Наша сказка

                НАША  СКАЗКА.
                «…да послушайте, какую
                расскажу я сказку вам…»
                (А.Плещеев).
Исполнилось более полутора веков первому изданию «Народные русские сказки» Александра Николаевича Афанасьева.
Кропотливым многолетним трудом, с привлечением единомышленников – любителей, он записал 610 текстов подлинных, не подправленных народных сказок. Это был научный, культурный, исторический подвиг.
По данным учёных –фольклористов всего опубликовано русских, славянских сказок примерно  100 000 текстов  разного вида сказок – былин, преданий, устных рассказов и других форм народного творчества. Ни одна страна мира не располагает таким фольклорным сокровищем.
Сборник русских сказок Афанасьева, утверждают учёные, до сего дня единственный.
Славный юбилей, к сожалению, по достоинств не отмечен.
А русская сказка « во дни торжеств и бед народных» всегда была со своим народом.
Сказка помогала жить, мечтать, бороться и побеждать житейские невзгоды.
«Вечерами слушаю сказки –и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания.
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».
Так писал наш поэт Александр Сергеевич  Пушкин в письме своему брату.
По достоинству он ценил мудрость нашей сказки. Видел в ней глубину народного чаяния, юмор, выдумку, наивность, простоту и мудрость.
В сказке всегда живёт мечта людей о торжестве добра и справедливости, во все времена не хватавших в жизни нашего народа.
В сказках поэт познавал «русский дух». С их помощью открывал для себя русского человека. Сказка была для него выдающимся народным произведением.
Народ потому любил сказки, что в них всегда добро побеждает зло, торжествует справедливость. В них философия жизни, представление о Красоте и Правде. В ней то, чего так мало в реальной жизни, о чём страстно мечтают люди.
Печально, что мы ушли от русской сказки, не знаем её, и, кажется, не нуждаемся в ней. Не ценим неоценимое богатство!
Главный создатель и потребитель сказок всегда был народ.
В России было во все времена предостаточно людей с родни по духу няни Пушкина Арины Родионовны, создававших и почитавших сказку.
Наше время другое и люди другие!
Попросите своего внука – лицеиста, уткнувшего нос свой в интернет. Рассказать вечером сказку. Как он удивленно посмотрит на вас!
А на вашу настойчивую просьбу со скрытым юмором ответит :» А ты, дедушка, хотя бы одну сказку знаешь? Есть ли у нас на полке книги сказок? Да и в детстве много ли ты мне рассказывал их!?»
В нашей жизни сказка забыта. В ней теперь не видят гениальное, веками создаваемое народом.
Русская сказка теперь вытеснена, ужата разными чуждыми русскому духу сомнительными, чужеземными героями.
А, между прочим, сказка всегда национальна, всегда современна, пусть ей и не один век.
Читатель – почитатель, благодарный слушатель всегда в ней найдёт отражение современной ему жизни.
У сказки не лёгкая судьба. В 12 веке она приравнивалась к ворожбе( а за ворожбу можно было попасть и на дыбу), в 17 веке рассказывать сказки запрещалось царским указом.
Устами сказочного Ивана – дурачка глаголина истина, народная оценка царю, купцу, барину, попу, ростовщику, храброму и находчивому воину, снохе и свекрови, бедной сироте. Оценка чаще всего
Была нелицеприятной.
То, что не мог сказать сам народ из-за опасения попасть в Шлиссельбург, за нег говорил сказочный персонаж, чаще всего тот – же Иван – дурачок. А с дурачка какой спрос!?
Сказка призывает к размышлению. В ней часто заключена ирония и, что называют в народе, подковырка. Читаем сказку  не  видим, что Иванушка дурачок. Он скорее мудрец с самоиронией, подсмеивается над нами, всматривается в нас, способны ли мы понять его хитрость. Народ о подобных говорит: сам себе на уме!
Сказка воспитывала людей. Молодёжи прививала моральные ценности. Нередко показывала дурной пример, чтобы человек запоминал и дурно не поступал. Учила добро отличать от зла, вселяла уверенность, что добро всегда победит.
