Альбрехт Дюрер-великий художник бурной эпохи ч. 7

Альбрехт Дюрер - великий художник великой и бурной эпохи (часть 7) - заключительная
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
АНТВЕРПЕН.
Альбрехту Дюреру исполнилось 50 лет, когда летом 1520 года он вместе с женой и служанкой отправляется в Нидерланды. Едет он через Аахен, чтобы присутствовать при коронации императора Карла V и заодно решить вопросы материального плана, подтверждение новым правителем почетной пенсии для выдающегося художника. Достигнув Нидерландов, художник снимает квартиру в новой столице мировой торговли – в Антверпене. Живописцы Антверпена, объединенные в гильдию Святого Луки, оказали Дюреру большую честь. Они пригласили его с женой и служанкой в Дом гильдии. Едва Дюрер переступил порог парадного зала, все встали и не садились до тех пор, пока гости не дошли до пиршественного стола. Знаменитые живописцы произносили в честь Дюрера красивые хвалебные речи. Появились посланцы с дарами, а поздней ночью хозяева весьма почтительно проводили почетных гостей с факелами домой. И каждый шаг на этом пути Дюрер воспринимал как заслуженный триумф. Соприкосновение с нидерландским искусством, как и ранее с итальянским, вновь благотворно сказалось на дальнейшем творчестве художника, ведущую роль в котором начинает играть портрет. Он изображает близких ему по духу и настроениям людей. Это портреты ученых, художников, гуманистов.
«ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОГО» (1524Г., ПРАДО, МАДРИД).
Перед нами весьма редко воспроизводимая в репродукциях работа кисти Дюрера. По своей образности, силе, а также по колориту она напоминает гениальные портреты Рембрандта, созданные более чем через 100 лет. По богатой, отделанной роскошным мехом, одежде, а также по свитку в руках, можно сказать, что мужчина принадлежал к высшей знати или занимал видный государственный пост. Картина написана после поездки Дюрера в Нидерланды, и это чувствуется в портрете. На голове у неизвестного огромный берет, какие были очень популярны в Нидерландах. Мода на них проникла и в Германию. Глядя на картину, мы замечаем, что художник несколько заузил пространство, чтобы сосредоточить всё внимание на лице мужчины. Плотно сжатые губы патриция, суровый взгляд, чуть раздутые ноздри – всё это говорит о сильном и упрямом характере, о вспыльчивости, жестокости и властности. При всём этом перед нами лицо умного и незаурядного человека. Картина является, несомненно, одним из шедевров Дюрера в ряду замечательных портретов его современников.
«ПОРТРЕТ ИОГАННА КЛЕБЕРГЕРА» (1526Г., МУЗ.ИСТ.ИСК., ВЕНА).
Очень своеобразен этот совсем небольшой, но впечатляющий портрет. Судьба изображенного человека весьма необычна. Клебергер был человеком простого происхождения, уроженцем Нюрнберга, но, видимо, незаурядной воли и характера, не боявшегося идти вопреки общественному строю. В юности он покинул родной город и вернулся в Нюрнберг, обладая огромным состоянием. В 1518 году Иоганн женится на дочери друга Дюрера, известного немецкого гуманиста Вилибальда Пиркгеймера, вопреки его воле. Но, по неизвестным причинам очень скоро покинул жену и поселился во французском Лионе. Здесь, следуя каким-то внутренним устремлениям веры, он раздал всё своё состояние и исчез с поля зрения общества. Видимо в Клебергере были сильны популярные тогда религиозные эмоции, идущие от раннего христианства и рождавшие идеи о всеобщем равенстве и братстве. Портрет написан через 8 лет после исчезновения Иоганна. Форма тондо – круга, избранная художником, отчасти напоминает античные медали. Может поэтому голова так скульптурна и рельефна, кажется она выполнена из мрамора, а не написана маслом. Художнику удалось прекрасно передать какую-то тревогу сердца в пронзительном взгляде и напряженном выражении лица загадочного Иоганна Клебергера, сына своего века.
Завершающей кульминационной работой художника является картина «ЧЕТЫРЕ АПОСТОЛА» (1526г.,Старая Пинакотека, Мюнхен), созданная за два года до смерти.
