Возрастная периодизация 1

Важным моментом, на который Мария Монтессори обращала внимание, является то, что ребёнок постоянно меняется и к нему необходимо относиться как к человеку, понимая, что он развивается, "строит" самого себя, используя то, что находит в жизни вокруг, и не всю жизнь будет малышом, а всё, что закладывается в раннем детстве, имеет отдалённые последствия, благоприятные или нет, в зависимости от опыта.

У нас, взрослых, нет задачи научить ребёнка, задачей является помочь ему самому научиться, раскрыться, явить миру те дары, которые он принёс с собой, родившись.

Если говорить о возрасте, о тех изменениях, которые происходят с ребёнком, то можно сказать, что новорожденный и тот же самый малыш уже трёх лет, а потом шести лет, и так далее, это как разные люди. Настолько ребёнок меняется. Меняются его потребности, интересы, задачи и устремления. Мы меняемся постоянно и важно позволять людям быть новыми каждый день, - тем более быстро развивающимся детям, - не ограничивать никого своими убеждениями и утверждениями, страхами и непониманием происходящего. Для этого нужны знания, к родительству необходимо готовиться. Считаю, что это самый главный предмет. Подумайте, насколько счастливее сложилась бы наша с вами жизнь, обладай наши родители необходимыми знаниями о том, как растёт и развивается человек.

Мы все разные, тем не менее, есть общечеловеческие тенденции и циклы развития.
В возрастной периодизации Марии Монтессори заложен трёхлетний цикл. Давайте рассмотрим какие изменения происходят.

До трёх лет разум ребёнка неосознающий и весь накопленный опыт идёт в подсознание, влияя на нас потом всю жизнь. В районе трёх лет происходит переход в осознанность и появляется та память, которая уже похожа на нашу, взрослую.

До шести лет разум впитывающий. Это помогает ребёнку усвоить огромное количество знаний о жизни, не тратя силы на оценку, сравнение, критику. До шести усваивается больше информации, чем человек может потом усвоить за всю оставшуюся жизнь, после перехода разума в аналитическую стадию. Впитывающий разум как губка, с огромной жаждой вбирающая в себя всё, что есть вокруг, без разбора, молоко это, вода или грязь. Ребёнку важно адаптироваться, стать одним из людей. Ребёнок здесь и сейчас. Поэтому так важна роль родителя по обеспечению условий и границ позитива.

Мария Монтессори считала, что пока разум впитывающий и закладывается фундамент, база знаний об этом мире, особенно первые три года, важно, готовясь, создать пространство любви для жизни малыша (это и отношения родителей и дом), и затем давать ребёнку самое лучшее, самое красивое, гармоничное, чтобы он "строил себя" из этого, а "грубая правда жизни" подождёт до шести лет. К тому времени ребёнок напитается любовью, а кристалл характера огранится, закрепится и будет уже готов к испытаниям, когда будут заложены позитивные внутренние ориентиры.

Мария Монтессори говорила, что без любви всё - ничто, и что для человека нормально быть счастливым. И, если у ребёнка не было с самого рождения нормальных условий, у родетелей не было знаний, а затем всё налаживается, идёт процесс возвращения к себе, который в Монтессори подходе так и называется - нормализация. То есть это восстановление контакта с самим собой, со своими истинными потребностями, природой, возвращение состояния счастья. И это лучше сделать до шести лет, а ещё лучше до трёх.

До трёх дети совершенно божественные существа, связанные больше с тонким планом, единые со всей Жизнью. Поэтому всё, что они вдруг делают, имеет причину и смысл, и, в то же время, спонтанно и непосредственно. Это не означает, что можно позволять всё, границы позитива и безопасность необходимы. Но важно искать причину любого "плохого" поведения ребёнка и удовлетворять стоящие за таким поведением потребности подходящим благоприятным способом, отвлекая от негатива.

Итак, до трёх лет разум неосознающий впитывающий, примерно после трёх - осознающий впитывающий.

Период до трёх лет образно можно назвать "гнездом". Ребёнку необходимо достаточно закрытое безопасное пространство жизни, главная задача - построение себя самого, и овладение своим телом, физическая независимость. Его мир это поначалу только мамины руки, потом малыш осваивает дом, затем двор и так далее. Его мир постепенно расширяется. Для ребёнка важен именно узкий круг семьи. Важно доверие и позитивная привязанность. С огромной скоростью пополняются знания об этом мире. То, что для нас очевидно и что мы делаем машинально, для ребёнка новое, неизведанное, задача изучения и освоения. Но это не значит, что малыша надо как можно раньше "выводить в свет", это ему совершенно не нужно. Не являются потребностью ребёнка этого возраста походы в театр или на ёлку, шумные многолюдные мероприятия, музеи, выставки и так далее.

За первые восемь месяцев жизни происходит основная адаптация к ней. Постепенно, внимание как бы разворачивается изнутри наружу и становятся интересными и другие дети, люди, происходящее. Но малыш в "параллельном режиме" - мне интересно что ты делаешь, но я со своей мамой, а ты со своей. Его внимание рассредоточено, кажется, что он не слушает и не смотрит, на самом деле всё примечает и запоминает. Наблюдение - важнейший способ обучения для детей.

