1. Накануне

В главке «Манипулятивное обыгрывание Холокоста» я критически отнесся к комплекту исходного материала United States Holocaust Memorial Museum, ориентированного к изучению студентами уроков Холокоста.

Сейчас я намерен попытаться на богатом материале о Восстании в варшавском гетто подступиться к формированию учебных ситуаций (study case) для психологической закалки учащихся к достойному поведению в трагических обстоятельствах, подобных Холокосту.

Вызовом для меня являются и те представления о мощи (как ни противно это сознавать) гитлеровской системы воспитания немецких фашистов и привлечения пособников в других странах. Эту гитлеровскую систему я обсуждал в главке «Зачем Израилю нужен Лермонтов» сборника «Евреи -*Маяковские* и *Лермонтовы*», 2014.

В городе с самым большим еврейским населением в довоенной Европе - в Варшаве, соответственно, гитлеровцами было устроено крупнейшем гетто в Европе (почти полмиллиона евреев). В неполных два месяца лета 1942 года около 300 000 евреев гетто было депортировано в лагерь смерти Треблинка.

Уже было известно евреям и не евреям об убийствах и депортации евреев в других местах. Но, варшавяне не верили, что что-то подобное может когда-либо произойти в ТАКОМ городе. А в еврейской среде, особенно – в руководящих слоях, ненавидели сиониста («провокатора» выезда в какую-то Палестину) Владимира Жаботинского с его стращаниями еще 1939 года.

Акция лета 1942 года стала толчком к пониманию и, даже, формированию убеждения, что убийства и депортации грозят и варшавскому гетто. Эти понимание и убежденность привели к формированию в конце периода акции Еврейской Боевой организации – ZOB. В неё вливались члены различных молодежных движений. Молодежь противоположной политической ориентации сформировала свою боевую организацию Еврейский Боевой Союз – ZZW, тоже настроенный на борьбу. Обе организации, в некоторой степени, сотрудничали и сражались с немцами параллельно, но не объединялись.

С позиции Наблюдателя, цель которого разглядеть в опыте восстания в варшавском гетто:

- систему отношений, которые требуют и позволяют направлять развитие психологии и знаний студентов к достойному поведению при еще потаенной угрозе наката феномена уровня Холокоста и в случае актуализации такой угрозы -

сформировал, на эскизном уровне, системную модель сопротивленческого потенциала Гетто. 


Рецензии