Луганск необыкновенный город

   Впервые в моей памяти Луганск всплывает из 1970го года. Мой напарник по парте, мой лучший друг Витя Цурак в тот год заболел, у него был порок сердца. Сначала он лечился в Лутугино, в нашей районной больнице, мы его навещали, он был очень бледный. Он вернулся, но ненадолго, его увезли в областную больницу. Я по нему очень сильно скучала, берегла его тетрадки. Мне было одиноко, я позже продолжала весь год сидеть одна за партой и в тот год стала замкнутой очень, сторонилась игр и одноклассники как бы перестали меня замечать, я как бы стала невидимкой. А вскоре после его госпитализации одна из моих подружек Надя Новожилова сказала, что знает, где областная больница и я загорелась желанием туда съездить. Надя знала дорогу, автобусом. Мы подошли к Нине Михайловне,воспитательнице, объяснили наши намерения проведать Витю Цурака и она нас отпустила. Мы с Надей приехали автобусом в Луганск, затем на трамвае до ул. Советской и возле рынка была больница. Я горела желанием увидеть Витю, но его в списках пациентов не было, нам пожилая медсестра сказала, что сердечники лежат в другой больнице, это за кварталом Гаевого. Туда Надя ехать не решилась, далеко, и мы вернулись. С тех пор я Витю никогда не видела. Говорили, что он учился в интернате в Луганске, у него был пьющий отец, а мама умерла. Потом ходили слухи, что он учился в Луганске в училище. Но встретиться с ним так и не вышло.
   Когда я была в 4-м классе, мы от школы поехали в турпоездку в Киев. Посему запомнился Луганский ЖД вокзал. Мы ели чебуреки. Когда же мы возвращались, у Дины Мунтян в поезде украли обувь и , благо что лето, ей пришлось идти босиком, она была очень расстроена.
   Последующий мой приезд в Луганск для поступления в художественное училище закончился тем, что я ходила кругами вокруг домов на Оборонной, и никак не могла найти училище, которое было очень неприметным, находилось в жилом доме с обычным подъездом и малюсенькой вывеской. Я все больше расстраивалась, но мне пришлось вернуться домой ни с чем, этим я расстроила маму. Она стала подробно объяснять мне местонахождение училища и на следующий день я его все таки нашла, что меня поразило, оно находилось в доме, мимо которого я проходила вчера раз десять. Неприметная вывеска у двери указывала на то, что это ВГХУ. Тогда, в 1975-м году, Луганск был ещё Ворошиловградом.
   Ворошиловград был большим и многолюдным и многотранспортным. В нем новичку легко было заблудиться. Однажды я сильно заблудилась по дороге из парка Горького. Это было страшно, и как последний ресурс я, запутавшись среди маленьких улочек с частными домами, начала идти на шум транспорта и это помогло мне выйти туда, где ходили троллейбусы. Ворошиловград был наполнен современными зданиями, были, особенно в центре и очень красивые здания, да и сейчас они есть. Универмаг Россия и ресторан Перник были в самом центре и очень узнаваемые, включая здание Дома Быта. Люди в Ворошиловграде отличались большей культурностью, интеллигентностью. Конечно, хватало всякого люда, как например один старый еврей, который совращал малолеток или любители выпить, слоняющиеся по паркам. Все зависело от того, с какой категорией людей человек ненароком заводил знакомство. Несколько отличных кинотеатров зазывали на просмотр фильмов, цирк приглашал на свои подмостки, дворцы культуры не пустовали, туда приезжали с концертами знаменитости и проводились смотры художественной самодеятельности. То тут, то там  можно было увидеть человека с мольбертом, пишущего пейзаж. Из здания музыкального училища доносились звуки пианино и пение. Многочисленные институты переполнены студентами, включая из других стран. Магазины были хорошие, во времена дефицита я всегда искала и находила хорошую обувь именно в Луганске на зависть моим сотрудницам. Я знала в Луганске лучшие места для покупки обуви и никогда не ленилась съездить в любой уголок Луганска, чтобы найти красивую обувь на мой редкий маленький размер. Полюбила я носить красивые туфли после прочтения книги Хэмингуэя, где он описывал красивую женщину с балетной походкой, которая никогда не жалела денег на красивые туфли, это было ее пристрастие, хотя она и была не богата. Проблемы у меня были и с одеждой, которую всегда надо было вшивать, посему иногда приходилось покупать в детском магазине. Я была, по сравнениюю со среднестатистическим человеком, довольно миниатюрная, меня даже называли Дюймовочка.
   Я любила гулять по Ворошиловграду, даже позже, по окончании ВГХУ, и когда он снова стал Луганском. Высокие здания, тенистые парки, множество магазинов, большой рынок, театр, клубы, художественный салон. Стадионы Луганска принимали Софию Ротару и Леонтьева на бис. Заводы и фабрики кормили рабочий класс, шумели цехами и дымили трубами, выставочные залы проглатывали тишиной и завораживали мастерством. Каменный Брод, не как новые квартала со звучными названиями и зазнаистыми небоскребами, удивлял домашностью, уютностью, запахами вкусной домашней еды, хотя и некой заброшенностью.
   Ночной Луганск был красив, прохладен, звон трамваев в это время звучал, как сказка перед сном. По асфальту затихающих площадей и тротуаров стучали каблучки тысяч женщин, спешащих домой или на свидание. Утренний Луганск мог бы вам не понравиться. Перегруженный транспорт, спешка, толпы. В обеденное время переполненные столовые.
Но Луганск — это сила, это машина, это поэма и картина, это кулак а Пегас, взлёт и приземленность. Люблю Луганск.


Рецензии