Учимся фотографировать

ВВЕДЕНИЕ

Фотограф тот, кто видит то, что большинству людей не видно, ведь мир кажется привычным, ведь свои проблемы поглощают, как правило, целиком человека. И наблюдательность притупляется. Ведь беглого взгляда, зачастую, вполне достаточно, чтобы не обращать внимания на привычные вещи.
Итак, чтобы сделать фотографию, интересную для других людей, фотограф должен найти где-то это интересное.

КАДР

  Как же выбрать для съёмки кадр? Притом интересный. У меня был такой случай. Гуляла по территории усадьбы Ясной Поляны с фотоаппаратом. И вот останавливается рядом со мной такой же посетитель, совершающий экскурсию по территории музея-усадьбы. И спрашивает у меня: "Что же интересного тут может быть?" Он спрашивал в момент, когда я фотографировала берёзовую
аллею. Что ответить? Ведь мой объект съёмки не вся аллея! Нет! Пристальное внимание привлекает лишь ветка берёзы, где расположилась белка. Вот покажу на эту белку и она умчится в мгновение ока. Но и даже не сама белка так интересна, а интерес вызывает именно сочетание всех объектов съёмки в одном кадре. Не всей аллеи. А лишь ветки с белкой и корой берёзы, которая рябью попадает в кадр, и тем самым вызывает впечатление фактуры. Кадр сам разбивает привычные для взгляда объекты, создавая новые формы.
  Напротив, когда объектом съёмки был человек, который многим известен, то необходимо было выстраивать кадр так, чтобы узнаваемость была на первом месте. Иначе, такую фотографию главный редактор новостного агентства просто бы не принял для печати.

  Речь идёт о композиции. Именно она решает - интересный кадр или нет? Именно она требует от фотографа очень внимательного взгляда.
  Объект и композиция определяют содержание фотографии. Фон можно исключить, а можно оставить. Тут дело вкуса. Если надо, то можно заполнить всю сцену элементами, которые будут дополнять объект, характеризовать будут его качества, а если не надо, то можно исключить все элементы, чтобы не мешали объекту съёмки.
  Фотограф сам решает, что будет в кадре, убирая лишнее. Это умение  -  видеть то, что раскрывает полноту образа, важнейшее качество фотографа.

ОБЪЕКТ

Не всегда объект съёмки должен располагаться в центре кадра. В то же время нарушать правила расположения объектов нельзя. Только после того, как тщательно продумано размещение объектов, центральное положение главного объекта может быть смещено к краю кадра.
Смысл сводится к тому, что надо добиться гармонии. Для этого часто применяется правило третей, когда кадр мысленно разбивается на три равных части по вертикали и горизонтали.
Таким образом, главный объект можно помещать в любую сторону композиции, сохраняя при этом сбалансированность кадра. Глаз фотографа сам интуитивно ищет, где наиболее выгодно расположить объект, представляющий интерес.

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Зрительное восприятие так устроено, что считывает информацию на картинке с левой стороны. Зритель начинает просмотр, как правило, с верхнего левого угла кадра. Речь о диагоналях. Они в кадре очень важны. И если камеру наклонить, то изображение будет выше или ниже уровня глаз. Это можно использовать для эффекта действия перспективы, когда все линии мысленно сходятся в центре по мере удаления предмета. Это позволяет передать движение в кадре. Позволяет насыщать кадр действием.
Горизонтальное или вертикальное расположение объектов в кадре всегда сообщает зрителю о стабильности и передаёт ощущение спокойствия.
Итак, очень важно выбрать место съёмки. Высокая или низкая позиция положения камеры позволяет убрать из кадра нежелательные элементы. То есть необходимо смотреть на мир с разных точек зрения. Это позволяет сообщить зрителю что-то новое.
Взгляд, когда мы смотрим на фотографию, от первого плана переходит ко второму и третьему планам, от верхнего левого к нижнему правому углу, в зависимости от того, какая композиция. Техника вовлечения в фотографию используется многими фотографами, чтобы полнота восприятия сцены и считывание информации, были естественными.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Сфотографировать предметы, которые находятся на разном расстоянии от вас. Фотографии при этом должны иметь определённую тему.
ЗАДАЧИ
1.Создать изображения, которые передают динамику и движение в композиции.
2. Создать изображения, которые смещены от центра композиции.
3. Создать изображения, где чётко видны первый, второй и третий планы.


Рецензии