Малоизвестные татарские разности - 341

Малоизвестные татарские разности – 341




Радонежские


Прим.

Эта тема в дополнение и продолжение материала собранного в
‘’Малоизвестные татарские разности – 6’’

Так и осталось непонятным, с кем именно подрался Пересвет -  с татарином или печенегом или еще с кем. Осталось невнятным дрался ли он вообще. А если дрался, то кто был его противником? Если им был Челубей, то это Челеби мурза, который благополучно уже после битвы народил множество русских княжеских родов.



Аслан-Челеби-Мурза
Аслан(Ослан)-мурза Челебей
Ослан-мурза Прокофий Челебей р. 1324 ум. после 1389

***

Запись:272556
Полное дерево
Поколенная роспись
Род Челебеи
Пол мужчина
Полное имя
от рождения Ослан-мурза Прокофий Челебей
Смена имени Прокопий
Родители
…Мухаммад Урус-хан Тукайтимуров [Тукатимуриды] ум. 1377
…? (Челеби) [?] ум. 1377
События

1324 рождение: Царство Ордынское, Бескрайняя Степь, Земля Поднебесная
рождение ребёнка: …Яков Прокофьевич Кременецкий [Кременецкие]
рождение ребёнка: …Павел Прокофьевич Павлов [Павловы]
рождение ребёнка: …Лев Прокопиевич Широкий Рот Ртище Челебей [Челебеи]
рождение ребёнка: …Фёдор Прокофьевич Сомов [Сомовы]
брак: …Мария Зотовна Житова [Житовы]
1389 взрослое крещение: Великое княжество Московское, Царство Ордынское
1389 событие 1: Великое княжество Московское, смена имени на Прокопий при крещении в православии
до 1389 рождение ребёнка: царство Ордынское, …Юсуп Арсений Прокофьевич Арсеньев [Арсеньевы] р. до 1389
после 1389 смерть: Великое княжество Московское, Царство Ордынское
Заметки

Род Ртищевых происходит от выехавшего в 1389 году из Золотой Орды к великому князю Дмитрию Донскому Аслана-Челеби-Мурзы, принявшего православие и получившего имя Прокопий.

Предок Курских дворян Ждановых Ослан Мурза выехал из Золотой Орды на службу к Великому Князю Димитрию Иоанновичу. В крещении он был наречен Прокопием и был пожалован поместьями. У Ослана были сыновья: Арсений, Федор, Лев по прозванию Широкий рот, Павел и Яков Кременецкий.
От них пошли:
от Арсения – Арсеньевы
от Федора – Сомовы,
от Льва-Широкого Рта – Ртищевы,
от Павла – Павловы,
от Якова – Кременецкие.
Праправнук Якова – Димитрий, был прозван Ждан, от него и произошел род дворян Ждановых.

https://ru.rodovid.org/wk/:272556


***

Челубей (в некоторых источниках Чалабай, Челибей, Темир-Мирза либо Таврул) — персонаж «Сказания о Мамаевом побоище» — литературного произведения XV века.

Согласно «Сказанию...», Челубей отличался не только физической силой, но и особым мастерством военной выучки. 8 сентября 1380 года тюркский богатырь из войска темника Мамая перед началом Куликовской битвы сражался с иноком Пересветом и оба поединщика, якобы, погибли в бою, одновременно пронзив друг друга копьями.(прим. на рисунке - миниатюре XVII века Пересвет дерется посохом)

Однако, этот эпизод, скорее всего, является вымышленным, как и сам Челубей, и иночество Пересвета[1]. Так, в тексте «Задонщины» можно видеть, что Пересвет, будучи жив в разгар битвы, на поле «поскакивает на своём добром коне, а злачёным доспехом посвельчивает», когда уже «иные лежат посечены»[1][2].

В различных редакциях «Сказания...» у печенежина разные имена: «Темир-мурза» (в киприановской редакции), «Таврул».

Имя «Челубей» появляется в третьем издании «Синопсиса» 1680 года[3], откуда началась лубочная традиция «Сказания...». Из лубочной литературы XVIII—XIX веков имя «Челубей» пришло в произведения художественной литературы и искусства, полностью вытеснив своих предшественников[4].

Имя «Челубей (Чалабай)» — тюркского происхождения, судя по составу и звучанию (ср. Челеби). Сын султана Мурада I, взявший в 1393 году столицу Второго Болгарского царства город Тырново, носил имя «Челяби-эмир»[4].

https://ru.wikipedia.org/wiki/


***

…И схимонах Александр Пересвет доказал это в поединке с татарином, которого древнерусские книжники называли по-разному:
и Челубей,
и Темир-Мурза,
и Таврул,
и Печенег...