В сказке всегда присутствует народная мудрость, выработанная и проверенная веками. В ней часто повторялись поучительные афоризмы:»Горе тому кто мать родную не слушает!», «Не тронь чужого, обожжёт!», «кто отца мать не слушает, в добре не живёт!», «Один с сошкой, семеро с ложкой!»…
Сказки, выражаясь современным языком, были психотерапией, он снимали напряжение после тяжёлого труда, неудач.
Сказки лучше всего сохранились, выше ценились жителями отдалённого Севера, таёжной глухомани и в этом благородном деле больше всего преуспели старообрядцы. Они и теперь бережно сохраняют чистоту народных сказок и справедливо видят в них не испорченную христианскую мораль, целомудрие, лекарство для современной больной души.
А окно в мир жизни нам, детям, теперь живущим в космическом веке и рыночной экономик, открывали сказки.
С благодарностью вспомним их: Мамин – Сибиряк «Алёнушкины  сказки», Маршак «Кошкин дом», »Двенадцать месяцев», Пришвин «Кладовая солнца», роман – сказка «Осударева дорога».
Граф Лев Толстой писал сказки, многие великие люди.
Пожалуй, наиболее современны в наши дни «Сказки» Салтыкова – Щедрина, вот уж где яркий пример чиновника – бюрократа! Вот где красочный, не стареющий портрет!
Интересно, какие бы сказки написал сатирик-сказочник о наших днях? О выросших особняках, прикупленных не известно на какие «шиши» крутые иномарки, о гнилых трубах и неразумных, удушающих тарифах ЖКХ.
Может быть, потому и не вспоминаем мы теперь сказки, что слишком узнаваемы портреты, нарисованные в них, что слишком похожи на современную жизнь, вырезанную на её листах, как в граните резцом, талантливым сказителем?
«Сказка -  ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок!»
Возможно, подобный урок теперь опасен, не востребован?
Нет, сказка не умрёт, она как мифическая птица Феникс возродится из пела.
Люди возвратятся к ней как чистому роднику холодной, ключевой воды в знойный день!
Сказка – душа  народа. Сказка – отражение его судьбы, мечты, характера.
Народ и сказка неделимы.
Каждый из нас самому себе скажет:»Моя сказка!».
Выйду в поле, отвлекусь от повседневного. Вспомню далёкое – близкое и услышу, увижу сказку.
Маленькая уютная избушка. За окнами весна и яркое солнце. Мама ногой качает за лямку люльку, в ней засыпает мой маленький братишка под сказку о добром козлике, под самую добрую песенку про котика серого лобика.
И так захочется вернуться в то тёплое душевно время!
Теперь добрую, мудрую, жизненную сказку подменили другими сказками, облили грязью мою державу, не умными изобразили моих родителей, да да и меня испорченным, развращённым, затурканным комсомолом, всё с ног на голову поставили, исказили. Это дурная сказка и не должна называться сказкой…
Нет, сказка не умрёт! Пройдёт это «чужебесие» и наши правнуки от разных бэтманов, одуряющих телевизионных передач вернуться к серому козлику, серой Шейке, гадкому Утёнку! Напишут, создадут новые, современные сказки.
И попросит самый дорогой человечек: «Дедушка, расскажи сказку какую знаешь!».
Как подтверждение своим раздумьям читаю итальянского писателя Умберто ЭКО, Высоко он ценит роль сказки в воспитании человека, в первую очередь, конечно, ребёнка.
« Сказка для ребёнка – первй способ узнать что-то о мире…, главным персонажем в жизни ребёнка должен быть родитель, который рассказывает ему сказки… Мы должны восстановить в семьях такие отношения – родители и дети, вся семья собираются …и рассказывают друг другу истории. Реальные или выдуманные – неважно. Важно, что они делятся друг с другом…».
Сказка – великое наше национальное достояние! Нам нельзя разменять её на побрякушки, предать забвению. Забудем русскую сказку – себя потеряем, историю свою забудем.
Апрель 2013 года.


Рецензии