Праздник восьмого марта в 1958 году

       Институтская группа, в которой мне посчастливилось учиться, была очень интересная. Несмотря на то, что наш институт был строительный, из нашей группы вышли известные кинорежиссеры,  видные операторы телевидения, писатели и художники, а также даже несколько строителей  и проектировщиков. А тогда в 1958 году это были молодые ребята и девушки, которым было интересно вместе проводить  всё свободное время. Мы постоянно  ходили в кино (иногда вместо лекций), почти каждое воскресенье ездили  куда-нибудь на экскурсии или собирались в доме у одной девушки, которая жила за городом. Мы вместе катались на лыжах.

       Нам не надо было искать повода, чтобы встречаться. Ну и, конечно, мы вместе отмечали все праздники. Праздник восьмого марта мы решили отмечать в доме у Андрея. В дальнейшем он стал видным советским кинорежиссером документального кино. Он жил в переулке, который выходил на Петровку, и его дом граничил с МУРом  (московским уголовным розыском). В этот день я ещё был приглашён на день рождения  какой-то девушки не из нашего института. Мне очень стыдно, но я её совсем не помню, не помню даже, как её звали. Я решил совместить эти два мероприятия. Сначала я погулял на дне рождения, а затем к одиннадцати часам вечера приехал поздравлять наших девушек. Так как мы собирались гулять всю ночь, я не очень переживал, что я опоздал.

       Андрей жил на третьем этаже старого дома, наверно он был построен ещё до революции. Кроме основного входа с улицы дом имел ещё один вход со стороны двора, так назывался чёрный ход, из которого тоже можно было попасть в любую квартиру дома. Квартира была очень большая, коммунальная, и в этой квартире фактически была внутри маленькая квартира Андрея: в ней была маленькая прихожая с вешалкой, а из этой прихожей был вход в большую комнату, где веселилась наша группа.

       Когда я приехал, вешалка была заполнена полностью, на каждом крючке висело по несколько пальто. Поэтому своё пальто я просто накинул сверху на эту кучу пальтишек. Шёл 1958 год,  одевались все очень скромно, хорошие вещи было достать нелегко, да у многих семей просто не было денег на это.  Я пишу об этом, потому что перед этим событием мои родители купили мне новое модное демисезонное пальто   с поясом. До этого я всегда донашивал одежду моего старшего брата.

       Когда я появился, веселье было в самом разгаре. Мы танцевали под патефон, рассказывали  анекдоты, пили вино и водку, в общем веселились. Все были немножко пьяны. Около часа ночи одна влюблённая пара решила выйти на улицу. Они вышли в прихожую и сразу вернулись с вопросом, а где наши пальто. Раздался общий хохот, все решили, что кто-то пошутил, но скоро смех закончился.  Выйдя в прихожую, все увидели, что вешалка пуста, а на полу валялись два  одиноких пальто: как оказалось, моё и хозяина квартиры   Андрея.

       Моментально все протрезвели. Через несколько минут в квартире  была милиция во главе с немецкой овчаркой. Все ребята, у которых украли пальто, стали писать заявления о пропаже с описанием особых примет своих пальтишек. А мы с Андреем стали писать объяснительные записки: почему наши пальто не украли. Наверно, милиция подозревала, что мы с ним наводчики.

       А потом началось самое интересное. Наступили утро, надо было разъезжаться по домам. Но как? Хотя было уже девятое марта, но погода была зимняя: шёл снег и было очень холодно. Все потерпевшие стали звонить домой, объясняться, потом стали приезжать родители с какими-то вещами. На следующее утро в институт пришла группа голодранцев, все пришли в старой одежде родителей. И почти каждый день кого-то из группы вместо лекций вызывали в милицию на опознавание вещей, которые милиция обнаружила на рынках, в скупках и в комиссионных магазинах,  Но всё было не то.

       В результате наша доблестная милиция обнаружила только одно пальто. Самое обидное было мне за моего друга Сашу, потому что он сделал лучшее описание своего пальто, а его не нашли. В своем заявлении о пропаже пальто в разделе особые приметы он написал: в левом кармане семечки. Ну, а нас с Андреем таскали в милицию несколько раз, но мы так и не признались, что были наводчиками.

       Весна в том году была поздняя, и хотя наши девочки ходили в институт чёрт знает в чём, они всё равно были самые красивые в институте.

               


Рецензии