действие третье

Загорается свет. Все сидят на своих местах. Слесарь и Настя сидят рядом на ступеньках, рядом с лестницей лежит монтировка. Посреди сцены стоит Начальник ГО, у него в руках две тяжелые на вид коробки.

Учительница (встает со своего места и направляется к нему): Где мой журнал?

Завуч (подходит к Учительнице, с любопытством): Что в коробках?

Начальник ГО молча ставит коробки и уходит через выход № 2.

Завуч (открывает верхнюю коробку): Вау! Эй, ребята, тащите сюда парты!

Марк (отрывается от Даши, подходит к Ивану и трясет его за плечо, тот усердно читает книгу): Э-эй, братишка, нужна помощь!

Иван (медленно вытаскивает наушники): А-а, что? (Никита и Слесарь несут первые парты, не сговариваясь): Понятно. (И уходит с Марком за партой).

Заходит Начальник ГО, в одной руке он держит стопку одеял, в другой две пятилитровые бутылки воды, кладет одеяла поверх коробок, рядом ставит бутылки.

Завуч (с любопытством и поддельным кокетством): Откуда вы все носите?

Начальник ГО (сухо): Ждите сообщений по радио (уходит в зрительный зал).

Завуч и учитель молча выкладывают содержимое коробок на парты: банки тушенки, стаканчики, консервный нож, тарелки, хлеб, пакеты с соком. Все остальные сидят по кругу от парт.

Никита (берет одну из банок и деловито читает): Я-ло-вы-чы-на. Так, с запасом, долго тут будем сидеть.

Кристина (сидевшая до этого молча, вбегает в центр и орет): Вы что не понимаете, что мы тут заперты!!! Вам этого не понять??? Ну, съедим мы запас! (зло бьет ногой по коробкам). Что дальше??? Будем грызть друг друга.

Марк (улыбаясь): Ну, от голода не умрем.

Кристина (продолжая): Как я устала! (Начинает ходить по сцене). Там непонятная война (показывает наверх), здесь холод и непонимание!

Даша (удивленно): Ничего себе!

Кристина (продолжает орать): Как я устала от вас за восемь лет! От тебя (выбивая из рук Никиты банку тушенки). От твоих издевок. (больно щипает Марка). От твоей красоты (дергает за волосы Дашу). От твоего супермозга! (выдергивает наушник и выбрасывает книгу у Ивана). Твоих капризов! (дергает за одежду Настю). О, Боже, быть запертыми с этими!!! (подбегает к выходу № 1 и начинает изо всех сил стучать). Выпустите меня!!!

Марк (встает, подходит к Кристине, берёт её за плечи и силой опускает её вниз, она даже не сопротивляется, поворачивает её к себе лицом и со всей силы прижимает её к себе). Сестрёнка, мы все тебя любим (гладит её по голове). Слабай нам на своей балалайке.

Кристина (бьет по груди Марка): У меня гитара, понимаешь, гитара.

Марк (сдавливая её): Да-да, гитара, сыграй нам на гитаре.

Иван берёт из чехла гитару, подаёт её Кристине. Настя подносит стул. Кристина садится и начинает играть медленную мелодию.

Слесарь открывает банки тушенки, Учительница намазывает её на хлеб, Завуч разносит всё по партам.

Завуч (выходит в центр сцены и по-хозяйски): Ну, что, просим всех к столу! Чем богаты, тем и рады!

Все располагаются вокруг стола. Во главе стола садится Завуч, по левую руку от неё садится Учительница, возле неё Даша, дальше Марк, держа Дашу за плечо, рядом Никита, уткнувшись с надеждой в телефон. По правую руку от Завуча стоит Слесарь, рядом с ним, ёрзая на стуле, Настя, Иван убрал учебник, в одном ухе торчит наушник, Кристина доиграла мелодию, аккуратно убирает гитару в чехол и подсаживается к столу.

Завуч (вскакивая со стула, Слесарю): Ой, уважаемый, что-то вам стула не хватило.