Дюрер решил сделать эту картину в подарок родному городу Нюрнбергу. Вспоминая все свои картины, он с горечью убедился, что почти все они заказаны или куплены не нюрнбержцами и висят теперь за пределами Нюрнберга. Но это его город, он любит его. Хотя картина называется «Четыре апостола», изображены на ней три апостола и один евангелист. Картина написана на двух высоких, узких досках. На левой – апостолы Иоанн и Пётр, на правой – апостол Павел и евангелист Марк. Фигуры написаны в человеческий рост, но выглядят величественнее. Они заполняют доски почти полностью – так, что фон едва виден. Аксессуары минимальны: ключ в руках Петра, маленькая книга у Иоанна, толстый том и меч в руках Павла, свиток у Марка – больше ничего. Сдержанно – благородны краски одеяний: светло-красная, светло-зеленая, голубая, серебристо-серая. Полны живой выразительности лица. Каждое лицо столь характерно, что уже первые зрители стали называть её и «Четыре темперамента» и пояснять, что Иоанн с его ясным обликом – сангвиник; Пётр, устало наклонивший голову – флегматик. Марк с гневным взглядом – холерик; Павел, бросающий косой недоверчивый взгляд из-под бровей – меланхолик. Мы помним, что учение о темпераментах и раньше интересовало Дюрера. Но даже тот, что ничего не знает об этом учении, видит сколь различны эти люди, как различны эти люди, как различен ум, который светится в их глазах, как различна воля, которая читается в их лицах. Зритель видит, как твёрдо они стоят на земле. Вместе они образуют единый образ человека, полный силы, гордости, достоинства....
Дюрер хотел, чтобы это был не просто подарок городу, не просто ещё одна картина в Зале заседаний в ратуше, но такой подарок, который заставит задуматься его сограждан. Силу линии и цвета художник решил дополнить силой слова. Под картиной была длинная подпись. Дюрер долго её обдумывал, советовался с друзьями, вместе с ними подбирал подходящие тексты. А когда нашел их, пригласил знаменитого каллиграфа Нейдёрфера, и тот переписал их прекрасным готическим шрифтом. Текст гласил, взывая к мирским правителям так: «В эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы принять за божественное слово человеческое заблуждение». Дюрер привёл и слова Петра и Иоанна против лжепророков и лжеучителей, слова Павла из Евангелия о засилье нехороших людей и, наконец, процитировал назидательные слова Марка. Для подарка это звучало достаточно назидательно и грозно. Перед тем как послать картину в подарок Совету, Дюрер осведомился через друзей вхожих в Совет, будет ли принят подарок. Будет ли картина вывешена. В 1525 году город Нюрнберг принял Реформацию, правда, в её умеренной части. Особенно смущало Совет то, что подарок был с нравоучительным текстом. В конце концов художника заверили, что картина будет принята с благодарностью и её смогут увидеть все нюрнбержцы. Через 100 лет, когда картина была выкуплена у города герцогом Максимилианом I Баварским (в 1627г.), подписи к картине «Четыре апостола» показались католическим властителям чересчур дерзкими и их отпилили.
Закончив и подарив городу «ЧЕТЫРЕХ АПОСТОЛОВ» Дюрер почувствовал себя опустошенным. На него навалился груз лет, перенесенных опасностей и потрясений. Болезнь, которую он перенёс в Нидерландах снова наполнила о себе. Приступы меланхолической мрачности у художника становятся всё чаще, состояние подъёма – всё реже. Всё чаще ему стало казаться, что земной его срок истекает....
Дюрер пытался лечить себя работой. Той, для которой раньше не хватало времени. Речь идёт о его трактатах об искусстве. Они должны стать его художественным завещанием. Дюрер в прежние годы часто брался за них, но работа над гравюрами и картинами всегда мешала ему. При этом больше всего он думал о тех, кто ещё не родился, о том мальчике, который когда-то и где-то, прикоснувшись карандашом к бумаге, испытает чувство, потрясшее душу Альбрехта, когда он рисовал свой первый автопортрет. Эта была потребность властная, как инстинкт продолжения рода. Дюреру не дано было иметь детей во плоти. Он хотел иметь детей по мысли и духу. Свой трактат Дюрер издал только в самом конце жизни.
Но с одной мечтой, долго владевшей великим мастером, ему пришлось всё-таки расстаться, с мечтой найти единую всеобщую формулу красоты. «НО ЧТО ТАКОЕ ПРЕКРАСНОЕ – ЭТОГО Я НЕ ЗНАЮ»,- написал Дюрер.
Весну 1528 года Дюрер встретил в постели. Врачи только пожимали плечами и не могли ни объяснить близким, чем он болен, ни помочь ему.
Альбрехт Дюрер скончался в прекрасный солнечный день 6 апреля 1528 года на 58 году жизни, оставив после себя жену и ещё двух братьев. С его смертью закончился самый блестящий период в истории немецкого Возрождения. К 500-летию со дня рождения Дюрера (в 1971г.) было подсчитано, что уже вышло более 10 тысяч трудов, посвященных ему. С тех пор число значительно увеличилось.
Ближайший друг Дюрера Вилибальд Пиркгеймер сочинил эпитафию на могиле художника:
«ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, ЧИСТОТА, ПРОСТОТА, ДОБРОДЕТЕЛЬ И ВЕРА,
РАЗУМ, ИСКУССТВО, ТАЛАНТ СКРЫЛИСЬ ПОД ЭТИМ ХОЛМОМ».
Этими словами я закончу рассказ о великом мастере Альбрехте Дюрере.


Рецензии