Николай и Александра. Венчание

«ТЕАТР СЛОВА» Ц. «ЦАРСКИЙ»  26 ноября 2016г. нач. 15час
               Сценарий Народной артистки России
                Тамары Ворониной
Венчание Святых Николая и Александры. Слайд15
               
Вступление  Шуман «Любовь поэта» Е.Шубина.
Т.Воронина. Венчание Николая и Александры
Каждому из нас в этой жизни даётся шанс стать счастливым, встретить свою настоящую любовь, свою  родственную душу, свою "половину". И эта встреча обязательно происходит! Так предначертано на небесах. Потому что человек рождён для любви, и никто не приходит на Землю исключительно ради мучений!
 А.Викулин.У каждого народа есть величественные поэтические легенды о любви: Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды, Абеляра и Элоизы... Они есть и в нашей стране: прекрасная  история любви Петра и Февронии, любовной верности  Ставра Годиновича и Василисы Микуличны и, конечно, императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны.                Слайд 16
А.Кичигин Такие браки - редкий дар Божий даже среди простых смертных, а среди коронованных особ, где браки совершаются главным образом по политическим соображениям, а не по любви, это явление исключительное..
Этот брак не был формальностью, для супругов он стал важной составляющей смысла их жизни. Об этом можно с уверенностью утверждать, читая размышления Александры Федоровны о браке и семье, в которых отразился её глубокий опыт любви и страдания.
Редкой семье выпадает столько испытаний, сколько выпало семье Романовых. Наветы врагов, предательство близких людей, тяжелая болезнь своего ребёнка, Наследника Цесаревича – не все семьи выдерживают такой натиск судьбы. Но последний российский император Николай II и его супруга Александра Фёдоровна смело встречали все эти трудности, которые выпали на их долю, и хранили верность друг другу до самого конца.
                слайд  14

А.Викулин. Их брак называли уникальным. В 1884 году двенадцатилетнюю Аликс привезли в Россию: ее сестра Элла выходила замуж за великого князя Сергея Александровича. Наследник русского престола – шестнадцатилетний Николай – влюбился в нее с первого взгляда.
Глинка. «Средь шумного бала»…Б.Зубков

А.Викулин. "Моя мечта - жениться на Алисе Гессенской. Я люблю ее давно. Особенно глубоко и сильно - после того, как в 1889 году она провела шесть недель в Санкт-Петербурге. Все это долгое время я боролся со своим чувством, не верил, что моя заветная мечта может сбыться".             Слайд 18
Т.Воронина. Эту запись Николай сделал в дневнике в 1892 году, Гр.Витте в своих воспоминаниях пишет : Николаю, сильно, тяготевшему к семейной жизни, еще с 1889 г запала   «мечта когда-нибудь жениться на Аликс Г.»!

 Борисов. «Снился мне сад…»  Б.Зубков    слайд 14               
Я.Чабан. Впервые Аликс приехала в Санкт-Петербург, когда ей было двенадцать лет, в 1884 году, на свадьбу своей сестры Эллы с великим князем Сергеем Александровичем, младшим братом царя Александра III. Она с интересом наблюдала, как на вокзале в Санкт-Петербурге ее сестру встречала золоченая карета, запряженная шестеркой белых лошадей. Во время брачной церемонии в церкви Зимнего дворца Аликс стояла в стороне, одетая в белое муслиновое платье, с розами в волосах. Долго слушая длинное непонятное церковное пение и чувствуя душистый запах ладана, наполнявший воздух, она украдкой бросала взгляды на 16-летнего цесаревича Николая. Николай отвечал ей тем же и однажды подарил маленькую брошь. Растерявшись, она приняла подарок, но потом тут же робко с детским волнением вернула его назад, вложив обратно в руку Николая. Царевич обиделся и отдал брошь своей сестре Ксении, которая, ничего не подозревая, с радостью приняла ее.          Слайд 18
А.Викулин Николай встретил Аликс через пять лет, в 1889 году, когда она гостила у Эллы в Санкт-Петербурге. Теперь ей было семнадцать, ему - двадцать один, возраст, когда девушки и юноши влюбляются. Они виделись на приемах, обедах и балах. Он заходил за ней в полдень и вел ее кататься на коньках на замерзший пруд или на санях с ледяных гор. Он обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой. Ответ императора Александра III был краток:
«Ты очень молод, для женитьбы ещё есть время, и, кроме того, запомни следующее: ты – наследник Российского престола, ты обручён с Россией, а жену мы ещё успеем найти».
А.Кичигин Прежде чем Аликс покинула Петербург, Николай уговорил родителей «устроить в ее честь специальный вечер танцев в Александровском дворце Царского Села и ужин с блинами и икрой."
  Яна Чабан   «А расставаясь, она говорила »