Слесарь (уважительно): Ничего, я постою, мне не привыкать.

Настя двигается, и Слесарь садится рядом с ней. Кристина берёт несколько бутербродов со стола и молча раздаёт их зрителям в зале.

Учительница (нравоучительно): Кристина, что ты призраков кормишь?

Марк (протягивает руку, которой держит Дашу, к Учительнице): Не трогайте её.

Кристина (садится на своё место и невозмутимо): Надо призракам жертву дать, может они выпустят нас.

Никита (расстроено убирает телефон в карман): Ну, что? Не везёт, так не везёт, то связи нет, то телефон разрядился. (Кладёт руки на стол): Ну, что у нас дальше по программе?

Завуч (по-хозяйски): Ну что, ребята наливайте дамам сок. (С грустью): Жаль, что я сегодня не на приёме у мэра. Эх!

Учительница (с желчью): Вы там часто бываете.

Завуч (берёт за плечи Учительницу): А вот вы никогда не бываете на школьных мероприятиях.

Учительница (убирает руку Марка, протягивает руку к Даше): У меня дочка, конспекты, физика. (В сторону): Чтоб она провалилась! (Всем): У всех налито.

Слесарь всем из пакета наливает.

Завуч (поднимает стаканчик): Так хотелось сказать, как хорошо, что мы здесь собрались. Но, к сожалению, нас объединила злая судьба. Так выпьем сок за нашу школу. (Слышится стук камней по двери).

Учительница (поджав губы): А ничего, что мы так с детьми чокаемся?

Завуч (радостно стукая свой стакан о другие): Ничего. Мы от сюда такими родными выйдем.

Слесарь (стукая свой стакан о стакан Завуча): Я со своими сослуживцами в армии из одного котелка ел, а теперь даже не здороваемся.

Иван (заинтересованно): А где вы служили?

Слесарь (спокойно допивает сок): Выберемся, обязательно расскажу. Я всегда выполняю свои обещания?

Иван (утвердительно): Да!

Настя (по-детски, наигранно): Дяденька, а вы всю жизнь здесь, в школе, работаете?

Слесарь (пожёвая очередной бутерброд): Неа, Настенька, я раньше на заводе металл плавил.

Марк (тянется к очередному бутерброду): Да-да, мой отец там работает. (Обреченно): И я буду там работать. (Серьёзно): А чего вы оттуда ушли?

Слесарь (отставил от себя тарелку с бутербродом, положил кулаки на стол, с нарастанием голоса от тихого до крика): Я пришёл на завод прямо с армейки, даже не снимая кителя, отпахал честно двадцать пять лет, а эти (сжимая кулаки) выкинули меня на пенсию! (Его лицо опускается на кулаки).

Завуч (тихо): И не уволить его.

Слесарь (поднимает голову и разжимает пальцы из кулака): А вы найдите вот такие руки в городе! («Город» он говорит почти крича).

Настя (испуганно): Ой!

Слесарь (ласково): Не бойся, доченька.

Завуч (властно, поглаживая руки Слесаря): Я знаю и говорила уже об этом своему мужу.

Учительница (раздраженно): Снова вы со своим мужем.

Завуч (убирая руки от Слесаря, поворачиваясь к Учительнице): А что?

Даша (хихикая, чтобы разрядить обстановку, Слесарю): А женаты вы были?

Слесарь (задумчиво): Да. У меня была жена (держит перед собой руки, перебирает пальцы). Она умерла, когда рожала мою младшенькую. (Его руки сжимаются у груди, как будто он качает ребенка). Врачи не спасли её, мою душеньку, мою жёнушку! (говорит, чуть не плача).

Иван сосредоточенно жуёт бутерброд.

Завуч (попивая сок): А где сейчас ваши дети?

Слесарь (улыбаясь): Сейчас они большие люди, в больших городах, что даже вашему мужу не снились. (Сжимает кулак в руке): Сам воспитал! Сам поднял! Сам отправил!

