Черкасов Сергей Никанорович

ЧЕРКАСОВ СН


 Родился он в многодетной и трудолюбивой крестьянской семье на юге Воронежской области. Здесь издревле дружно живут бок о бок русские и украинцы. Тогда в крестьянских семьях дети начинали рано трудиться, нужда заставляла помогать родителям. Да и время было трудное: революция, Гражданская война, разруха, голод…

Однажды два босоногих мальчугана сидели на скамейке, и друг Серёжи Саша Мамкин на мокром песке палочкой чертил дроби:» Числитель…знаменатель… часть целого». Друг увлекательно рассказывал о школе, учителях, интересных уроках. И Серёже захотелось учиться, к этому времени он самостоятельно научился читать, писать… Его приняли с учётом возраста во 2-й класс. Но друг детства однажды по дороге в школу сказал:» Серёжа, вот ты ходишь во 2-й класс, а я в 4-й, попросим учительницу и будем вместе учиться в четвёртом!»

Учительница 2-го класса с удивлением отнеслась к необычной просьбе друзей. Но обратилась к своей коллеге из четвёртого класса, и вскоре Серёже был устроен экзамен, но мальчика он не обрадовал – учительница сказала:» У нас в четвёртом классе читают лучше!»

« Возьмите меня в четвёртый класс, я буду стараться, буду хорошо читать!»- просил Серёжа.

Четвёртый класс он закончил лучшим учеником и, не мешкая, отправился в соседнюю деревню за семь километров с заявлением в 5-й класс. Заявление приняли, но ответа долго не было. По просьбе Серёжи, его отец несколько раз узнавал в школе результат, в ответ слышал:» Ждите!».

Наступило 1 сентября. И Серёжа Черкасов вместе с другом, не дожидаясь решения о его судьбе, отправились в школу, заняли место за партой. На следующий день Черкасова приглашает директор:» Вам отказано в приёме в школу!»

В те времена обязательным было только начальное образование. Да и родители его не были членами колхоза, отец всё раздумывал о вступлении.

Сообщение директора было обидным и несправедливым. Серёжа продолжал посещать школу. Через несколько дней директор объявил строптивому ученику:» Я же вам сказал, что вы не приняты в школу. Ваши родители не вступили в колхоз, единоличники, и поэтому вы не можете учиться!».

« Но я буду учиться, я хочу учиться!»- настаивал ученик.

Через пару дней вышло постановление правительства об обязательном семилетнем образовании…Серёжа Черкасов учился увлечённо, с азартом, сам доходил до истины. Любимым его предметом была математика. Этой любви он остался верен всю жизнь.

По окончании 7 классов и курсов Острогожского педагогического техникума в 19 лет Черкасов стал учителем. В его классе некоторые ребята были старше его, но взаимопонимание находили. Вскоре Сергей Никанорович поступает на математический факультет Тамбовского учительского института.

Папа часами может вспоминать то трудное, счастливое и радостное время. Учиться ему было интересно, преподаватели замечательные. По окончании института молодой педагог непродолжительное время работал в Беднодемьяновске (ныне Пензенская обл.). а потом приехал на родину жены и начал работать в средней школе №3 Уварово.

Но вскоре пришлось оставить любимую работу: призвали в Красную Армию.

Белоруссия. Шестой казачий кавалерийский корпус под командованием в годы войны прославленного генерала А.И.Ерёменко…

Сидим с папой за столом, слушаю его воспоминания об армейских годах. Это наша любимая тема, мы оба убеждены: армия для юноши – незаменимая школа. Все его командиры, считает он,- замечательные люди. Он долго может рассказывать о начальнике штаба, командире полка, о своём любимом коне…

Вообще за многие годы я ни разу не слышал, чтобы папа о ком-то отзывался неуважительно. В каждом человеке он видит достойные черты, искренне верит в добро и справедливость.

В сентябре 1939 года кавалерийский полк в составе авангарда войск Белорусского военного округа принимал участие в освобождении Западной Белоруссии. Он и теперь помнит, с каким восторгом и радостью встречали Красную Армию местные жители.