Т.Воронина. Этому браку противилась и бабушка Аликс, английская королева Виктория. Впрочем, когда позднее мудрая Виктория познакомилась с цесаревичем Николаем, тот  произвел  на  нее  очень хорошее впечатление, и мнение английской правительницы изменилось.
А.Кичигин. Надо помнить, что Господь всегда с нами, и всегда видит нас и помогает нам, главное - верить. В одном из своих писем Александре Николай писал следующие строки, которые можно считать советом для нас:
А.Викулин. "Спаситель сказал нам: "Всё, что ты просишь у Бога, даст тебе Бог". Слова эти бесконечно мне дороги, потому что в течение пяти лет я молился ими, повторяя их каждую ночь, умоляя Его облегчить Аликс переход в православную веру и дать мне её в жёны".                слайд 17
Итак,  даст Бог, завтра увижу снова мою ненаглядную Аликс…Теперь уже я схожу с ума от этого ожидания!
 Чайковский. «Нет, только тот, кто знал…»…Б.Зубков

Сидел до обеда, играл у моей Аликс на  рояле. Е. Шубина Шуман «Любовь поэта», «Слышу ли песни звуки»  Слушали музыку….Провел чудный вечер с моей ненаглядной невестой. Умираю от любви к ней». (Все читать на Шумане) дослушать.
Т.Воронина. И, наконец, Николай с восторгом записал в дневнике:
А.Викулин. "Изумительный, незабвенный день в моей жизни. Моя дорогая, ненаглядная Аликс дала согласие. После десяти она пришла к тете Михень (Мария Павловна, жена старшего дяди Николая, великого князя Владимира)... и после долгого разговора с ней мы пришли к взаимопониманию. О Боже, какая гора свалилась с моих плеч. Целый день я ходил, как в дурмане, не отдавая до конца отчета, что, собственно, со мной произошло. Вильгельм сидел в соседней комнате и ждал с дядями и тетями конца наших переговоров. Вместе с Аликс я пошел прямо к королеве (Виктории). Все родственники были в восторге. После второго завтрака мы пошли в церковь святой Марии и отслужили благодарственный молебен. Даже не верится, что я уже обручен". Матери Николай писал: "Мы остались одни, и ее первыми словами было то, что она согласна... я плакал, как ребенок, и она тоже, но затем она изменилась, ее лицо озарилось спокойствием и покорностью. Весь мир изменился для меня: природа, человечество - все стало казаться мне добрым и милым... Она тоже преобразилась: стала веселой и занимательной, разговорчивой и нежной".
Шуман «Когда гляжу в твои глаза» Е.Шубина

«Бродил по знакомым, и дорогим мне теперь местам, и собрал ее любимые цветы, которые  отправил ей в письме вечером.                слайд19
   Я.Чабан «Левкои»

Читает  -   нар арт. России Тамара Воронина.
I dreamt that I loved, I wake and found it true and thanked God on my neeth for it.(True love is the gift which God has given-daily stronger, deeper, foller, puper.)               
 «Мне  снилось, что я  влюблена, я  проснулась  и  узнала, что это  правда, на коленях я благодарила Бога за это счастье.  Ключ от моего сердца, в  котором ты  заключен,  потерян  и тебе никогда не выйти оттуда.»

 Лист « Ноктюрн» исп. Е. Шубина
«Есть нечто чудесное в любви  двух душ ,которые во -едино сливаются и которыя ни единой мысли друг от друга не таят; радость и страдания, счастье и нужду переживают они вместе и от первого поцелуя до последнего вздоха они о любви лишь поют друг другу».                слайд 16
 «мой бесценный, да благословит и хранит тебя Господь! никогда не забывай ту, чьи самые горячие желания и молитвы -сделать тебя счастливым.»
«Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой.»
 «Истинная любовь-дар Божий-с каждым днем все сильнее, глубже, полнее и чище»
«Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой…
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой…»
Алябьев  «Соловей»  Флейта Светлана Беляева

