Бессмертной Памяти огонь

 (страницы семейной хроники)
 
 
   О той страшной войне я знаю из кинофильмов, книг, уроков истории в школе, но более глубокий след в моей уже «седой» памяти остался от моих родителей – живых участников тех событий. К сожалению, я тогда довольствовалась их скупыми воспоминаниями, приуроченными к государственным праздникам, когда собиралась наша дружная семья за столом, либо их беседами между собой уже в почтенном возрасте, когда они вспоминали свою молодость.
   Как я сейчас жалею, что о многом не расспросила подробнее.
 
   Казалось, вечно будут жить
   Родители – надёжная опора!
   Дымочек виться, дом стоять,
   И яблонька… у крепкого забора!..
 
   Но неожиданно для меня родители ушли в 2012 году один за другим, прожив вместе в браке более шестидесяти двух лет.
   Отец – участник Великой Отечественной войны, мама – труженица тыла, шахтёр Кузбасса.  Они вырастили нас – трёх дочерей, шесть внуков, восемь правнуков и одну праправнучку.
   Семья из двух прекрасных, любящих жизнь людей, выросла до двадцати шести человек (включая зятьёв и снох). Для нашей семьи были и остаются два святых праздника, которые собирают нас вместе. Это – День Победы и День шахтёра, как дань уважения родителям и всем ветеранам и труженикам страны.
   При жизни отец дважды участвовал в  параде Победы в г. Кемерово, как Почётный ветеран-участник Великой Отечественной войны. Поэтому с 2013 года я с внуками хожу на парад 9 мая с портретами родителей. Память об их подвиге в годы войны  живёт до сего дня. Тогда, наверное, не только у меня в душе зародилось это чувство – пройти на параде вместе с ними – главными героями этого великого праздника.
 
   Уходят в Вечность наши Ветераны –
   Сыны России, выполнив свой долг!
   А мы подхватим выше это Знамя –
   Сплотим свои ряды в «Бессмертный полк»!

