Книги нашей молодости

         Книги  нашей  молодости…
                Как это было! Как совпало –
                Война, беда,  мечта и юность!
                И это всё в меня запало
                И лишь потом во мне очнулось!
                ( Давид Самойлов).
Наступивший 2015 год в России объявлен Годом литературы. Год 70 лет Победы. Год начало гражданской войны  на Украине. Год надежды и тяжких размышлений о бытие. Что в нас ещё «очнётся» к Великому событию – Победе? …
Для нас читателей, с многолетним ещё советским стажем, чья жизнь была при всех неурядицах рядом и в дружбе с книгой, появилась, пусть и слабая уверенность, что судьба литературы, книги измениться к лучшему.
А судьба книги, журналов, газет в современной жизни не ласковая, злодейка.
Выступая на церемонии открытия Года литературы в Московском художественном театре имени Чехова президент Путин ВВ пусть и несколько причёсанными, завёрнутыми в дипломатическую изящную обёртку говорил о тревожном положении дел и в литературе, и с чтением:
«Не секрет: в России стали меньше читать – к сожалению, огромному сожалению для нас всех,- и возродить в обществе ценность хорошей книги принципиально важно. Так же, как и делом помочь тем, кто так или иначе связан с литературной деятельностью, с этой сферой».(«ЛГ» №7-2015 год).
Грустное признание. Невольно возникает вопрос – а почему мы стали меньше читать? Возможно, стали больше работать? И удастся ли в условиях господства рынка возродить ценность хорошей книги? Да и что теперь хорошая книга? Кто из нас не связан с детства с книгой. Как это было совеем недавно?
Та же газета приводит данные:» Такие страны, как США, Великобритания, Канада, Норвегия, Бельгия, Голландия, Франция, Япония и ряд других…потребление книжной продукции на душу населения находится в пределах 80 – 100 евро, при этом выпускается почти 1500 новинок на 1 млн. человек. В России потребление книг почти на порядок меньше – около 10 евро на человека, а новинок печатается в два раза меньше…». Сильно отстали!
Для человека, прожившего жизнь в дружбе с книгой, и многим ей обязанным, тревожно за судьбу и книги, и чтения, и литературы. Между ними для него нет границы, одно неотделимо от другого и поврозь не могут успешно жить и творить благое дело -  воспитания человека.
Почему теперь в России, совсем недавно самой читающей в мире, книге стало так не уютно? Неужели мы теперь стали беднее, чем в первые голодные послевоенные годы, когда надо так много было восстановить порушенного?
Как не вспомнить те годы, когда только приобщался к чтению! И детским умом уже понимал, труд и чтение – вот самое-самое главное. Они делают человека человеком, создают его личность, дают признание и уважение в обществе.
Эти истины были тогда бесспорными и всюду напоминались – в школе, родителями, измученными колхозной работой, старичком в очках с газетой в руках под первым солнечным пригревом, заезжим в клуб – избу пропагандистом. Всё звало к дружбе с книгой. Всё ребёнку внушало, без дружбы с книгой не проживёшь, не станешь человеком.
Книг было мало, были они большой редкостью и высоко ценились. Передавались от одного пацана-соседа к другому. А какие импровизированные читательские «конференции» устраивались начинающими читателями  в саду в укромных зарослях, а то и в недалёком лесу! Какие страсти - «пересказы» книг кипели!
Особенно ценились книги «про войну». Как мы восхищались нашими победителями-героями. После такой счастливой и редкой по тем временам книгой, мы и на соседей, покалеченных войной, с большим почтением смотрели…
Книга воспитывала нас. Книга была удивительным окном в мир.
Современные десятилетние, да и значительно старше, воспринимают, возможно, мои оценки роли книги, как безмерное преувеличение.
Сомневающимся предлагаю, хотя бы один месяц прожить без электричества, телевизора, кино, книг, газет, компьютера – ничего подобного у нас не было.
После подобного «эксперимента» не сомневаюсь, поверили бы мне…
Книги  удивительных авторов мы читали! Эти писатели, поэты прошли войну в передовых её окопах. Правду войны они знали не с чужих слов. Им ничего придумывать было не нужно.
Писатель-фронтовик ЮВ Бондарев позже писал о своих собратьях по перу:»…это были люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах –от начала её и до конца. Это были люди окопов, солдаты и офицеры: они сами ходили в атаки, стреляли по танкам, молча хоронили своих друзей, брали высотки, казавшиеся неприступными, своими руками чувствовали дрожь раскалённого пулемёта,…слышали, как остро и брызжуще вонзаются в бруствер осколки от разорвавшихся мин. Это было поколение фронтовиков, оно само всё видело, чувствовало, знало». (Ю.Бондарев « Взгляд в биографию»).