Несмотря на оголтелую пропаганду, Сергей Никанорович считает эту акцию советского правительства правильной и необходимой…

Перед Великой Отечественной войной папа вернулся в Уварово, но учительствовать ему долго не пришлось: гитлеровцы напали на нашу Родину.

Вскоре он оказывается в Новосибирске на Высших офицерских курсах « Выстрел». По окончании их прибывает на Волховский фронт. Здесь в составе знаменитой Второй Ударной армии, части которой выходили из окружения. формировалась 57-я мотострелковая бригада.

Летом 1942 года она по тревоге спешно грузится в эшелоны. И через Москву, Тамбов, Саратов прибывает в Астрахань. Здесь погружается на пароходы и направляется под Моздок. Тут развернулись ожесточённые кровопролитные бои, немцы рвались к Грозному: им нужна была нефть.

Папа помнит 28 сентября 1942 года. С раннего утра разгорелся встречный бой. Немецкая пехота при поддержке танков пошла в атаку, но у нас, как писал фронтовой поэт Константин Симонов:»…там, где мы воевали, танков не давали!».

В этом бою папа был ранен разрывной пулей в левое плечо…

Скошенное кукурузное поле, жара, нестерпимо хочется пить. Эвакуировать раненых нет возможности: местность простреливается. Вокруг убитые и раненые. Большая потеря крови. Сознание то уходит, то возвращается. Наступила ночь. На небе яркие звёзды. Несколько раз совсем рядом проходили немцы. Подбирали своих убитых и раненых.

Появились наши солдаты:» Терпи, командир! Мы за тобой придём!».

И началось многомесячное лечение в госпиталях. Через Каспий на санитарном пароходе в Красноводск, а потом в переполненном вагоне в Самарканд. Здесь в университете был развёрнут госпиталь. Несколько операций. Но улучшений нет. Держится высокая температура, до предела – потеря гемоглобина. Лейтенант Черкасов на грани жизни и смерти.

Однажды с помощью товарища раненый вышел на прогулку. На брёвнах сидела пожилая седая женщина в белом халате и курила. « Раненый,- сказала она,- подойдите ко мне. Я из Ленинграда, хирург. Оперирую на суставах. Что у вас с плечом?». Как потом выяснилось, это был доктор Гроссман.

Она сохранила руку, После её операции, хотя и медленно, но дела пошли на поправку. Это была четвёртая по счёту операция.

Через несколько месяцев военно-врачебная комиссия вынесла решение: ограниченно годен к службе в военное время.

С.Н.Черкасов был направлен в распоряжение Тамбовского облвоенкомата, а оттуда в Уваровский военкомат.

Время было трудное, холодное и голодное. Дел у комиссариата было много, все срочные, неотложные. Нелегко было раненому офицеру, но он честно выполнял свой воинский долг.

В его семье было 8 детей – семь братьев и сестра. Пять братьев погибли на фронте…

После демобилизации в 1946 году Сергей Никанорович вернулся к своему любимому учительскому труду – в школе №3 преподаёт свою любимую математику и поступил на заочную учёбу в Тамбовский пединститут.

Время послевоенное было трудное, но радостное: страна напряжённо трудилась. Залечивала раны, причинённые гитлеровскими захватчиками.

Вряд ли кто в Уварове знал математику тогда лучше, чем папа. Скольким ребятам он привил любовь к точной науке! Бескорыстно помогал коллегам. Редкий заочник не обращался к нему за помощью. Никому не отказал!

Вспоминает такой случай: несколько студентов обратились за помощью по теории вероятности. Папа в институте не изучал этот раздел математики. Приобрёл учебники, и зимними вечерами с керосиновой лампой сам изучил теорию и помог заочникам выполнить контрольные.

Он помнит каждого своего ученика, скажет в каком году, в каком классе он учился и за какой партой сидел.

Часто меня кто-нибудь из его учеников встречает на улице:» Как там Сергей Никанорович? Передай ему привет!» Передаю. Как радостно и благодарно теплеют его глаза!

За полвека работы в школе было 27 выпускных классов, больше 1000 учеников!