   Мои родители родились в одной деревне Козлово Топкинского района в многодетных крестьянских семьях. Отец, Василий Михайлович, 1925 года рождения –  старший сын в семье, кроме него было ещё семь детей. Жили бедно, окончив четыре класса сельской школы, стал работать в колхозе. Возил сено с полей зимой, заготавливал дрова, помогал семье, как мог. А тут война грянула. Сводки с фронта были тяжёлые. Мужчины почти все ушли на войну. Женщины и подростки заменили их в хозяйстве. Женщины работали трактористами: пахали, сеяли, рубили и возили лес.
   В 1942 году отца в семнадцатилетнем возрасте направили в Новосибирскую область   на военную подготовку. 12 февраля 1943 года (ещё и 18 лет полных не исполнилось)  принял военную присягу, ему было присвоено звание сержанта – и сразу на фронт в составе Сибирского полка миномётчиком. Был командиром отделения зенитчиков артиллерии. Это я читаю в его военном билете и смотрю на сохранившуюся фотографию отца в 1943 году: ему только 18 лет, а глаза такие серьёзные; о чём думал тогда – я не спросила, а жаль...
   Вспоминаю отрывки разговоров о войне моего отца с другими фронтовиками на встречах 9 мая. Он рассказывал, как «ходили за языками» при освобождении Белоруссии. Сибиряки отличались выносливостью, по несколько часов сидели в болоте под кочками в ледяной воде осенью и доставляли немцев в штаб, узнавали от них места их дислокации и готовили новые наступления.
   Потом в ожесточённых боях под Псковом в июне 1944 года отец был ранен. Металлические осколки разорвавшегося снаряда, в бедре остались на всю жизнь. После госпиталя освобождал от фашистов Прибалтику. Сохранилась фотография от 28 апреля 1945 года в Латвии, ст. Ропажи. Фотографировал еф. [ефрейтор] Радионов Фёдор Фёдорович. Отец часто смотрел на это фото, называл имена солдат, их национальности: был цыган, грузин, башкир, казах и другие. Почти все погибли от «лесных братьев» – предателей из местного населения, буквально в последние дни войны... 
   После Победы на Западном фронте над страной нависла новая угроза с Востока – война с Японией, куда отправили молодых, но уже опытных и обстрелянных солдат. Их перегоняли эшелонами по железной дороге. А после разгрома Японской армии  победителей оставили на страже наших восточных рубежей, было неспокойно. И только 10 марта 1950 года отец был уволен в запас.
   Вернулся в родную деревню – молодой, всего 25 лет… А сколько не вернулось! Женился на моей маме – Екатерине Григорьевне. Они сразу переехали в совхоз 316 на ферму №3, сейчас это посёлок Магистральный, что в семи километрах от Козлово, остались в родном Кузбассе.
   Мама с 1940 по 1947 годы работала в шахтах Кузбасса в забое, под землёй, 160 метров глубина... Все четыре военных года без выходных и отпусков по 12 часов в сутки рубила и гребла уголь вручную, отгрёбщиком. Молодые женщины и девчата заменили мужчин, призванных на фронт. Дисциплина была очень жёсткая, в забоях тоже гибли шахтёры. Так, погиб её забойщик Филин – молодой человек, его завалил огромный пласт угля (4-й участок шахты Центральная, г. Кемерово). Погибла мамина подруга Аня, у которой осталась трёхлетняя дочка, а муж погиб под Смоленском. Эту девочку оставила себе воспитатель детского садика, когда ей сообщили о гибели матери ребёнка.
   За тяжкий труд женщин-шахтёров поддерживали морально, и не только. Маму награждали газовым платочком. Я его, помню, в детстве носила – очень тоненький, розового цвета, – настоящее богатство было! В другой раз – отрезом на платье, которое она носила очень долго после войны. А в 1946 году её наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» от имени Президиума Верховного Совета СССР 15.11.1946 г.
   В 1947 году женщин вывели из шахт на поверхность, и мама снова вернулась в своё село. Родителей уже не было. Отца забрали в 1937 году, а её мама умерла в 1947 году.   
   Старший брат мамы - Ходаковский Иван Григорьевич, 1910 года рождения, до войны тоже был шахтёром на шахте «Пионер», в семье было четверо маленьких сыновей. В первые дни войны он ушёл на фронт. Сохранилась фотография военных лет. Он прошёл почти всю войну, но под Будапештом, в феврале 1945 года был тяжело ранен. Его сначала доставили медпоездом в госпиталь г. Сочи на лечение. Но ранение было очень тяжёлое и шансов выжить почти не было. Ему очень хотелось увидеть своих детей, всё-таки четыре года не видел. И он попросил отправить его домой в Сибирь. До самого Кемерово его сопровождала медсестра из Сочинского госпиталя, всю долгую дорогу на поезде. Ехали в Сибирь почти 10 суток. Медсетра  передала раненого дядю Ваню жене на руки и отправилась обратно в госпиталь г. Сочи. Вот такое внимание и забота характерны для людей того трудного, военного времени. Мой дядя Ваня только и успел порадоваться на своих подросших сыновей и вскоре умер от ран. Сейчас я пробую восстановить эту историю подробнее. Его семья давно переехала на Украину, и след потерялся. Я сделала из этой маленькой фронтовой фотографии его портрет. Красивый крепкий сибиряк, как и мой отец! Я с этими военными фотографиями прохожу в параде Бессмертного полка.
   Я и мои сёстры-близнецы - дети послевоенного времени жили очень бедненько, но с отцом-тружеником и мамочкой, мудрой и заботливой. Мужчин в селе было очень мало, а вдов - много...
   Жили сначала в землянке с керосиновой лампой, электричество на ферму провели лет через семь. Отец почти всё время проводил в поле, работал полеводом-агрономом. Знал и любил матушку-землю, был истинным патриотом, растил хлеб более сорока лет. Знал каждое поле, где какое зерно даст лучший урожай. За свой труд имел тоже много наград, неоднократно был участником ВДНХ.