Такими писателями, их книгами мы зачитывались, забывая наказ мамы по дому, – Ю.Бондарев, Г.Бакланов, К. Воробьёв, В. Астафьев, А.Ананьев, В Быков, В. Богомолов, К. Симонов, В. Гроссман…
И теперь нахожу их книги у мусорного контейнера!! Что же с нами случилось? Почему мы забыли эти книги и военную литературу? Что пришло на смену им?... Взрослели и всё увереннее нас привлекали к колхозной работе, на огороде на каникулах, а с чтением, книгой не расставались. Наши малограмотные родители очень хотели нас видеть грамотными:» Учись, читай, а то будешь быкам хвосты крутить!»
Страна медленно, но уверенно богатела. На книгу денег не жалела, да и была она копеечной,  год от года становилась доступнее.
Припоминаю - в Уварово появились библиотеки во 2-е Уварово, в железнодорожном и сахарного завода клубах. Каждое предприятие, колхоз, совхоз считали необходимым иметь профсоюзную библиотеку, были там «центральные» и «местная» газеты, толстые литературные журналы.
Появились книгоноши. Приносили они книги в самые отдалённые посёлки. «Продвигали книгу в массы!» - как писали газеты.
Читали люди. Это теперь уверяют, что там нечего было читать. Ложь!
За журналом Твардовского «Новый мир» с «Одним днём Ивана Денисовича» Солженицына, к примеру, очередь была, несколько позднее, удивительные повести Валентина Распутина, раннего  Виктора Астафьева…
Какие же герои были у нас в детстве!  Маресьев, Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Кожедуб, Маринеску, Павка Корчагин, брат и сестра Космодемьянские, Водопьянов, Чкалов…
Книги вырастившие нас – « Молодая гвардия», « Как закалялась сталь», « Повесть о настоящем человеке», «Овод», « Брестская крепость», « Тихий Дон». Военные мемуары, воспоминания участников войны…
Книга взрастила, воспитала в советских людях трудолюбие, честность, патриотизм ( О! Как его осмеяли, оболгали, сделали  приметой, позорной чертой «совка»! Как уж старался «Огонёк"Коротича!), интернационализм, уважение к собственной истории и национальным традициям. Всё лучшее во мне, скажут многие мои сверстники, я обязан книге, школе, учителю, библиотеке.
Случайно ли что именно теперь они подверглись «оптимизации». Именно им в первую очередь нет денег!...
Со школьных лет читаю «Литературную газету», удивлял замполита в армии, выписывая редкое в армейской среде издание. Около двух десятков лет газета из номера в номер бьёт тревогу – люди перестали читать, тиражи газет падают, толстые журналы один за другим из-за безденежья и помощи государства закрываются, среди писателей разброд и шатание, умер Союз писателей, бесконечные суды за его имущество…Закрываются книжные магазины и киоски… Писатели стали нищими, а книги неимоверно дорогими…
Газета (№7-2015 год) пишет:» Книга стала недоступным инструментом познания!», помещает статью из Крыма «Забытая литература?» (№8). Печальная истина!...
Снова возвращаюсь к воспоминаниям своей юности и невольно сравниваю те и теперешние годы.
Начало 60-х годов, прошло 15(!) лет после окончания войны. Вся моя подготовка к очередным занятиям, курсовым, семинарам проходила в Областной библиотеке им. АС Пушкина (Нарышкинской библиотеке, купец – меценат на свои денежки огромное здание соорудил, хотел, чтобы народ читал, светлел умом!), занять столик в огромном читальном зале очередь, за книгами очередь. Сколько же народу проходило через читальный зал библиотеки за рабочий день!? А в Тамбове было несколько городских библиотек, да ещё заводские, учебных заведений!
Какая нужна статистика, чтобы убедиться, как народ, в основном молодёжь, тянулись к чтению.
А ещё было общество «Знание», и проводило оно читательские конференции, обсуждение книг, статей в журналах, встречи с писателями, поэтами, художниками, учёными ВУЗов, знатными людьми, фронтовиками. Помню встречу в школе с Борисом Илёшиным, местными поэтами…
Желающему меня заподозрить в преувеличении предлагаю заглянуть в современную Пушкинскую и попросить «Тамбовскую правду», к примеру, за 1960- 1963 годы. Уверен, будете приятно удивлены: сколько литературных самых разных мероприятий проводилось!
Не могу не сравнить жизнь Областной библиотеки тех лет и современной.
Грустное сравнение!
Современная библиотека - истинно прекрасный дворец в четыре этажа, сияет, сверкает мрамором, современными столиками, светильниками, компьютерными залами. Библиотекари знающие своё дело, приветливы и отзывчивы.
Самый современный ремонт(конечно, евро!), последнего дня оборудование.