Животное рождается с готовым набором инстинктов, человек же всему учится на опыте, действуя.
До трёх лет функции только формируются, развиваться они начнут после трёх! Поэтому так опасно учить ребёнка, особенно по шаблонам, и заставлять что-то делать насильно, поучая, выбирая за него, одинаково вместе со всеми, в общем темпе. Так можно отбить охоту учиться на всю жизнь. Этим грешат многие "центры раннего развития" из-за незнания природы и естественных потребностей малышей, меняющихся практически каждый месяц, чем наносится зачастую вред. Лучше нигде не заниматься, чем заниматься в таком месте.
Ребёнку до трёх не нужно "раннее развитие", развитие должно быть естественным и своевременным, для этого важно просто создавать условия, предоставлять безопасные возможности по интересу, по возрасту и давать поддержку, осознанное сопровождение.

Ребёнку важно быть любимым, просто купаться в любви и принятии. Около полутора он - центр всей жизни, детский эгоцентризм и радость жизни бьют ключом. Важно не подавлять самовыражение ребёнка, а мягко с любовью, очень терпеливо направлять в позитивное русло, беря на себя всю полноту ответственности. И после двух с половиной к трём годам у малыша появляется понимание, что есть и другие люди со своими  интересами. Всё само встаёт на свои места. "Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека".

Для того, чтобы дух явил себя, важно свободное спонтанное движение в достатке в безопасном пространстве и волевое усилие. А для малыша даже дотянуться до погремушки или выбрать к какой игрушке ползти это проявление волевого усилия. Воля начинает развиваться уже после шести месяцев. Поэтому мы не делаем за ребёнка то, что он хочет делать сам и почти может, старается сделать сам.

Период первых трёх лет это время самой сильной связи с матерью и так же период отделения от неё.

Идёт бурное развитие движений, начиная от рефлекторных, которые необходимы для запуска произвольных. Новорожденный лежит, и вот, около 4 месяцев он уже начинает переворачиваться, примерно в шесть месяцев садится, готовится к ползанию, елозя на животе, в районе семи начинает бросать предметы - даём мячик, в восемь уже начинает полноценно ползать на четвереньках, в год встаёт и учится ходить, в год и три месяца начинает бегать, обожает лестницы, в полтора ему нравится лазать, карабкаться вверх, носить большие вещи. Он учится бить по мячу, стоя на одной ноге, прыгать, ловить мяч в охапку, вот он уже осваивает беговел, затем малышовый велосипед...
Активно параллельно развивается и мелкая моторика рук и макромоторика - движения всего тела. Только представьте, какое невероятное количество связей в мозге необходимо построить, чтобы обеспечить владение всеми этими движениями. Ребёнок вроде бы ничего не делает, но он великий труженик, великий строитель себя самого!

Важно, чтобы у малыша была возможность ползать в безопасном пространстве, вставать и ходить, держась за поручни или низкую мебель, лестница... В одной этой теме всего не раскроешь. По движению обобщу, что это основа, база всей высшей нервной деятельности. Его нельзя недооценивать. Особенно важно движение на свежем воздухе. Такого количества стимулов для развития, разнообразия и красоты, как даёт Природа, искусственно не создать. Общение с Природой, с растениями - важная часть Монтессори подхода.

До трёх лет тело ребёнка быстро меняется - голова занимает всё меньший процент от общего веса и длины тела, меняется качество костей, даже их количество, развиваются мышцы. Растут молочные зубы. Сейчас процесс прорезывания зубов очень "сбит", имеется большая вариативность. Но в целом, первый зуб прорезывается около 6 месяцев. В человеческой природе, на самом деле, заложены три смены зубов - в первые три года жизни формируются 20 молочных, в районе шести они начинают меняться на постоянные. И третья смена зубов может состояться в 94 года, если человек "не высыхает". И такие случаи есть. Смена зубов в шесть лет - показатель общего развития и готовности к переходу в следующий период.

Ещё одно важнейшее направление развития этого периода до трёх лет - речевое.
Первые звуки новорожденного чисто физиологические. Но связки быстро подстраиваются под звуки той речи, которая становится родной, уже к двум месяцам. Фонетическая карта языка формируется месяцам к десяти.
Плач также является звуковым и эмоциональным самовыражением. Лепет, гуление, слоги, первые простые слова около годика, детский язык, повторение последних слов фраз за взрослыми, словосочетания, заменяющие по смыслу целые предложения, и вот уже ребёнок говорит вполне понятно. Существительные, глаголы, затем другие части речи...
Словарный запас нарастает лавинообразно. В районе двух лет идёт так называемый взрыв языка.
Понимание речи развивается раньше, чем способность говорить - для этого необходима зрелость мозга и речевого аппарата. Первый год жизни - доречевой, затем начинается речевой период. В три года ребёнок по своей природе способен говорить совершенно как взрослый, уже используя прошедшее и будущее время.
К сожалению, нынешний уклад жизни, обилие рекламы и информации, электромагнитных полей, гаджетов, да и уровень культуры не способствуют речевому развитию. И задержка речевого развития стала чуть ли не нормой, хотя эту ситуацию необходимо менять к лучшему. Развитие интеллекта неразрывно связано с духовным развитием, с эволюцией человека.

Помимо вышеизложенного важно учитывать, что первые три года жизни - лабильный, то есть подвижный период, когда происходит много изменений и есть некоторая неустойчивость. В возрастной периодизации М.Монтессори лабильные шестилетия (3+3) чередуются со стабильными, более спокойными. Это является отражением тех внутренних процессов, которые происходят в человеке.
Я постаралась отобразить это на схемке. Примерно такую схему Мария Монтессори использовала при подготовке слушателей к служению и труду по своему методу. Есть и ещё одна интересная схема, которая нигде не публиковалась, но использовалась М. Монтессори в лекциях, рассмотрим её позже.

Продолжение следует

Фото автора


Рецензии