Кристина (неожиданно вступает в беседу): А чего вы не уехали к ним, к своим детям?

Слесарь (обнимает Завуча и Настю): Куда я от вас уеду? Вы моя семья, вы мой дом! (Ставит на обзор свои руки на парте): Вот на этих руках держится вся школа!

Никита (смеясь): Ну, не совсем держится.

Слесарь (не обращая внимания): Я не брошу её, мою душеньку!

Даша (зевая, берёт за руку Марка): Ой, всё, устала я от историй (встаёт из-за стола и тянет за собой Марка). Пошли лучше танцевать!

Марк (достаёт из кармана телефон и включает музыку): Замётано!

Марк и Даша выходят на авансцену перед столом и начинают танцевать под музыку телефона Марка. Кристина достаёт из чехла гитару и начинает перебирать струны. Иван доедает бутерброд, выпивает сок, берёт учебник, встаёт из-за стола и направляется к Учительнице.

Учительница с грустью смотрит на Дашу.

Иван (садится возле Учительницы, раскрывает учебник, заинтересовано): Вот здесь написано…

Учительница (перебивая Ивана, лениво закрывает учебник и забирает себе): Ваня (щупает его), смотрю ты хлипкий парень. (Задумчиво смотрит на него): Может, тебе спортом заняться? (Мечтательно): Я вот быстрее всех бегала! И меня даже в большой спорт приглашали. Могла (поднимает руку вверх) великую карьеру сделать.

Никита допивает сок, встает из-за стола, подходит к задней стене, снимает с неё часы и долго смотрит на них.

Никита (задумчиво, глядя на часы): Я помню, как всё начиналось…

Иван (не обращая внимания на Никиту, Учительнице): Что с вашей карьерой спортсменки?

Учительница: Вот моя карьера (машет в сторону танцующей Даши).

Никита берёт часы, подходит к своему стулу, другой рукой подхватывает его и подсаживается к Кристине.

Никита (задумчиво, сбивчиво, смотря на часы, как будто Кристине): Я помню, как всё начиналось. Что-то закрыло, как чёрная туча, небо. (Настя пересела на свободное место возле Ивана и прислушивается к разговору Никиты и Кристины). Я с родителями разговаривал с соседями. Разговор был недолгий. (Проводит пальцем по циферблату). Минут 10. Мой отец скомандовал (Кристина отставила гитару): «Все во двор!». (К словам Никиты начала прислушиваться Завуч). Мы все забежали. (Никита остановился, переведя дыхание). Я услышал громкий свист… (Нервно): Взрыв. (Толкая Кристину). Знаешь, как показывают в фильмах? (Кристина кивает ему в ответ). Но это было реально и на моих глазах. Понимаешь, снаряд влетел в соседский сарай. Большое облако осколков и мусора. (Марк и Даша продолжают танцевать, не обращая внимания ни на что) Растерявшись… (Никита запинается), я вбежал в подвал. Потом следующий взрыв. Меня родители еле успокоили. (Надавливая пальцем на часы). Понимаешь, если бы не отец тогда, то я… (Никита замолкает, Кристина сочувственно кивает).

Учительница и Иван начинают собирать тарелки. Завуч встаёт из-за стола.

Никита (уже смелым голосом): Вы смеётесь, что я веду свой видеоблог (показывает на Марка). Я начал его тогда вести, чтобы родители были всегда со мной. (Смотрит на Кристину). Понимаешь это были…

Завуч (подбегает к Никите, обнимает его, пытаясь закрыть ему рот): Я же просила не вспоминать.

Никита (смотрит на часы): Блин, здесь даже часы не работают!

Кристина (забирает часы у Никиты): Вот пока они стоят, пока мы будем здесь. Часы стоят, и мы сидим.

Слесарь выходит из-за стола, забирает часы у Кристины, заводит их и часы начинают тикать.

