Крепкая семья

Деккер Тамара Анатольевна
Московская область

Если хотите понять истинное значение модного термина «толерантность», посетите Кубань. Да, различия между представителями разных этносов существуют, но именно это придаёт региону особую самобытность и наделяет живущих в нём людей удивительными и неповторимыми качествами южан. Где бы мы ни были, малая родина всю жизнь питает наши корни, наполняет любовью, наделяет мудростью и снится по ночам.

Она родилась в середине ХХ века в семье с многонациональными и многокультурными традициями. В казачьих семьях вас непременно встретят расстегаями и варениками, предложат охладиться хлебным квасом и гарбузом. Однако коренными жителями здесь являются адыги. Итак, по матери она – адыгейка, по отцу – русская. Подавляющее большинство адыгейцев и черкесов – мусульмане-сунниты. А её русская бабушка тайком отнесла ребёнка в храм с голубыми куполами и приобщила к православию в возрасте девяти месяцев от роду, как бы в пику исламским «сватам» и «безбожию» родителей.

Адыгейский дед появился на свет до начала ХХ века и получил имя, которое в переводе с арабского означает «свет». Изменение строя способствовало осуществлению его планов, так как обязательный калым из обузы превратился в символ. Однако жизнь в начале двадцатого века была тяжёлой, болезни приводили женщин на смертный одр в цветущем возрасте. Дед женился три раза и имел десять детей от трёх жён. Не смотря на раскрепощение женщин Кавказа, в семейном укладе по-прежнему главенствовал патриархат. Дед содержал семью, а его жена занималась воспитанием детей и проводила время на кухне. С черкесскими родственниками общались по законам шариата и тепло относились к родне других национальностей и конфессий. И хотя родители играют важную роль в судьбах детей, его пятеро сыновей взяли в жёны русских девушек, а дочери связали свои жизни с русскими парнями.

Она была первой внучкой после нескольких внуков, и дед любил проводить с ней время, когда заставал малышку в своём доме. Он приветствовал бегущую навстречу девочку словами «Ух, ты моя курносенькая!», подхватывал на руки и усаживал на колени. После расспросов о её делах, дед доставал Коран и читал вслух суры на арабском, а внучка затихала на десять минут и с интересом слушала. Потом он ссаживал ребёнка на стул за своим рабочим столом и давал лист бумаги, карандаши и треугольную исполкомовскую печать. Ей нравились встречи с адыгейским дедом, носившим усы щёточкой, как у Чарли Чаплина. Его саманный дом с двумя печами ручной кладки, сарай с угольным подвалом и виноградник снесли по плану реконструкции города в конце ХХ века, и там выросли высотки нового жилого микрорайона. Но каждый раз, проезжая перекрёсток с круговым движением, она видит свою картинку: белёные дома, камышовые крыши, фруктовые деревья, и редкие куры на грунтовой дороге. Нур Хаджиретович не посещает её сновидений. Она знает, что смерть тихо приняла её деда в круг Вечности и Любви.

Русский дедушка родился на Ставрополье в начале ХХ века и получил самое русское имя, хотя казаки имели обыкновение привозить из военных кампаний жён-иноземок. Одна из его бабушек была калмычкой. Природа Терской области Кавказской губернии была не столь гостеприимной, как чернозёмы Кубанской земли. Станица Изобильная своим названием пыталась вселить надежду в безбедное существование станичников, но жизнь всё равно была тяжёлой и скудной. Суровое Иваново детство сменилось революционным отрочеством и боевой юностью. Отряды белых и красных гонялись друг за другом по бескрайним степным просторам Кавказского края. Рушились идеалы народа, и его представители пополняли ряды «потерянного поколения». Дедушка не любил вспоминать о тех жестоких годах, но рассказывал своей первой внучке историю жизни, людей и страны. Он расстался с чаянием опубликовать книгу, хотя несколько папок с машинописными экземплярами повести «Степной орёл» неоднократно побывали в издательствах. Внучка стала его слушателем, и дедушка вложил в её сознание, помимо воспоминаний, собственную мечту стать писателем.