   Он был настоящим стержнем нашей, уже разветвлённой, семьи до последних дней. А как он любил заниматься с внуками и правнуками! Доходчиво объяснял  своим наследникам прописные истины русской жизни и истории, учил их добру, честности. Мы, его дочери, благодарны ему за такую поддержку в деле воспитания наших детей. А мама тоже везде успевала: и в поле работать, и домашнее хозяйство вести. Научила нас всем  домашним премудростям: и шить, и вышивать, и огородничать. В домике, который отец сам позже построил, всегда был идеальный порядок.
   Родители дали нам достойное образование, воспитали трудолюбие, честность, доброту, почитание старшего поколения. В посёлке была только начальная школа (четыре класса). Учителем был старенький фронтовик Андрей Сидорович. Шёл 1955 год, а ему было уже 60 лет... Нам было интересно, что он жил ещё при царе и рассказывал историю той жизни. А на уроках пения мы пели песни не про «серого козлика», а «По военной дороге», «Три танкиста» и про финскую войну, где были слова - «Отец твой убитый на финской границе, на финской границе зарыт…». Так и росла вся детвора на военных патриотических песнях.
   Это была маленькая деревенская школа, домик - всего две комнатки, где топили печь дровами, здесь же и раздевалка. Да и учеников-то было всего чуть более десятка во всех четырёх классах. А уже с 5-го по 8-ой класс ходили пешком 8 километров в соседнюю деревню Тыхта. Среднюю школу заканчивали в интернате 58-го совхоза, это ещё дальше от родителей. Сколько им пришлось пережить, пока нас выучили и дали нам высшее образование!
   Но нас всегда тянуло в родной дом, в домашнее тепло и понимание. Вместе со всеми детьми села с семи-восьми лет в летние каникулы работали в поле: пололи посевы свеклы, моркови, кукурузы, картофеля. Мои дети, сын и дочь, в свою очередь тоже, проводя каникулы в деревне у моих родителей, помогали работать на совхозных полях своего деда Васи. И все внуки с детства любили, когда отец брал их с собой в поля.
   Когда мой сын Сергей, как призывник, готовился к службе в СА, отец учил его многому: общению с другими солдатами, рассказывал о Долге, Чести, Достоинстве, даже учил наматывать портянки. Сергей отслужил два года с 1990 по 1992 гг. Сейчас рассматриваем фотографии тех лет:  сын на присяге (г. Москва), отец со внуками и  правнуками после парада в селе на День Победы в 2000 году. А на следующем фото – всеми любимая папина помощница, лошадка Ягодка, на которой отец катает свою правнучку Наташу. Какой сильный, крепкий сибиряк! Да кто же таких победит?! 
   Наш народ верил в Победу и приближал её не вздохами о бедности, а трудом, героизмом, терпением и мудростью каждого на своём месте!
   О войне отец иногда разговаривал с мамой да с дядей Пашей Калугиным. Тот вернулся с войны с переломанной ногой. От колена она торчала в сторону, а вниз он соорудил деревяшку, так и ходил, не давал ногу отрезать, хоть она ему и мешала. Он возил воду в бочке на поля, чтобы в жаркие летние дни поить работников, которые заготавливали сено, пололи, пасли скот. Он был очень добрый и пацанам рассказывал, как «бил фашистов, гнал их прочь с земли нашей».
   А зимними, холодными вечерами отец любил вслух читать газеты для соседских малограмотных старушек. Помню, в «Кузбассе» напечатали «Судьбу человека» М. Шолохова. Я ещё в школу не ходила. В нашем домике всего одна комната, так бабушки приходили каждый вечер, усаживались на лавку. Отец читал медленно, а они внимательно слушали и плакали. Почти все они не дождались с войны мужей, сыновей, братьев... Спрашивали у отца об этой страшной войне, он рассказывал. Ну, и мы не сидели без дела: что-то вышивали, учились вязать, драть перо на подушки.
   Телевизоров не было ни у кого, первый появился уже в 1959 году у Бухтояровых, и мы толпами по очереди ходили смотреть это чудо. Очень много хороших, добрых воспоминаний о людях того времени. Мы гордились своими родителями и удивлялись их скромности и терпению.
   В наших родителях была огромная внутренняя сила, до последних дней никогда не опускали руки, а жизнь, пусть и мирная, была очень сложной – вечная борьба и стремление к лучшему. Вот и мы, их дети – уже сами пенсионеры. Я, ветеран МВД, тоже присягала на верность служения Родине и всю жизнь, до сего дня равняюсь на образ жизни моих родителей. Вырастила двух детей, трёх внуков, растут два правнучка.
Моя сестра, Надежда Васильевна – уважаемый на селе человек. Тридцать восемь лет отдала педагогической деятельности. С мужем Виктором воспитали двух дочерей, четырёх внуков. Прекрасная семья, проживают в посёлке Верх-Падунка Топкинского района.
Вторая сестра – Нина – инвалид детства, но отработала бухгалтером в совхозе более двадцати лет, вырастила двух сыновей, трёх внуков. Сейчас живёт в родительской квартире в г. Топки, где и собирается на праздники вся наша семья. Они только в 2010 году переехали в президентскую благоустроенную квартиру в г. Топки. Наконец-то можно было дать отдохнуть своим натруженным рукам! Были очень рады этой однокомнатной квартире, где прожили ещё два года…
    Мы по-прежнему собираемся вместе в День Победы и в День шахтёра. Просматриваем семейные фотографии, делимся воспоминаниями. Конечно, родители для своих детей – самые лучшие! Но сегодня я понимаю, что их поколение объединяли чувства патриотизма, бескорыстия, чуткости и высшей нравственности. Ведь такую разруху преодолели, пережили потери, восстановили страну!
   С горечью слежу за тем, что происходит сегодня в мире, как ведут себя некогда дружественные республики и государства Европы. А ведь их освободили наши отцы от фашизма ценой своих жизней! Просто из сердца рвутся строки моих стихов.

