За солью

За  солью…
«…В степи ночующий обоз…»
М. Лермонтов «Родина».

Исстари на Руси было две самых главных заботы-тревоги, чтобы на столе всегда были хлеб да соль. И на изысканно сервированном столе состоятельного человека, и на скудном, бедном землепашца с картошкой«в мундире». Соль всегда была заглавным продуктом.
Добрый человек при посещении незнакомого дома, непременно говорил хозяину:» Здоровья вам! Хлеба соли в достатке!».Хлебом солью встречали молодожёнов, дорогих гостей. Давали в дальнюю дорогу краюху ржаного хлеба и скромный мешочек соли.                            В истории Руси, России не мало найдётся лет, десятилетий, когда соль не имела цены, отсутствовала на столе. Совсем не случайно века живёт примета – рассыпанная соль к ссоре.
На всемирно известной фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» на столе опрокинутая солонка, как примета предательства Иуды Искариота.
Соль во всём древнем мире дорого стоила, иногда и за золото было невозможно купить.  Без золота миллионы людей живут, а соль нужна каждому, дня не проживёшь…
Соль часто исчезала и потому, что войны, конфликты самые разные, чума – эпидемия «перехватывали» дороги смертельной хваткой и ручеёк соляной иссекал, пресекался. За куль соли можно было потерять голову, угодить в полон-рабство на галеры турецкие…
К счастью, современная Россия не знает цене соли и стала она обычным, повседневным продуктом, как бы самой собой разумеющимся…  А для совсем недалёких наших предков соль была жизнью, редчайшим продуктом, из дальних земель её доставляли с большим риском для жизни, тяжким многомесячным трудом.
Соль имеет богатейшую историю. В её истории отражается вся тяжкая жизнь простого русского народа. Войны, революции, смуты, эпидемии, разные непродуманные реформы, регулярно повторяющиеся засушливые, голодные годы  приводили к исчезновению соли со стола и тяжким страданиям, болезням людей.
Русские люди в бескормицу научились худо-бедно находить замену хлебу – лебеда да крапива, жёлуди, да кора деревьев, соль ничем не заменишь.
Потому века и существовал забытый теперь промысел – добыча и доставка соли из самых дальних краёв. Даже существовало такое понятие –«чумаки», люди, доставляющие разным способом, по реке, гужевым транспортом, пешком соль.
Следы «чумаков» можно найти  в искусстве. В картинной галерее  встретите картину художника-мориниста Ивана Константиновича Айвазовского «Чумаки в Малороссии». Необычная картина для художника, большинство их у прославленного художника связано с морем, с морской грозной стихией. На этой картине – бедный курень под соломой,  деревца и за горизонтом скрывающийся тяжко нагруженный обоз.
Сотни подвод с впряжёнными быками с разлатыми рогами…Невольно задумаешься, что и куда везёт этот обоз. Сколько дней он в пути?
Или другого художника картина, Архипа Ивановича Куинджи»Чумацкий тракт в Мариуполе»(1875 год) - хмурое степное небо, размытые дождями дорога, длинный обоз впряжённых быков уходящий  в неоглядную даль… И зритель представляет себе многомесячное, опасное путешествие. Из каждого лесочка, оврага в любую минуту нападёт жестокая ватага разбойников-кудеяров. Чумаки и такому были постоянно готовы, ухо держали востро! В случае опасности нападения, гружёные телеги устанавливались квадратом, внутри его были быки и люди готовые к обороне. Нападающим было уже труднее справиться с «чумаками»…
Так добывалась и доставлялась соль.
Добыча соли была одной из самых тяжёлых работ. Невозможно спокойно  читать рассказ молодого тогда Максима Горького «На соли».                «Кaкaя жизнь нaшa? Кaторжнaя! Тaчкa - шестнaдцaть пуд, рaпa (раствор соли) ноги рвёт, солнце пaлит тебя, кaк огнём, целый день, a день - полтинa! - Али этого мaло, чтобы озвереть......Рaботaешь, рaботaешь, зaрaботок пропьёшь - опять рaботaешь! вот и всё. И кaк годов с пять проживёшь этим мaнером, тaк и того… облик человеческий и утрaтишь, - зверюгa, дa и шaбaш…»- рассуждает соледобытчик в рассказе. Так добывали соль выпариванием морской воды в Крыму.