Прим.

Может он не с одним дрался?
Понятно было бы, если Челубея путали с Чулубеем например или Чалабием. Понятно что они(мы) как-то на одно лицо все, но печенеги-то тут причем?

Поединок Пересвета с Печенегом.

В руках у Пересвета вместо копья — монашеский посох. Миниатюра XVII века

Именно этим поединком и началась у слияния рек Непрядвы и Дона 8 (21) сентября 1380 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, Куликовская битва.

Монах-воин находился в рядах передового полка, который должен был первым встретить врага.

«Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой ***печенег*** из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трёх сажен ширина его.

И увидел его Александр Пересвет, монах... и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружён же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня! Чаду моему Якову (в русском войске, в передовой сторожевой заставе сражался и погиб сын Андрея Осляби, Яков Ослябятев.- Прим. автора) — мир и благословение!» — бросился на печенега и добавил: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!»

Печенег же устремился навстречу ему, и христиане все воскликнули: «Боже, помоги рабу своему!» И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».

https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/3981

***

Одной из самых затасканных и залистанных книг в детской библиотеке для меня в свое время была "Куликовская битва". Особенно во всей истории меня привлекал эпизод поединка Пересвета с Челубеем. Описан он, безусловно, красиво, но вот был ли на самом деле - большой-большой вопрос. Дело в том,что описан он исключительно в "Сказании о Мамаевом побоище":

Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой ***печенег*** из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: “Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!” И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: “Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли бога за меня! Чаду моему Якову — мир и благословение!” — бросился на ***печенега*** и добавил: “Игумен Сергий, помоги мне молитвою!” ***Печенег*** же устремился навстречу ему, и христиане все воскликнули: “Боже, помоги рабу своему!” И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались.

В других же, и более ранних источниках он не упоминается. Кстати, если опустить патетику и аллюзии на другие известные поединки - Давида и Голиафа, и Кожемяки с печенежским богатырем (отсюда, пожалуй, и наименование противника Пересвета ***печенегом***) - то от собственно истории про этот бой мало что останется. Но согласитесь, что Куликовская битва без предваряющего ее поединка теряет в образе.

https://loddfafnirr.livejournal.com/47727.html




Как жил Сергий Радонежский

***

…Одним из первых, очень сильных впечатлений раннего детства Варфоломея, была Ахмылова рать, которая подходила к Ростову в 1322 году. Во главе рати, в которую входили и русские и ордынские воины, стоял Иван Калита и он хотел разорить Ростов за неуплату дани Ордынскому хану…

http://www.informaxinc.ru/idols_and_life/




Кирилл и Мария Радонежские

***

Родители и младенец Варфоломей:
1. Рождение. 2. У колыбели. 3. Крещение.
Фрагмент ярославской иконы середины XVII века «Сергий Радонежский с житием».
Ярославский музей-заповедник

Кирилл и Мария Радонежские (ум. 1337) — преподобные Русской православной церкви, родители величайшего подвижника Русской земли преподобного Сергия Радонежского.

Жизнеописание

Кирилл и Мария жили в конце XIII — начале XIV века в Ростовском княжестве, по преданию, владели имением на берегу реки Ишни в 4 км от Ростова.

Кирилл был знатным ***чистокровным русским*** боярином ростовских князей Константина Борисовича, а после Василия Константиновича, не раз сопровождавшим их в поездках в Золотую Орду. Возможно, близость рода преподобного Сергия по отцу и Вельяминовых объясняется их происхождением от общего предка — варяга Шимона — строителя Успенского собора Киево-Печерского монастыря.

О происхождении рода преподобного Сергия от варяга Шимона, помимо косвенных данных, упоминаний семьи боярина Кирилла как Симоновых и т. д., говорит и предание, записанное в середине XIX века краеведом Ростова Великого Александром Яковлевичем Артыновым.

Происхождение Марии неизвестно, хотя можно предполагать её происхождение и от простых русских людей, и от знатных татар, возможно, чингизидов.

(Прим. если уточняется что отец был чистых кровей, то как минимум теоретически дети их были уже не совсем… и можно же было остановиться на словах ‘’происхождение неизвестно’’)

Муж сестры Марии, переселившийся вместе с Кириллом в Радонеж — Дюдень, из многочисленных тогда в Ростове знатных крещёных татар.