Можешь сидеть в мягком домашнем кресле, а перед тобой монитор и читай желаемое твой душе.
Не в восторге от современной власти, но говорю ей спасибо! Оно сделало  приятно сказочное!
Но, к сожалению, от восторженного должен во имя истины перейти к грустному.
Читателей в Областной библиотеке «кот наплакал». Понимаю, меня могут изобличить отчётностью, статистикой, верю своим глазам, как думаю, верит своим глазам и Путин ВВ.
Бедно идёт пополнение новыми книгами, заглох межбиблиотечный обмен с ведущими библиотеками Москвы…
Книгу перестали читать, за редким, а, возможно, и редчайшим исключением. Давно не слышно призывов к молодёжи:»Дружи с книгой!».
Такова истина. Могу привести не один пример. Сижу в зале на очередной презентации стихотворного сборника, книги молодого автора –  присутствуют люди моего, советского, возраста. Молодёжи нет. Современной творческой интеллигенции, преподавателей  университета редко.
А работники библиотеки так старались подготовить интересное мероприятие, привлечь людей, особенно студентов. Устанавливают связи с преподавателями, просят привести одну, две группы… Уговаривают, убеждают записаться в библиотеку… Привлечённые студенты вяло слушают, глаза их где – то далеко гуляют. Печально!
Почему же люди перестали читать. Не претендую на истину в последней инстанции, хочу поделиться своими мыслями и наблюдениями.
Книга стала обычным продуктом рынка, как сапоги, лопата для снега и прочая. Книга теперь может существовать, если она приносит прибыль, «навар».
Потому она стало непомерно дорогой, потому закрываются киоски,  книжные магазины. Падают тиражи. По своей природе книга не может приносить прибыль без взвинчивания цены. А ещё следует учесть аренду помещения, тарифы ЖКХ и всякие другие «накрутки»… Как же выжить книге во всемогущем рынке? Трудно! Государство не желает помогать книге. По рыночной логике, если помогать книге, то  надо помогать и сапогам, лопате и т.д.
Подобные , пусть и наукозавуалированные доводы, можно услышать и от либеральных экономистов, и от правительства.
И всё- таки это не главная причина, отвернувшая читателей от книги и чтения. Книгу не покупают и состоятельные люди. Они -  то уж могли бы «отвалить» тысячу рублей.
Книга потеряла былую духовную ценность, ей перестали награждать лучших школьников, дарить к дню рождения и юбилеям, в знак благодарности учителю.
Моя жизнь была тесно связана с удивительным учителем. У него была не малая библиотека, составленная из подарков благодарных учеников. Теперь подобное редко встретишь.
Совсем недавно книги были семейной реликвией, передавались из поколения в поколение. Теперь другая «мода» Редкое посещение мусорного контейнера не встретишь пачку, а иногда и целую полку выброшенных книг. Беру наугад, листаю, некоторые с дарственной надписью по самым разным поводам. Очевидно, ушёл человек из жизни и книги его стали никому не нужными.
Мой сосед – ветеран в подвале дома оборудовал целый книжный склад, ящик с книгами, несколько полок на стене.
-Спрашиваю, библиотеку открыл?
- Не могу выбросить, рука не поднимается. Всю жизнь собирал, читал. Возможно, кто – то возьмёт…
Нет, не берут. Никому не нужны книги. Если только «боевики»!
Но главная, коренная, судьбоносная, самая-самая беда для книги и в другом.
В постсоветское время всё сделали, чтобы отучить людей читать. Чтобы люди забыли своё прошлое, прокляли его, отвернулись от него. В этом случае книга мешала, сопротивлялась, боролась, крепила историческую память, звала к доброму, светлому. Книга призывала жить по христианским заповедям, звала к труду, благородству, возвышенному…
Нужны были «новому рыночному времени» другие идеалы и другие люди.
Потому советскую книгу всячески оболгали, без устали со всех каналов доказывали, убеждали, что в книгах всё ложь, пропаганда коммунистическая, над всем, что только вчера было свято, смеялись, лицедействовали, искажали факты, события.
Развернули настоящую войну с Победой, Жуковым, Сталиным, всем советским, а потом и русским.
Вспомните «Суд истории», 90 телевизионных серий о войне, разные «Штрафбаты», «Сволочи» и им подобное…
Читать «ложь» стало неприлично. Убедили, что это удел «совков», «вечно вчерашних».
Живу в окружении людей с высшим образованием, даже с научными «степенями». Спрашивают у меня:»Куда собрался?». Отвечаю:»В Пушкинскую библиотеку!»
Рассказываю, что вышла интересная книга интересного человека, возможно, удастся заполучить, надо бы прочитать…
«Да брось ты, всё враньё! Вчера врали и теперь врут; Никому нельзя верить! Один говорит, пишет одно, другой – прямо противоположное…Да и писатели все приспособленцы, лизоблюды, пьяницы…хватит читать. Читали, верили и где оказались?»
