Толпы душевнобольных могут оказаться на улице

На сегодняшний день по официальным данным в России около 600 психоневрологических интернатов (ПНИ), в которых получают специализированное лечение 155 157 больных, из них недееспособными признаны — 112 157 человека.

И теперь около половины пациентов всех российских ПНИ могут оказаться на улице.

Именно так коротко можно охарактеризовать почти синхронные заявления вице-премьера правительства РФ Татьяны Голиковой и главы Минтруда РФ Максима Топилина.

Как сообщает ИА «Интерфакс», в прошлом году специалисты Минтруда и Роспотребнадзора провели совместный масштабный анализ положения дел в сфере лечения и реабилитации лиц, страдающих психоневрологическими заболеваниями и представили результаты на заседании правительства в марте.

Предсказуемо, что исследования совместной комиссии выявили огромные проблемы в этой области здравоохранения:

Тесное проживание, отсутствие предметов мебели (стульев, тумбочек и полок в шкафах).
Аварийное состояние большинства зданий, нарушение санитарных, гигиенических и противопожарных норм.
Во многих ПНИ нет даже холодного водоснабжения и канализации.
Повсеместная недоукомплектованность штата, отсутствие просветительской и культурной работы среди пациентов. Многие из них месяцами даже не выходят на прогулку — у них для этого нет теплых вещей.

После доклада г-жа Голикова сделала весьма странное заявление о том, что она поручила в течении четырех месяцев провести индивидуальные освидетельствования пациентов всех российских ПНИ с участием медицинских специалистов «Центра психиатрии и наркологии имени Сербского» на предмет выявления возможностей лечения части пациентов вне стационаров.

Для них, по мнению вице-премьера, будут созданы условия иных форм работы, включая сопровождаемое проживание, проживание в замещающих семьях на дому и т. д.

Позже глава Минтруда РФ Максим Топилин заявил журналистам:

«сколько людей из психоневрологических интернатов может быть потенциально выведено на сопровождаемое проживание — по нашим оценкам, это где-то порядка 40–45%»
Получается 70 000 больных будут выписаны в никуда? Почему, говорю, «в никуда», а как же заявление чиновницы о том, что «будут созданы условия»?

А все потому, что давно стало правилом, когда слова чиновников расходятся с делами.

Зададимся вопросом, почему эти несчастные люди сейчас в интернатах, а не дома? Ответ очевиден: они не нужны даже родным, и от них избавились, отправив в «дурдом».

Какие «замещающие семьи» могут принять душевнобольных людей в нищей России?

Им же нужны условия и постоянная опека, ну и такие семьи должны пройти обучение для безопасного совместного проживания с потенциально опасными больными.

Или скажете недееспособных «психиатрическая амнистия» не коснется?
Зачем то же их упекли туда? Это в стационарах, где им оказывают профессиональную помощь специалисты, они «нормальные».

А кто будет всем эти заниматься в семьях, которые даже если согласятся взять душевнобольного? И если государство и выделит средства в виде дополнительных субсидий, то согласятся лишь единицы.

А будет ли лучше больным в приёмных семьях, чем даже в современных тюремного типа интернатах?

Вспомните, сколько случаев, когда в похожей ситуации оказывались сироты, когда опеку оформляли недобросовестные люди ради пенсий и субсидий, а в итоге люди вынуждены были жить в нечеловеческих условиях.

И не лучше ли вместо того, чтобы разбазаривать деньги с непредсказуемым результатом эти средства направить на создание хороших лечебниц, отвечающим всем современным нормам, где больные люди смогут получать помощь?

Мне кажется, все эти разговоры чиновников — чистой воды издевательство над людьми, а не реальная забота о больных.

Если разобраться, то чиновники задумали решить проблему интернатов за счет банального ополовинивания койко-мест.

А результаты такого рода «оптимизации» мы уже наблюдаем на примере тысяч закрытых учреждений здравоохранения и образования.

Но с категорией пациентов ПНИ такие решения могут предоставлять большую угрозу.

Эти несчастные люди, даже если признаны дееспособными, оказавшись на улице, в непривычной для себя, а значит стрессовой среде, могут стать опасными или сами не будут подвергаться опасности.

Несомненно, что реформа психоневрологических интернатов, доставшихся в наследство от советских времен, давно назрела.

Но нельзя такую важную реформу снова превращать в трагикомедию с непредсказуемым финалом.


Рецензии