Нападение без защиты

Из сборника «Страна, которую мы забыли»

Глава 6. Вперед, в науку! (1974-1980)

6.5. Нападение без защиты

     По истечении трех аспирантских лет я представил на обсуждение коллег по кафедре три экземпляра диссертации. Иногда эта процедура называлась предзащитой. Отец, который в свое время прошел все те же процедуры, советовал мне первым делом прочитать любую другую диссертацию, чтобы не ставить перед собой слишком высокие цели, а заодно почерпнуть основания для весьма высокой самооценки. В итоге, я своим трудом был доволен и надеялся, что смогу отстоять свои позиции при публичных атаках.
     В МГИМО лекции по истории и экономике Венгрии в то время читал Андрей Иванович Пушкаш, уважаемый ученый из Института славяноведения и балканистики Академии Наук СССР. Вполне естественно, что на него и возложили руководство моей научной деятельностью. В какой-то момент заведующий кафедрой опомнился и поднял переполох из-за того, что историк руководит аспирантом-экономистом. К счастью, тревога оказалась ложной: инструкции допускали такой вариант, так как Пушкаш был доктором наук.
     Накануне судьбоносного заседания кафедры милейший, интеллигентный Андрей Иванович сообщил мне, что обсуждение не состоится.
     В нашем камерном коллективе главным и единственным специалистом по экономике социалистических стран был Ромас Йонович Грижас. Хотя Венгрией он не занимался, его авторитет был непререкаем. Именно ему, в первую очередь, было поручено прочитать мой труд. Заведующий заранее, кулуарно выслушал его мнение, и этого вполне хватило. Дело в том, что устный отзыв был не просто критический, а уничижительный. Рецензент столкнулся с моим элементарным, вопиющим невежеством.
     Возможно, заведующий решил не добивать меня и не выносить мой позор на всеобщее обозрение. Он на бегу, как у него обычно было заведено, передал вердикт моему научному руководителю. Андрей Иванович добросовестно передал мне его слова,  упомянув про якобы ошибку при операциях с процентами. Уж он-то знал, что никакой ошибки не было, Грижас просто не понял, о чем шла речь.
     Поначалу я удивился, почему научный руководитель не вступился за меня. Но со временем осознал, что мудрый ученый муж понимал: коллеги еще не воспринимают меня всерьез. А всякие там проценты – это всего лишь повод, а не причина.
     Впереди маячили гораздо более насущные проблемы. Надо было устраиваться на работу. По-прежнему еще не был решен вопрос о ставке преподавателя на кафедре, что называется «под меня». Благодаря венгерскому языку, остаться без работы мне, в любом случае, не грозило. За год до этого меня приглашали в МИД. Я даже побеседовал с будущим начальником. Но скорее из тщеславия, чтобы оценить свою значимость или, как сегодня говорят, востребованность. Всерьез такую перспективу я не воспринимал. Уж больно меня угнетала атмосфера, царящая в этом учреждении, не говоря уже о необходимости просиживать в конторе от и до. Так или иначе, та вакансия безвозвратно уплыла. Зато меня были готовы взять в Отдел социалистических стран ИНИОН. Уже в течение двух лет я готовил там рефераты и обзоры венгерской экономической литературы, был знаком с сотрудниками и начальником отдела Леонидом Константиновичем Шкаренковым. Академический институт вполне соответствовал моим скромным амбициям.
     Как в итоге был решен вопрос моего трудоустройства, рассказано в главе о моей работе в МГИМО.

Мышецкое, август 2018


Рецензии