Условия, работа на соляных приисках, в соляных шахтах были ужасными, во истину каторжные. «Во глубине сибирских руд», на соляных шахтах- копи царь декабристов «воспитывал», самых отъявленных головорезов-разбойников держали…
В те дальние века, не было другого продукта, который давался бы людям так тяжко. Потому и  бесценная соль.
Россия всегда была богата месторождениями соли: Западная Украина, Крым, Донбасс, Эльтон и Баскунчак под Астраханью, Оренбуржье и Урал, Сибирь…
Россия всем богата – благодатная природа, тучный чернозём, реки и озёра, трудолюбивые люди…Невольно спросишь себя – ну чего не хватает в России, чтобы её люди жили достойно? И не найдёшь ответа – причины, А века русские живут горемычно. Соль, первейший продукт на столе труженика, и её часто вприглядку употребляли - дорого!
Пожалуй, одна из причин дороговизны и редкости соли в древние века – бездорожье. С нашей Тамбовщины, из Уварова за солью ходили пешком, редко когда собирался обоз.
Мешало – препятствовало доставке соли не только бездорожье, но и, употребим современное слово – «беспредел» на дорогах. Многие дороги из-за многочисленных бродяг-разбойников были чрезвычайно опасны. Можно было потерять в тех же лесах при Вороне, на пороге дома с таким трудом на плечах за сотни вёрст принесённый куль соли. Жизнь можно было потерять…
Известный тамбовский краевед Дубасов Иван Иванович в своих           «Очерках из истории Тамбовского края» целую главу посвящает местным кудеярам.
«…в царствование Екатерины – 2…разбои в нашем крае особенно усилились. Встревоженное правительство увеличило у нас количество воинских команд, назначенных для поимки воров и разбойников, и усиленно привлекало к борьбе с их шайками, имевшими обширные притоны во всех тамбовских уездах, все городские и сельские общества. Сплошь и рядом по нашим тамбовским трактам, летом и зимою, двигались на атаманов своеобразные войска. Стройно, с барабанным боем, маршировали регулярные солдаты, а за ними валом валило в разнообразных зипунах, треухах, шапках, с топорами, вилами и всяким дрекольем наше доморощённое мужицкое воинство…(Можете представить себе это «потешное» войско?!). Но у разбойников на посылках и разведках всегда бывали «соглядатаи» - опытные и потому воинские и крестьянские команды далеко не всегда достигали своей цели…Случалось также, что целые сёла занимались у нас притоносодержательством и, таким образом, разбой принимал громаднейшие размеры и становился как бы местным промыслом…».
Все эти разбойники – кудеяры под натиском регулярных войск подавались на южные рубежи Руси, границей которой была наша Ворона. В свою очередь, с юга их теснили калмыки, крымские татары, кавказцы, вольное казачество, охочее до «зипунов», тоже занимающееся разбоем на дорогах и в беззащитных сёлах.
Вся эта разбойничья «каша» оседала в лесах по берегам Вороны, потому, что южнее начинались безмерные степи, где кудеярам было труднее укрыться, да и грабить некого…
Иван Иванович Дубасов особо подчёркивает поджидавшую людей опасность из Теллермановского леса под Борисоглебском. Это был край-вотчина кудеяров. Регулярные команды сюда «нос не совали» - опасно!...
И всё равно нужда заставляла людей собираться в артель и отправляться в дальнюю неведомую дорогу за солью…
В 17 веке в России практически не было железных дорог, все грузы, миллионы пудов доставлялись на сотни вёрст гужевым транспортом. Соль в этом грузовом потоке уступала только хлебу. Десятки, сотни обозов из многих сотен телег, запряженных волами, медленно двигались по просторам неоглядным.
В города везли хлеб, соль, рыбу, вино, мясо, уголь, лес… Обратным путём промышленную продукцию – ткани, самые разные промышленные изделия.
