидерство» считается логическим продолжением понятия «достижения удачи». Вполне очевидно, что лидерами становятся люди, завоевавшие в какой-то степени успех в жизни. Но тут есть одно «но»: не каждый, завоевавший успех, может стать лидером. Не все завоевания могут быть поводом для становления человека лидером. В этом смысле, понятие «лидер» более всеобъемлюще, чем понятие «удачливый человек». Удачливых людей могут быть много, тогда как лидером становятся единицы.
Лидеры обычно бывают двух видов: формалы и неформалы. Первых назначают, а вторых выбирают группы.
Лидерские учения и концепции берут свою основу с начала ХХ века. В следующем разделе я постараюсь рассказать об этом подробно. А пока хочу сказать о том, что исследователи, изучавшие в начале ХХ века жизнь гениальных личностей и крупных лидеров, изменивших историю человечества, определив их основные характерные черты (например, целенаправленность, решительность, выносливость, силу воли, хорошую память, умение уверять, ораторство, интеллект, умение войти в доверие, лукавство в какой-то мере, жесткость, когда требуется и т.д. и т.п.), разработали «Учение гениальных людей». Но это учение, ищущее лидерство в личных качествах, потерпела неудачу, так как не удалось создать обобщающего портрета лидера. Основные специфические черты, имевшие место в характере у одних, не наблюдалось у других исследуемых. Плюс, проведение обобщений затрудняло и то обстоятельство, что какие-то черты характера в лидерах были прямо противоположными.
После этого им пришлось смириться с тезисом о том, что понятие «лидерство» вытекает из конкретных условий. Решающая роль в процессе зарождения лидера таких факторов, как время, место, экономическая и политическая обстановка, стало предметом размышлений.
Эти решающие факторы служили одновременно и вознесению лидера, пению про него дифирамб, и, если придется, снесению его с пьедестала почета и обливанию грязью. По этой причине лидерство может считаться миссией как почетной, так и рискованной и опасной.
Следующим этапом в исследовании лидерства стало теория его систематизации. Здесь уже подтвердилось, что ни личные качества, ни обстоятельства не способны полностью раскрыть это понятие. Выяснилось непосредственная зависимость становления лидером от группы и окружающей среды. Лидерство и лидер здесь рассматривается в рамках групповой динамики. Группа была сочтена как система, а лидерство – как организатор отношений в этой системе.
Почти все известные лидеры социалистической системы, начиная от Владимира Ленина и Иосифа Сталина и кончая Фиделем Кастро и Мао Тзе Дуном, в различные исторические эпохи имели противоположные отзывы о своей личности. Их с одной стороны считали строителями светлого общества, с другой – ярыми диктаторами. И это было связано с двояким характером групповой системы, организатором отношений в которой они являлись.
Я хочу привести читателям один пример. 30-40-е годы считаются годами лихолетий в истории Советской империи. В этот период, получившим название репрессии сталинизма, по приказу вождя Иосифа Сталина по надуманным обвинениям во врагах народа были расстреляны, арестованы и сосланы миллионы ни в чем не повинных людей, среди которых было много представителей интеллигенции. Можете  себе представить, что в одни лишь 1937-38 годы, которые вошли в историю как «годы великого террора», в СССР были расстреляны 681692 человека.
Эта волна террора коснулась и моего народа. Были уничтожены сливки общества. Сюда входят государственные и общественные деятели, ученые, педагоги, деятели литературы и искусства. Я не имею возможности говорить о них подробно, но имена некоторых из них я все же назову: это Бекир Чобанзаде, Ахмед Джавад, Гусейн Джавид, Микайыл Мушфиг, Рухулла Ахундов, Салман Мумтаз.
Азербайджаном в то время правил Мирджафар Багиров, который являлся уроженцем Губы. Весь кровавый террор был связан с его именем, то есть потомки проклинали именно его. Чуть раньше я говорил о риске и опасности лидерства. Это очевидно на примере Мирджафара Багирова. Представьте, что в отличие от других Кавказских республик – Грузии и Армении – руководство СССР в то время Азербайджану оказало доверие, назначив главой человека местного. Поэтому М.Багиров, завладевший этим постом благодаря своим личным качествам и умению политического лидера, был вынужден работать под большим давлением. К тому же, режиссером репрессий было руководство СССР, он же был просто исполнитель. Вместе с тем, этот лидер смог выразить любовь к своему народу, спасши от ареста некоторых очень знатных представителей интеллигенции, и, приняв ряд крайне важных решений и директив в пользу экономики республики. История должна помнить об этом.
В предыдущих разделах я рассказывал о том, что в XIX веке Азербайджан был разделен на две части между Российской Империей и Иранским Шахством. У азербайджанского народа две незаживающие раны, первая из которых, несомненно, его раздел на две части (вторая – это оккупация Нагорного Карабаха). Этот самый М.Багиров, создав в 1945 году движение под руководством Пишавари в Южном Азербайджане, за короткое время добился образования Азербайджанской Демократической Республике в составе Ирана. Но к сожалению ему не удалось получить необходимой поддержки у Сталина – руководства СССР и добро у ООН. Таким образом, большая идея М.Багирова была обречена на провал. Иран при поддержке Великобритании и США в апреле 1946 года ввел в Южный Азербайджан 20 дивизий и сверг Азербайджанское государство.
Вот это есть судьба великого лидера. И она всегда зависит от угла зрения нового времени, новых лидеров и новых историков. Как я ранее отметил, при желании тебя могут вознести на вершину, а если захотят, то могут облить грязью.
Мы в общих чертах затронули учения лидерства. В предстоящих разделах постараемся говорить об этом более конкретно. А пока хочу заметить, что на понятие лидерство у меня имеется свой взгляд. Несомненно, для лидерства необходимы определенные личные качества, огромное значение в этом имеют обстоятельства, решающую роль играют группа и команда. Но, по моему убеждению, никто в последствии лидером не становится, им нужно родиться. Возьмем хотя бы интуицию, которая характерна лидеру. Интуитивно чувствовать – это прирожденное качество. По-моему, лидерство больше биологическое свойство, человек одарен им от рождения. Впоследствии, когда этот дар соединяется со свойственным лидерским концепциям личными качествами, а также с обстоятельствами и системностью, о которых говорили выше, тогда рождаются лидеры. То есть для этого нужно, чтобы зерно таланта попало в плодородную почву, тогда оно взрастет.

\продолжение следует\


Рецензии