   Да, миллионы жизней положили
   России нашей верные сыны,
   Чтобы в свободном мире жили
   Все люди – граждане любой страны!

Так отчего же кто-то словом хлёстким
Сегодня смеет наших бить солдат?
Бессовестно забыли братьев-крёстных,
Чьи кости под Европой всей лежат!

   Наши, уставшие за четыре года от страшных испытаний войной, солдаты не остановились с Победой у своих границ после изгнания врага, а догнали его и уничтожили в логове! Освободили от фашизма всю Европу, что гибла и горела в том плену… Мой призыв к тем, кто пытается забыть и переписать историю тех событий:
 
    – Одумайтесь! Стоим уже у края,
      Той бездны, куда рухнет весь наш мир!
      И даже чёрная воронья стая
      Не долетит на свой последний пир!..

   Семьдесят пять лет прошло с того Победного Мая. Слава Богу, сердца наши не остыли к памяти о подвиге наших отцов и дедов, да и всего того поколения военных лет! Они, Герои Великой Победы были нашими учителями по жизни. И сегодня остаются примером преданного служения людям и Отчизне. О них мы - наследники Победы рассказываем, в том числе и на страничках нашего журнала, молодому поколению, чтобы в душах наших детей, внуков и правнуков, никогда не угасал Бессмертной Памяти Огонь!!!
   Все народы России Великой, как единая наша семья,
   Не позволят врагам многоликим на колени поставить себя!

   С праздником Великой Победы Вас!!!
С почтением, Валентина Устяхина (Ходаковская)

   весна 2020 года
      


Рецензии