По несколько месяцев обозы находились в пути, десятки препятствий преодолевали: холод, снежные заносы, ливни, весеннее бездорожье, разбойники-соловьи, скифы, хазары, печенеги, турки-османы (всех не перечислить «хозяев» на дорогах), чиновничий беспредел (он всегда процветал на дорогах Руси). Налоги, поборы…
Разве соль могла быть дешёвой?!
Наши потомки были мудрые люди. Вырастили особую породу быков с огромными разлатыми рогами. Быки выносливее лошадей, сильнее, неприхотливее и корм с собой не нужно брать – выпрегали их на привале, составив телеги квадратом, а быков под усиленным присмотром пускали на сочный луг, водопой…
Инициативные люди нашего Тамбовского края, Уварова отправлялись за солью в ближайшие соляные месторождения. Ими были озёра Астраханской губернии Баскунчак и Эльтон. Но эти жаркие, полупустынные местности часто были недоступны из-за разных эпидемий – чумы, холеры, ветрянки, оспы.
Тогда за солью отправлялись на Украину, в современный Донбасс, на соленые прииски города Славянска. Здесь исстари добывали первосортную, 99% соль. В советское время она носила известную марку «Экстра»…
Небольшое необходимое пояснение. В Тамбовской губернии солепродавцы всегда были успешными, всегда с прибылью. Бывшие их особняки «соляные» и по сей день стоят в городе. Соль всегда была нужна людям. Этот товар не залёживался в соляных амбарах. Наши солекупцы всегда искали, где соль дешевле, сходнее цена.  Поставляли её с разных мест, даже с Пермского края, откуда то с севера,(Михайло Ломоносов пришёл в Москву с соляным обозом!), Оренбуржья.
В конце 18 века, с приходом железной дороги в наши места, возникли огромные соляные амбары в Борисоглебске, на станции Обловка… Вернёмся к истории соли.
Стихийные разработки соли в озере Баскунчак велись начиная со скифов, в VII-IX веках ее ломали ( соль в озёрах залегает толстыми пластами) хазары, в X-XII веках - половцы, с XIII века соль ломают татары. После покорения Астрахани Иваном Грозным и присоединения края к Московскому государству начинается промышленная разработка астраханских соляных месторождений, открывающая перспективную страницу в истории баскунчакской соледобычи.                На озерах Эльтонском и Баскунчакском русские промышленники утвердились после 1665 г., когда кочевавшие в той степи калмыки приняли подданство России. Последним, впрочем, не мешало продолжать свои набеги и разорять возникшие на промыслах селения. Соль приходилось добывать под охраной ратных людей".
Соляное дело в России долгое время было государственным. Поступления от продажи соли даже в 50-х гг. XVIII в. составляли 14% государственного бюджета, 
Добыча на Баскунчакском озере началась казной в 1747 г. Для охраны промысла построили небольшую крепость "Кордон" с гарнизоном и даже пушкой…Одно время соледобыча на озере Баскунчак прекратилась, стала экономически не выгодна, убыточна. Посчитали, что соль на Эльтоне дешевле. Так и тогда существовавшая конкуренция решила. . Разработку на Баскунчаке возобновили с 1785 по 1808 гг., и лишь с отменой крепостного права и передачей солеразработок в частные руки выяснилась ошибочность протекции Эльтона. Баскунчакская соль оказалась по химическому составу намного качественней эльтонской, берега озера менее болотистыми, а дорога до ближайшей волжской пристани в 2 раза короче(около 70 вёрст). Быстрое развитие  солепромысла произошло всего за несколько лет и сделало Баскунчак главным поставщиком соли на внутренний рынок России. (Соль астраханскую в те времена поставляли в Персию, Турцию и даже Китай) Соль  и на озёрах добывалась тяжко, каторжный и опасный для здоровья рабский труд.                На протяжении почти 200 лет единственными орудиями труда «соляников» ( соледобытчики) были лопата и пудовая пешня. Стоя почти по пояс в разъедающей кожу рапе( рассол соли), рабочие вручную тяжелой пешней разрыхляли соляной пласт и грузили соль в телеги, запряженные верблюдами. Так, поставка на российский рынок свыше 10 млн.пудов чистейшей баскунчакской соли (что составляло в то время более 25% всего соляного производства) обеспечивалась каторжным трудом почти 40 тысяч наемных рабочих-чумаков..                                С приходом советской власти и национализацией в апреле 1918 г. Баскунчакских промыслов и солемельниц начинается активное внедрение механизации.  К озеру подвели железную дорогу.       В настоящее время Баскунчак высокомеханизированная соледобывающая промышленность.  На озере Баскунчак появился санаторий, открыт музей соли и туристический маршрут. Баскунчак теперь называют русским «мёртвым морем»…
А мы мысленно возвратимся в 16-17 века к нашим «чумакам» и отправимся вместе с ними за солью.                Пожалуй, никто так подробно и со знанием дела не описал чумацкий промысел, образ жизни чумаков , как Григорий Петрович Данилевский – историк, публицист, писатель в своём очерке «Чумаки» (1857 год).
