Тихая моя родина...

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи …
Мать здесь моя похоронена
В детские годы мои …
А вот если сходу, навскидку, взять да и постараться ответить на простой вопрос: какие строчки Н. М. Рубцова на слуху даже у далёких от поэзии людей?  Кто – то вспомнит напевное:
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды …
А кто –то и вовсе подзабыл, чьи слова распевает, исполняя шлягер давних лет:
 «Я долго буду гнать велосипед,
 В глухих лугах его остановлю…»  И т. д.
Да хоть сейчас, любая аудитория готова подхватить эту известную песню.
Некоторые из его сборников начинаются знаменитой строкой:
- Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны- …
Всё это – Рубцов, - великий, по моему личному ранжиру русский поэт!
Для меня место его вот в этом ряду -  Пушкин, Лермонтов, Рубцов, Есенин.
 Читая его стихи и воспоминания о нём его теперь многочисленных друзей, я думал, что разгадал рубцовскую глубокую личную тайну, а именно то, как он стал поэтом.
Его биографию, на мой взгляд можно и нужно изучать не по анкете, а по строчкам, кроме слов имеющих только ему присущую природную, щемяще - грустную, а иногда и пьяно – бесшабашную мелодику.
В семилетнем возрасте, в 1942 году Коленька Рубцов напишет, может быть, первые строчки:
Вспомним, как жили мы с мамой родною,
Всегда в веселе и тепле.
Но вот наше счастье распалось на части.
Война наступила в стране… -
Наш Гриша Волков, юный Воскресенский поэт в семилетнем возрасте написал более совершенные вирши и дай Бог ему стать настоящим Ветлужским Рубцовым. А у парнишки, родившегося в селе Емецке Архангельской обл., а потом переехавшего с родителями в Вологду умерла мать. Распалась семья, в которой было шестеро детей. Бездомок при живом отце, и потом, на годы не имеющий своего угла. Перекати поле. Коля – «шарфик». Не потому ли так печальны первые аккорды, которые извлекал будущий большой русский пиит из потрёпанной гармошки ещё в Никольском детдоме.
После, в своих воспоминаниях одноклассники будто бы прозрели, утверждая, что он был всё –таки не такой как все. Слишком много горя в первые годы жизни, слишком чувствительная и ранимая душа у парня.
Это ли не первотолчок к необходимости излить свои наболевшие переживания на бумагу?  Вот мол, и вся тут тайна. Всё это вроде бы так. Но мало ли обездоленных детей было в ту военную пору? А вот Коля Рубцов один такой явился миру из всей Вологодчины и огромной России.
Так, что только это на первооткрывательство ну никак не тянет и тайны никакой я не открою.  Тайна есть, но заключена она не в миру, а в Божьем промысле - поцеловал Создатель мальца в самую маковку.  И вот с этим уж никак не поспоришь. Наделил талантом человека при рождении - видеть и слышать то, что другим, рядом с ним это не под силу.
Рядом с детдомом, в бывшей церкви, работал молокозавод. Запах творога и сметаны приманил Кольку. Не успел он приложиться к кранику пузатого жбана. Застукала его сторожиха. На всю жизнь запомнил. И Ведь не схватила за ухо с вывертом, а налила, жалея, в ковш молочных отстоев. Уходил с туго налившимся животом.  А вечером написал:
 – Там за подводою подвода во двор ввозила молоко.
 И шум и свет маслозавода работу славил широко. -
Взрослел. Девчонку встретил. Потом понял, что не судьба:

-Ну так что ж! Пускай рассыпаются листья,
Пусть на город нагрянет затаившийся снег.
На тревожной земле, в этом городе мглистом,
Я по – по прежнему добрый, неплохой человек-
А потом:
 -Я весь в мазуте, весь в тавоте.
Я работаю в тралфлоте -
 И ещё:
- Стукну по карману – не звенит,
Стукну по другому- не слыхать,
Если только буду знаменит,
То поеду в Ялту отдыхать- знаменитые строчки из «Элегии». 
Одно название этих, широко известных строчек говорит о многом. О том, например, как относился поэт к самому себе, к дару, полученному свыше.
Бесприютной   до самого последнего дня и до слёз короткой была жизнь Николая Михайловича Рубцова. И поэзия его, не тихая, не камерная. Она просто поэзия.
И спасибо ему от нас за красоту ее её и пронзительность.  Спасибо ему за любовь земную, неопалимую. Не хочу завершать известным его пророчеством про крещенские морозы, и тем более говорить о его убийце – госпоже   Дербиной. Рубцов предсказал, то, что случиться у нас без него:
-Моё слово верное прозвенит,
Буду я, наверное, знаменит.
Мне поставят памятник на селе.
Буду я и каменным навеселе…-
(Над собой шутить изволит, имея ввиду своё неравнодушие к винцу красненькому.)

 Памятник, же, Николаю Рубцову стоит в старинном городке Тотьме на Вологодчине, на берегу реки Сухоны. Памятник этот – признанье не столько верного слова, сколько внутренней музыки Рубцовского стиха, его неподдельной, от земли идущей любви к людям, любви к России.
                В 2014 г, осенью, ездил к Рубцову, на Вологодчину.
Написались строчки, ему посвящённые. Стих. «РУБЦОВ»
(использованы материалы библиографии).
               


Рецензии