 Я.Чабан. Из дневника Александры Фёдоровны: "Без благословения Бога, без освящения Им брака, все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать всё, что нужно жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни может быть в любой момент разрушена".                Слайд 19
Чайковский  «То было раннею весной»…Б.Зубков

 А.Кичигин Ранней весной 1894 года, видя непоколебимое решение своего сына, его терпение и кроткую покорность родительской воле, император Александр III и императрица Мария Фёдоровна дали, наконец, своё благословение на брак. Александр Третий перед смертью завещал сыну:
.Александр Третий из «Завещания». «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства».
4 (27) ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание российского императора Николая II и будущей императрицы Александры Феодоровны. 
Такое имя Алисе дали после крещения в Православной церкви –
Глинка «Куда не взгляну»  Б.Зубков
               
А.Кичигин.  Святые Николай и Александра.(из писем и дневников)Бог побуждает в нашей душе любовь и отыскивает для неё душу-близнеца, как и случилось у Николая и Александры. В день помолвки Николай Александрович записал в своём дневнике:     слайд 15
А.Викулин. «Чудесный, незабываемый день в моей жизни — день моей помолвки с дорогой Аликс. Я хожу весь день словно вне себя, не вполне сознавая полностью, что со мной происходит». 14 ноября 1894 года — день долгожданной свадьбы.
 Т.Воронина. В свадебную ночь Аликс записала в дневнике Николая:
Я.Чабан. «Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно…»
А.Кичигин. После свадьбы Будущий император запишет в свой дневник:
                слайд 16
А.Викулин. «Невообразимо счастлив с Аликс. Жаль, что занятия отнимают столько времени, которое так хотелось бы проводить исключительно с ней».
Я.Чабан «Я помню вальса звук прелестный»
 Т.Воронина. « Отношение к женщинам - вот лучший способ проверить благородство мужчины-пишет Государыня-. Он должен к каждой женщине относиться с почтением, независимо от того, богатая она или бедная, высокое или низкое занимает общественное положение, и оказывать ей всяческие знаки уважения. Брат должен защищать свою сестру от любого зла и нежелательного влияния. Он должен ради нее вести себя безупречно, быть великодушным, правдивым, бескорыстным, любить Бога. Каждый, у кого есть сестра, должен ее лелеять и любить. Власть, которой она обладает, это власть истинной женственности, которая покоряет чистотой своей души, и сила ее в мягкости….»  Слайд 20
Чайковский «Баркаролла»  исп. Св. Беляева-флейта

  А.Кичигин. Любовь их  переполняет,  вернее, заполняет  полностью. Как счастливы они  были! За долгие годы   супружества чувства только крепли.
Из письма Александры Фёдоровны Николаю Александровичу в 1914 году:
 Т.Воронина. "О, как ужасно одиночество после твоего отъезда! Хотя со мной остались наши дети, но с тобой уходит часть моей жизни - мы с тобой одно целое".
А Кичигин. Ответ Николая на письмо был не менее трогателен:
  А. Викулин "Моё возлюбленное солнышко, душка-жёнушка! Любовь моя, страшно тебя недостаёт, что невозможно выразить!.."                слайд21
Запись И. С. Козловского «Люби, люби, пока любить… »
А.Кичигин.Письмо Александры Николаю:
Т.Воронина "Я плачу, как большой ребёнок. Я вижу перед собой твои грустные глаза, полные ласки. Шлю тебе мои самые горячие пожелания к завтрашнему дню. В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как я живо всё помню! Мой дорогой мальчик, какое счастье и какую любовь ты дал мне за всеэтигоды".
А.Кичигин Письмо Николая 31 декабря 1915 года Александре:                слайд 22
А. Викулин.  "Самое горячее спасибо за всю твою любовь. Если б только ты знала, как это поддерживает меня. Право, не знаю, как бы я выдержал всё это, если Богу не было бы угодно дать мне в жёны и друзья тебя. Я всерьёз это говорю, иногда мне трудно выговорить эту правду, мне легче излагать всё это на бумаге - по глупой застенчивости".

А.Кичигин А ведь эти строки написаны людьми, которые прожили 21 год в браке!.. Самое большое счастье было для них - это возвышенность, высокая духовность их отношений. И не будь они царственной четой, они всё равно были бы богатейшими людьми на свете:                слайд 3
«Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас..»
Рахманинов «Вокализ». Св.Беляевав-флейта

Авторский проект Народной артистки России, руководителя  «Театра Слова» Тамары Ворониной
26 ноября 2016г.


Рецензии