В своём обширном, подробном очерке Данилевский со знанием дела рассказывает о подготовке чумаков к дальнему походу.
В дальнюю дорогу берутся многие деревянные поделки, в чём нужда в Крыму: колёса, вёдра, оси тележные, ярма, чашки, баклаги для воды, ложки, кадки и целые части телеги-арбы…
В других местах, в основном на Дону, забирают водку, масло, сухари, бакалейные и красные товары и в огромном количестве с северных уездов Малороссии, южных России ( а таковыми считались тогда Воронежская и Тамбовская губернии) хлеб, пшеницу и льняное семя…
Автор рассказывает о быте своеобразном чумаков. У себя дома только косили на зиму сено волам, а жёны занимались переработкой молока, мяса скота и птицы.
Хлеб эти настоящие «чумацкие гнёзда» покупали в России, в том числе и нашей губернии, считали за стыд вспахать и засеять хоть одну десятину земли, разве бабы только вскопают какой клочок под дыни и арбузы….
Со временем и образ жизни чумака изменился. Свой чумацкий промысел стали соединять с хлебопашеством, так как всё чаще доставка соли не приносила прибыли…Среди чумаков появились уже состоятельные. Началось расслоение на богатых и бедных Следовательно, не равенство, бедные был вынужден работать на богатого. Возникли наёмные чумаки, самые обездоленные…
«Такой чумак (состоятельный) уже обленился, сам не надевает более заветных, дёгтем смазанных рубашки и шаровар, не идёт со своими волами испытывать долгого  пути и всяких дорожных невзгодий и бед, а держит для этого человек двадцать и сорок быков в год работников по найму, рассчитывает копейку, посылает их с возами в путь и только откладывает барыши. В нём уже мало старинной самобытности. Зато он ловко ведёт свои дела…
Такое современное видоизменение такого чумака-выродка, банкира и спекулятора».
Да, Данилевский явно не в восторге от такого «Выродка»! Не приветствует и не одобряет его образ жизни!
Как только запахнет весной, чумаки как бы встряхиваются от зимней спячки и начинаются сборы в дальнюю, опасную дорогу.
В обозе отслужили молебен богородице  Одигитрии, по старинному преданию покровительница чумаков. Берут с собою в дорогу заранее припасённые сухари, муку, пшено, сало и, обязательно в достатке дёготь для колёс. На картине Айвазовского «Чумаки на отдыхе» можно на возу видеть петуха. По старому обычаю в дорогу брали самого горластого петуха. На рассвете он оглашал всю степь своим петушиным криком, подавал сигнал чумакам к сбору в дорогу…
Соседи, приятели сходятся на проводы.
Чумак припасает в дорогу всего две рубашки.
«В этом есть свой обычай. В одной он идёт в путь И. не скидая её ни разу, в ней и возвращается. Для защиты от дождя, пыли, заразы и мошек её тотчас обмазывает дёгтем  вместе с шароварами, почему тяжёлый, ленивый и загорелый чумак в пути издали представляет какое-то подобие древнего рыцаря, закованного в панцырь и латы. Другая рубашка имеет в себе много трогательного: её на чумака надевают только тогда, как он умрёт на дороге…»- пишет историк Данилевский.