Веру в книгу как источник знаний за многие годы подорвали, втоптали в грязь, заменили «боевиками». низким, пошлым. Лишили книгу быть факелом в жизни, освещать людям дорогу, звать их к добру и справедливости, (которой нигде и никогда не было и быть не может по убеждению либералов).
Вот это, по моему, самый сильный удар по книге, по чтению.
Кому нужно читать»враньё»?! Лжи действительно стало много. И докопаться до правды очень трудно, часто опускаются руки, и отодвигается книга…
Уже никто не сомневается, что люди стали меньше читать.
«Теперь всё читают в интернете!»- часто можно слышать.
Да, интернет великое достижение. В нём всё можно найти. Только вот что ищут читатели, их теперь зовут «пользователи»?
Увлекла и меня жизнь «в сетях», ищу и нахожу, читаю интересное, важное для меня. Обязательно смотрю, а сколько же «пользователей» прочитало эту книгу? Мало, десяток, другой…
Встретил «в сетях» книгу удивительного человек – Бушин Владимир Сергеевич, за 90 лет, писатель, журналист, страстный публицист, поэт, патриот, фронтовик, коммунист. Ещё в 2009 году написал книгу «Пятая колонна»- правдивая, разоблачающая передачи «Суд истории» и им подобных. За шесть лет книгу не прочитало и тридцати тысяч человек. Мало! Очень мало в сравнении с ТВ аудиторией. Где истиной редко жалуют.
Подобные примеры в интернете на каждом шагу.
Не состоятельно утверждение, что теперь много читают в интернете, не на много больше, чем в библиотеках.
Летом сидим на веранде около дома, пытаюсь завести разговор о какой либо новой книге, о публикации в «ЛГ», как на белую ворону смотрят на меня мои собеседники. Как же это им не интересно, не из их жизни!...
В природе ничего без причины не бывает.
Время стало другое, совсем другое. Новое время требует не только новые песни, но и новые книги, отвечающие новому времени.
А подавляющее большинство людей не приняло новое время, его «героев» -киллеров, «прихватизаторов»,коррупционеров, воров – полицейских и прочую «чуму», откровенных ненавистников России,
(вспомните «Суд времени», как проголосовал народ за Сталина, Жукова, Ленина – сиречь, советскую власть?).
Не приняло постсоветское рыночное время , не приняло и его книги.
Старое опошлили, новое не создали. Кто теперь наши национальные герои? На кого держать молодёжи равнение. Нет таких героев, потому и чтение угасло…
На мой взгляд, армия писателей разделилась на два фронта. Одни в своих книгах защищают советскую власть и нападают на современную, другие – изобличают былую власть правдой и неправдой, служат льстиво до неприличия новой власти. И те и другие и не пытаются представить читателю будущее России. Не напоминают своим весомым словом, авторитетом о надвигающихся грозных событиях. Для них современная Украина не повод для тревоги. Не пугает возродившийся фашизм…
Неужели теперь наша могучая держава без будущего?
Не потому ли народ перестал читать?
Президент Путин ВВ призывает возродить в обществе интерес к чтению в Год литературы. Удастся ли? Будут ли в государстве  предприняты серьёзные, кардинальные усилия к решению сложной проблемы?
«ЛГ» обратилась с подобным вопросом к писателям, поэтам, критикам, библиотекарям, читателям. Ответы самые разные, но суть их сводится к печальному единомыслию – ничего не изменится, как не изменилось в Год истории!
Давайте мы сами вспомним чтение, вернёмся к любимым книгам и «работникам пера», сами попытаемся принять участие. Теперь совсем не сложно издать свой «труд» пусть и мизерным тиражом для друзей – товарищей, как память о себе. Примеры подобные есть.
В глухой деревушке под Никифоровкой живёт писатель – самородок Виктор Васильевич Фоменков и написал он замечательную, правдивую книгу о горькой судьбе деревни, людей тружеников в годы «перестройки». Книгу назвал «Чертополох» - точное название. Он мне напоминает тех военных писателей из передовых окопов. Как они видели врага в лицо, знали войну изнутри, так он знает «перестроечную» гибнущую на глазах деревню. Чистая, святая, мудрая, горькая правда!!...
Несмотря на все трудности, лишения книга не умрёт. Не вымрут, как динозавры, и любители чтения.
Будем надеяться, что Год литературы сделает многое, чтобы помочь книге и читателю. Не то время, чтобы быть «иванами», не помнящими родства.
      Февраль 2015 года. Январь 2021 года.
Прошло 6 лет! Подвижки к лучшему в судьбе книги и читателя есть, но слабые они, еле заметные...               



   


Рецензии