В раздумье папа говорит:» Жизнь учителя продолжается в его учениках!». Сергей Никонорович гордится своими воспитанниками, они стали добрыми людьми. Вот лишь несколько фамилий: братья Сивко, гидрологи, принимали участие в строительстве сибирских плотин и Каракумского канала, Чуйко – преподаватель Военно-воздушной академии им. Жуковского, готовил космонавтов. Журналисты и писатели Борис Илёшин ( редактор «Известий»)и Борис Стукалин (редактор «Правды»), Заслуженный врач РСФСР Фукс НН. Его коллегой по Уваровской средней школе был будущий министр просвещения РСФСР Данилов АИ. Редкое лето он не приезжал в отпуск в Уварово и не отдыхали они на реке Вороне…

И теперь немало бывших питомцев Черкасова трудятся на руководящих должностях, в том числе и в нашем городе. Сколько честных, достойных людей вступило в жизнь с его помощью…Тридцать его учеников стали математиками, несколько человек – директорами школ.

Много раз коммунисты школы избирали  Сергея Никоноровича своим секретарём. Он умел постоять за правду, справедливость. К нему шли люди за помощью, советом.

Не могу не сказать о семье Черкасовых, в которой царит дух взаимопонимания, чуткого и внимательного отношения друг к другу. За сорок лет я ни разу не почувствовал какой-то натянутости, не говоря уж о скандале.

Труд учителя Черкасова получил высокую оценку. Он одним из первых в нашей области удостоен почётного звания « Заслуженный учитель школы РСФСР», имеет государственные награды, в том числе медаль «За отвагу». Ей награждали только за воинский подвиг на поле боя.

Учитель – ветеран бережно хранит грамоту Президиума Верховного Совета РСФСР, его имя занесено в Почётную книгу Тамбовской области в связи со 100-летием со Дня рождения В.И.Ленина.

Отличник народного просвещения был делегатом 1-го Всесоюзного съезда учителей. Почётный гражданин города Уварово.

 Сейчас папе нелегко. Одолевают всевозможные болячки, напоминают о себе раны, тревожат житейские неурядицы. Но он мужественно, удивительно стойко их преодолевает. Только болит. Ноет душа о крахе великой державы, за которую он воевал и которой отдал всё, что имел.

Мудро говорится: чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь. Лучше о Сергее Никоноровиче не скажешь.               

Учитель от Бога Черкасов Сергей Никонорович умер 6 июля 2005 года на 91 году.

Время делает своё дело. Сменились поколения, уходят из жизни его ученики и теперь в Уварово мало кто помнит замечательного учителя, необыкновенного человека.

Такова жизнь, да и будем откровенны, беспамятный мы народ!

«Данные социологических опросов, проведённые по заказу Министерства культуры, свидетельствуют о том, что более половины жителей нашей страны не знают даты основания городов и посёлков, где они живут…абсолютное большинство россиян не может назвать имена своих предков, 80% россиян не знают, что было с их семьёй до поколения их дедов…». (журнал «РОДИНА»,№3 – 2010 г.)

В памяти живых и знавших учителя Черкасова он сохранится до конца их жизни.

Мой папа любил стихи. Часто на вечерней зоре, на скамейке в  вечерней тишине сада просил меня – почитай стихи!

.

                « Я грущу по забытым эпохам,

                И сегодняшний день мне не мил.

                Почему собираю по крохам

                Нами всеми разрушенный мир?

                Евгений  ЕВТУШЕНКО.

       « Светись, светись, далёкая звезда,

        Чтоб я в ночи встречал тебя всегда;

         Твой слабый луч, сражаясь с темнотой,

        Несёт мечты душе моей больной,

         Она к тебе летает высоко;

         И груди сей свободно и легко…»

                Михаил ЛЕРМОНТОВ.

Люди не вправе забывать таких пламенных, мудрых, честных и добрых, каким был учитель Черкасов. «Никанорыч», как звали любовно знавшие его.



  2002г., 2013,, 2016 год.                Алексей ЕВДОКИМОВ.


Рецензии