«Обоз выезжает за околицу и, отъехавши версты две или три, не более, останавливается на первый ночлег почти в виду села. Это мудрое обыкновение установлено потому, что, как говорит чумак,» человек слаб и может дома что-нибудь позабыть, а тут близко, и как раз сбегаешь»…
«Нет ничего живописнее вечерницких чумацких перевалов (ночлег в степи). Возы поставлены четыреугольниками, по пяти и десяти возов в ряд с каждой стороны. Внутри этих затишей разводятся костры: на костры ставятся железные треножники с прицепленным котелком. Волов ночные сторожа гонят от дороги далее, на менее истопнутую поляну. Огонь пылает, освещая чёрные, запылённые и загорелые лица. Пока каша поспеет и сон ещё не смежит усталых глаз, идут рассказы о старине, о прежних годах чумачества, говорятся сказки, выкладываются барыши, вспоминаются родичи…».
В обратный путь чумаки берут более клади, нежели отправляясь из дома. Это потому, что соль и рыба тяжелее деревянных поработок в одном объёме величины и, нагруженные внизу воза, не так на ходу раскачивают воз, как товары увозимые из Малороссии на юг, в том числе и с хлебом…».
Так трудно-тяжко доставлялась соль из Крыма. Но доставить соль ещё полдела. Следует её выгодно определить, рассчитаться с наёмными работниками, оплатить разные налоги, долги. Что-то оставить и на дальнейшее развитие…
«Привозя с юга рыбу и соль, он торгует ими и для этого, уже как чистый купец, с нагруженными повозками круглый год ездит по окрестным ярмаркам. Это уже разбитной, бойкий и сметливый кулак, себе на уме, мало похожий на своих предков чумаков.
С середины 18 века началось в России бурное строительство железных дорог.  Быстро развивающийся железнодорожный транспорт сделал излишним труд чумаков.
Подобный вид промысла остался только в истории и литературных, художественных произведениях.
В очерке Данилевского ГП запечатлены и остатки чумацкой старины, и яркие подробности «размножения промышленного духа» на юге России, и отчётливые признаки приближающегося окончательного упадка чумацкого промысла благодаря появлению новых дорог, на которых «не лошадьми, а огнём будут ездить».Благодаря очерку, мы теперь представляем как тяжко доставался нашим предкам столь необходимый продукт – соль.
В наши края, юга Тамбовщины соль доставлялась с озера Эльтон. Вначале это были крестьяне-великороссы. Но они были крепко привязаны к земледелию. Доставка соли для них была побочным заработком.
Вскоре на Эльтон проникли и более предприимчивые и привычные к соляному промыслу украинские чумаки.
На рубеже 17-18 веков они даже стали селиться в Поволжье. Особенно активно поселения чумаков стали расти, когда была построена Царицынская укреплённая линия, в какой-то степени защитившая переселенцев от набегов кочевников.
Правительство России было заинтересовано в увеличении добычи и особенно доставки соли для растущего населения.
В январе 1747 года был Сенатом издан Указ о начале соляных промыслов на озере Эльтон и привлечение возчиков соли для казны.
На предложение правительства первыми откликнулись привычные к подобной работе украинские чумаки.
Весной тысячи чумаков со свои волами приходили к берегам соляного озера. Из года в год их число росло и вскоре они практически полностью вытеснили мало предприимчивых, привыкших жить на земле, великороссов.
Для чумаков правительство установило особые льготы. В первые годы даже освободило от налогов, наделило участками земли.
Соляной промысел стал чрезвычайно выгоден для чумаков. И вскоре они стали селиться вблизи соляных магазинов (амбаров). Они были построены на противоположном берегу Волги от Саратова до города Дмитриевска, современного г. Камышина. Поселения возникали и вдоль соляных трактов, в том числе и в направлении Воронежа, Борисоглебска и Тамбова.
К концу 1760 годов( напомню, основанием Уварова считается 1699год) вдоль дорог от Эльтона до Саратова и Камышина и далее по дорогам к Воронежу и Тамбову возникло более 100 украинских хуторов и слобод.
К началу 1800-х годов в этих местах проживало около 10 000 чумаков…
Из года в год вывоз соли увеличивался и в конце 1850-х составил около 7 млн. пудов.