Подобно современным кряшенам, браки их обычно заключались внутри их общины, а исключения из этого правила были результатом очень большой любви.

Среди переселившихся с боярином Кириллом в Радонеж родственников Марии был и Тормос. В то время прозвища (нехристианские имена) в официальных документах использовались только в отношении христиан из знатных людей.

Но возможно, что оба знатных родственника Марии татарского происхождения — не только муж её сестры Дюдень, который не мог бы жениться на сестре Марии, будучи кровным родственником, но и Тормос — не были её кровными родственниками, поэтому и нельзя полностью исключать происхождение Марии из простых русских людей или других этносов Ростовской или Волынской земель.[1][2]

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://filaretuos.livejournal.com/219417.html



Дюдень (Тудан)

***

–  сын хана улуса Джучи Менгу-Тимура, брат хана Золотой Орды Тохты.

Дюдень известен тем, что во время борьбы за власть между великим князем Дмитрием I Александровичем и его братом Андреем Александровичем, по поручению  беклярбека Ногая вступил на Русь со своим войском (Дюденева рать), выступив ***на стороне Андрея Александровича***.

Дюдень разорил многие русские города: Суздаль, Владимир, Москву, Муром, Коломну и другие.
Был настигнут войсками противника, потерпел поражение. Хан Дюдень был убит в 1295 г. и, по преданию, похоронен на месте сражения, в районе села Деденево, получившего название в честь хана.

http://russian-history.info/video/khan-tudan-dudeneva-army/




Кирилл  и Мария Радонежские

***

Знатные русские бояре Кирилл и Мария Радонежские жили в XIII веке недалеко от нынешнего города Ростова. Происхождение Кирилла относится к роду ростовских князей. Происхождение Марии невозможно установить. Она могла быть как от русского рода, так и относится к татарской знати…

https://молитвы.онлайн/tag/kirill-i-mariya-radonezhskie/





Сергий Радонежский

***

Имя: Сергий Радонежский (Sergius of Radonezh)
Настоящее имя: Варфоломей Радонежский
Отчество: Кириллович
День рождения: 14 мая 1314
Место рождения:
с. Варницы, Ростовское княжество
Дата смерти: 25 сентября 1392 (78 лет)
Место погребения: узнать
Знак Зодиака: Телец (характеристика)
Деятельность: христианский святой, иеромонах

БИОГРАФИЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Сергий Радонежский (при крещении Варфоломей) – выдающийся монах-подвижник, аскет, подчинивший свою жизнь божьим заповедям любви и согласия, символ единства Руси, способствовавший ее объединению после раздробленности и межусобиц, духовный лидер, убеждавший в необходимости укрепления государственности для свержения золотоордынского ига.

Он был создателем Свято-Троицкой обители, приверженцем монастырской общежительской традиции, зачинателем практики старчества, мыслителем, не только подражавшим византийским богословским идеям, но и творчески из развивавшим. Он обладал чудесными мистическими знаниями, оберегал страждущих от болезней и всякого зла, воскрешал из мертвых.

ДЕТСТВО И ЮНОШЕСТВО

Будущий видный церковный деятель появился на свет более семисот лет назад в скромной и благочестивой семье из ростовского села Варницы. Точная дата его рождения неизвестна, хотя в некоторых источниках указано 14 мая 1314 г. Еще во время беременности матери, по церковному преданию, открылось особенное предназначение ребенка – он троекратно громко вскрикнул в материнском чреве во время Божественной литургии. Родители, знатный боярин Кирилл и его супруга Мария, назвали новорожденного Варфоломеем. Он был их средним сыном; старшего звали Стефаном, младшего – Петром.

Сергий Радонежский при крещении получил имя Варфоломей

Отец состоял на службе у ростовских князей, происходил от варяга Шимона, строителя Киево-Печерского монастыря.

Мать, по мнению краеведов, могла происходить либо от простых русских, либо от знатных татар, прямых потомков Чингисхана, чингизидов…



***

Получивший большую известность, благодаря житию Сергия Радонежского, эпизод с благословением войска Сергием в ранних источниках о Куликовской битве не упоминается[15]. Существует также версия (В. А. Кучкин), согласно которой рассказ жития о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.) и связан в «Сказании о Мамаевом побоище» и других поздних текстах с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием[16], однако в большинстве источников эпизод благословения под сомнения не ставится.

https://ru.wikipedia.org/wiki/


Рецензии