После окончания гражданской войны появилась возможность перебраться на Кубань по направлению на учёбу в «Нацкавшколу» для кавказцев. Коллективизация, голодомор, расказачивание, раскулачивание и создание семьи происходили в тесной связи с духом времени. Коммунистическая идеология и атеистическое мировоззрение не отменяли принципов порядочности, и её русский дедушка не имел вредных привычек, но в церковь не ходил и крестом себя не осенял. Недолгая мирная жизнь открыла новые перспективы, и он поступил в ремесленное училище, где освоил профессию шофёра. Грамотой дед не владел, зато хорошо работал руками и был талантливым самоучкой в механике. Казалось, всё наладилось: семья, трое детишек, комната в коммуналке, служебная машина. И тут, как гром среди ясного июньского неба: «Сегодня, в 4 часа утра, без объявления войны…». Дедушка из ополчения отправился в действующую армию. В составе артиллерийского расчёта он участвовал в тяжёлых боях до звенящего зноем августа сорок второго. Жарким летним днём под Харьковом он был тяжело контужен и попал в плен. В тот же день германские оккупационные войска вошли в Краснодар по единственному уцелевшему мосту через реку Кубань.

Он не пытался выжить за чужими спинами, отказывался работать на врага, участвовал в сопротивлении, сидел в камере смертников, страдал от цинги, но вопреки здравому смыслу встретил конец войны в лагере, когда англоязычные союзники освободили немецкий городок Оснабрюк. Именно этот факт стал препятствием для немедленного возвращения на родину. Можно объяснить правоту Сталина, объявившего, что у него нет военнопленных, а есть только предатели. Однако не объяснишь человеку, как можно не пустить его домой, к семье. Он доказал свою лояльность советской власти и преданность родине. Его восстановили в партии и наградили звездой, дали квартиру и работу. Но всю оставшуюся жизнь он с горечью вспоминал эти жестокие слова дорогого Иосифа Виссарионовича. Война – это зло, и у каждой «Великой» есть своё «потерянное поколение». Людям приходится не только восстанавливать хозяйство, но и находить личные мотивы для продолжения жизни. Иван Яковлевич их нашёл. После смерти он единожды явился к ней во сне, улыбающийся в «будённовские» усы, чтобы успокоить безутешных родственников. С тех пор она очень любит этот сон, не смотря на то, что он никогда не повторялся.

Женская доля мало отличается, будь то женщина русская, адыгейская, украинская, или любая другая. Прекрасные черкешенки, русские красавицы, малороссийские чаровницы испокон века покоряют сердца мужчин. Каждый человек ходит по планете Земля благодаря женщине, подарившей жизнь ему или ей. Её русская бабушка носила имя, которое в греческом языке означает «чужеземка», и часто пересказывала историю переселения их семьи на Кубань. Им повезло, когда большевики не посчитали семью бабушкиного отца классовыми врагами, в то время как сотни казачьих семей были сосланы в Сибирь. И хоть история не терпит сослагательного наклонения, кто знает, было ли бы продолжение у этой семейной истории, если бы Краснодар не освободили в феврале 1943 года, за сутки до исполнения приказа о ликвидации семей подпольщиков и красноармейцев. Когда она родилась, декретный отпуск, положенный её матери по закону, продолжался всего два месяца. Варвара Константиновна учила внучку читать на русском и украинском, рассказывала сказки перед сном, лепила с ней вареники и жутко ревновала к «свахе», пока та была жива.

Адыгейская бабушка оставила яркий, но короткий след в её воспоминаниях. Кука Харуновна говорила с внучкой по-адыгейски и учила готовить национальные блюда. Потом у бабушки случился инсульт, её парализовало, и она онемела. Когда внучку привозили в дом и позволяли пройти в дальнюю комнату, они общались без слов. Обе бабушки были женщинами благочестивыми, и отошли в мир иной в разное время, но в мире с собой и с Богом. Они не хотят беспокоить родных, поэтому в её снах могут появиться лишь их размытые образы, вызванные собственным воображением. (Эссе для сборника Энциклопедия «ЭТО РОДИНА МОЯ!» 2018)


Рецензии