Дин Конгер, Путешествие по России, Советский Союз
«Разрядка», битнические восторги «космической эрой» (словечко битник происходит от спутник) и интерес к мировой культуре и сексу не затронули писательницу, пожалуй, как и многих эмигрантов: еще один известный выходец из России, Питирим Сорокин, также не принял идеологию шестидесятых и попытался, подобно Айн Рэнд, интеллектуально противостоять контркультуре, однако сосредоточившись на критике сексуальной революции. Критика получилась вялой, неубедительной и «религиозной».
Для шестидесятых нужны были не очернители коммунизма, вросшие ногами в милитаристский антисоветизм тридцатых годов, а путешественники, паломники и пацифисты. Американцы шестидесятых отказались от идеологии в пользу красивых экзотических фотографий. Что сказать, в США была создана питательная почва для международного фотографического туризма, и яркий представитель оного, американский фотограф Дин Конгер из «National Geographic».
Дин Конгер (Dean Conger) родился 26 августа 1927 года в Каспере, штат Вайоминг. Девять лет он работал в газете «Denver Post», а в 1959 году его пригласили на должность штатного фотографа Национального географического общества. Наступил звездный час Конгера: фотографируя для журнала «National Geographic», он начинает свое бесконечное путешествие по США, Европе, Азии и, конечно, по республикам СССР.
Дин Конгер объездил почти все республики, и что достойно удивления, умело обошел возможные острые политические западни: на фотографиях Конгера не заметно крамольного антисоветского умысла, он работает как корреспондент журналов «Огонек» или «Сельская жизнь». Последнее обеспечило фотографу признание в СССР, а потом и в России: до сих пор в любовно собранных подборках фотографий о жизни в СССР встречаются работы Хонгера и мало кто знает, что эти фотографии делал американец.
Кажется, будто Конгер сосредоточился на демонстрации «строек коммунизма»: он фотографирует с большим удовольствием заводскую жизнь, рыбаков и сталеваров, учителей и врачей, новостройки, но не избегает показывать быт и романтику шестидесятых-семидесятых годов. Советский союза глазами Хонгера это почти двадцатипятилетняя эпопея, красочный рассказ в цветной фотографии о людях.
Дин Конгер воплотил в жизнь все страхи Айн Рэнд: он создает визуальный образ СССР, в котором, кроме романтики освоения огромных просторов, присутствует понятная и симпатичная для американца составляющая.
Поездки по СССР принесли ему славу и карьерный рост.
В 1977 году Хонгер и журналист Барт Макдауэлл подготовили книгу «Путешествие по России, Советский Союз сегодня» («Journey Across Russia, The Soviet Union Today»).
В книге 370 страниц и фотографии, сделанные в период с 1966 по 1975 год.
Хонгера хвалили в СМИ, называли лучшим газетным и журнальным фотографом года, он даже удостоился попасть на доску почета своего университета, как «достигший известности выпускник». До ухода из «большой фотографии» в 1989 году, Хонгер занимал должность помощника директора фотоотдела National Geographic.
Затем уехал в Дуранго, штат Колорадо. Женат, у него трое детей, увлекается лыжным спортом и работой с деревом.
Меня, конечно, заинтересовали не только фотографии Конгера, но и техника, которую он использовал. К счастью, оказалось несложным найти рисунок, где Конгер предстает во всей красоте фотожурналиста шестидесятых: обвешанный малоформатными камерами, с фотовспышкой в руках и сумкой для батарей питания, фотоаксессуаров и прочего барахла. Судя по всему, Конгер принадлежал к фотографам-экспериментаторам, создавая как панорамы (с использованием специальной техники вроде панорамного фотоаппарата «Горизонт»), так и впечатляющие пейзажи и даже интерьеры. Однако ахиллесова пята Конгера — портрет. В последнем случае Конгер не пытается использовать рисунок света, он любит фотографировать людей в экзотической одежде, что считает самодостаточным.
Фотографии см. здесь https://vk.com/album17020639_260536770
Свидетельство о публикации №219033000798