Марк (издеваясь, Кристине): Ха! Чудо не свершилось! Мы всё ещё здесь!

Даша (вторя Марку): Как всегда, твои предсказания не сбываются!

Кристина молча забирает часы, идёт к задней стенке и вешает их на место. Часы идут, нарушая образовавшуюся тишину своим тиканьем.

Учительница (глубоко зевая): Так, день был тяжёлый. Пора спать! Утро вечера мудренее.

Марк (потягиваясь): Впервые я с вами согласен.

Завуч (подходит к куче одеял): Что, детки, давайте спатки.

Кристина молча берёт одеяло у Завуча, забирает по ходу чехол с гитарой, стелет себе в заднем правом углу и, укутавшись, засыпает. Гитара стоит рядом с ней.

Марк и Никита стелют себе на партах.

Никита (ложится на парту). Всем споки ноки (уткнувшись взглядом в заднею стену засыпает).
Слесарь берёт одеяло и ложится прямо на лестницу, возле него монтировка.

Слесарь (грозя двери): Я завтра с тобой разберусь. (Дверь ему отвечает стуком камней).

Слесарь укутывается и засыпает.

Настя, зевая, ложится возле лестницы, немного поёрзав, засыпает.

Иван стелет себе на ряд стульев слева, ложится и пытается читать учебник.

Учительница (забирает учебник у Ивана): Ваня, хватит читать. (Наиграно строго): Пора спать.

Иван (вытаскивает из кармана телефон и кладёт его рядом с собой на пол, наушники в телефоне). Хорошо (отворачивается и засыпает).

Марк (садится на парты, Даше): Эй, малая, айда к нам. (Ложится и, отвернувшись к Никите, засыпает, слышно его посапывание).

Даша садится рядом с Марком, согнув ноги в коленях. Учительница подходит к ней, гладит её, как будто расчёсывает ей волосы.

Даша (спустив ноги с парты): Мама, ты с детства рассказывала, что тебе врачи поставили страшный диагноз, что ты не можешь иметь детей. Это правда?

Учительница (убирает руку от Даши, смотрит на неё): Да, правда!

Завуч берёт одеяло и, укрывшись, садится на дальний стул в правом ряду, закрывает глаза.

Даша (раскачиваясь на парте): И ты согласилась на ребёнка в пробирке. Так я хотела у тебя спросить! Сколько их было? Трое? (Раскачиваясь сильнее на парте). Четверо? Я всё знаю! (Почти крича.)

Учительница (бьёт Дашу ладонью по щеке и резко сжимает её в объятьях): Я тебя люблю! Ты только моя! (сбивчиво). Я тебе всё… расскажу! (Задумавшись): Завтра. (Укладывая её на парту): А пока… спать (нежно).

Учительница уходит от Даши. Та лежит на боку, скрестив руки на груди, глаза её закрыты. Она улыбается. Марк, мурлыча под нос, поворачивается к Даше. Учительница берёт его руку и укрывает ею Дашу, берёт последнее одеяло и кладёт его на Дашу.

Учительница (садится к Завучу): Кто ей мог рассказать? (испуганно)

Завуч (усмехнувшись): Не знаю. (Не открывая глаз): Спокойной ночи!

Учительница закрывает глаза, опускает голову на плечо Завуча и засыпает.

Гаснет свет.


Рецензии
Работа с залом интересный прием постановка. Когда то довелось мне сидеть в зале и по зрителям открыл огонь из АК главный теневой персонаж. Начал кричать ругаться что мы(имея ввиду нас зрителей) нихрена не думаем, не видим и вообще быдло способное только жрать и размножаться!? В зале было куча народу, офицеры спецслужб, но как то адекватно восприняли игру..роль такая,было интересно,красиво. У этой пьессы есть красота..такое слово Вочеловечение, сдесь тоже есть, кажется & we happiest

Братьи Гычтовы   26.12.2019 00:45     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию

Юрий Власовец   26.12.2019 16:26   Заявить о нарушении