Эльтонский промысел приобрёл всероссийское значение. Он давал две трети добываемой в России соли, снабжал 16 губерний.
Вывоз соли с Эльтона начинался весной после Николина дня ( 9 мая)…
Государство заботилось как о чумаках, так и об их верных тружениках – волах. Для выпаса волов вдоль соляных трактов была выделена сорока вёрстная полоса земли, позднее она была уменьшена до десяти вёрст. Но неукоснительно соблюдалась, использовалась только для выпаса волов.
Чумаки постоянно при своём движении испытывали недостаток воды, особенно в засушливые годы. А воды требовалось много, волы много её потребляли.
Поэтому чумаки брали с собой на 4-5 фур под соль одну фуру для воды с установленной на ней бочкой.
Из Камышинских, Саратовских магазинов (амбаров) соль переправлялась часто самовывозом  и в нашу Тамбовскую губернию, в ближайший к нам амбары в Романовке, Борисоглебске.
Воронежские магазины (амбары) в основном пользовались крымской солью, но иногда пополнялись и эльтонской.
В начале 1790-х годов государство решило, все этапы добычи и транспортировки соли эльтонской взять в свои руки. Контролёрами определили сотни чиновников и…доставка соли резко упала. В центральных губерниях России стали испытывать недостаток соли.
Чумаки под любым предлогом стали уклоняться от вывоза соли, государство стало экономить на оплате их труда. Попытка государства привлечь к этой работе вольных возчиков оказывались для казны затратными. Вольные возчики требовали за провоз соли гораздо более высокую плату, чем чумаки.
Спустя год казна решилась на неприятный для себя шаг и значительно увеличила плату и выдало чумакам кредиты на покупку валов и инвентаря.. Добыча соли возросла до 10 миллионов пудов. Эти объёмы сохранялись до 1815 года.
В 1821 – 1830 годах Тамбовская губерния перешла на крымскую соль, посчитали, что она дешевле.
С прокладкой железной дороги в 1880 году к озеру Баскунчак разработки эльтонской соли прекратились, так как она уже не могла конкурировать с боле дешёвой баскунчакской солью.
Надобность в чумаках отпала. Они, как люди предприимчивые, занялись землепашеством, хлебной торговлей, развивали мукомольную промышленность открыли другие промыслы.
Но память в народе о чумаках, как людях вольных, выносливых, трудолюбивых и компанейских жива и по сей день.
Историк Н. Костомаров писал:» Отображением угасшего рыцарства является в Малороссии чумак. Казака призвала к деятельности потребность народная, а чумака породили общественные нужды и народный дух».
К концу 18 века Россия создала надёжное снабжение солью своё население. Но сменяющие друг друга трагические события в начале 19 века- война с Японией, революция 1905 года и особенно Первая мировая война, последующие за ней Октябрьская революция, Гражданская война, национализация до основания разрушили солеснабжение.
Люди были вынуждены  сами искать возможность добыть любым способом  соль. И потянулись вереницы «соледобытчиков», чаще всего пешком (железная дорога стала, а лошадь в любой момент «реквизируют»!) в Камышин, Царицын, Саратов.
В первые послевоенные годы помню, как люди говорили о соли с мечтой, как обсуждали выменять соль на какие то продукты в Камышине…Цена на соль резко возросла. На уваровском базаре соль продавали стаканами. Конечно, тут же появилась и спекуляция самым главным и необходимым продуктом…
Вот такова история соли в России!
При всяких сложностях, жизнь возможна и поправима, если на столе есть хлеб и соль.
Февраль  2016 года.               
Использованная литература:
Дубасов ИИ «Очерки по истории Тамбовского края»,
ГП Данилевский «Чумаки»,
Игорь Шульга «Как чумаки с Эльтона соль возили»,
История солепромысла. «Соль земли»,
МЮ Лермонтов , стихотворение «Родина»,
Тамбовская губерния. Вехи истории. Сборник материалов.
ИК Айвазовский « Чумаки в Малороссии».
АИ Куинджи « Чумацкий тракт в Мариуполе» 1875 год.
М. Горький. Рассказ «На соли».

.


Рецензии