Интеллигентность Глава 27

Чувство психологической эстетики
Это человеческое свойство базируется на целом комплексе качеств личности. Во-первых, необходимо наличие тонкой душевной организации. Кроме этого, неплохой интеллектуальный уровень, хотя бы средний уровень интеллигентности, психологической гибкости и дипломатичности, интуиции и проницательности, умение правильно воспринимать и оценивать прекрасное и гармоничное, элемент сообразительности и изобретательности, как минимум, умеренный уровень многогранности и психологической изощренности личности.

Чувство психологической эстетики проявляется в том, насколько дифференцированно способен человек воспринимать что-либо из окружающей действительности с элементом красивости, красивое, прекрасное, утонченное, изящное. И в том, насколько изящно он способен оформлять и по сути, и по форме свои мысли и чувства, желания и стремления, мечты и намерения. Особенно ярко это может проявляться в проблемных и конфликтных, странных и своеобразных ситуациях.

Рецензия человека с чувством психологической эстетики на книгу, фильм, спектакль, картину, скульптуру, социальное явление будет, как правило, резко выделяться среди других мнений обычных людей своей более изящной стилистикой выражений, нестандартностью ракурса восприятия, оригинальностью эпитетов и словосочетаний, глубиной и утонченностью мысли. Такой человек никогда не позволит себе откровенных глупостей и грубостей, пошлостей и резкостей, поверхностного и легкомысленного, наглого и стервозного, сумасбродного и своенравного, примитивного и банального, ограниченно стереотипного поведения. 

Чувство психологической эстетики на хорошем уровне встречается лишь у одного человека из десяти. На высоком уровне – у одного из ста. На изощренном уровне – у одного из тысячи. И эти уровни, как правило, имеют не только большое количественное отличие, но и принципиальное качественное. Человек с низким уровнем психологической эстетики, чаще всего, очень конфликтный и неуравновешенный, имеющий большую деформацию своей структуры личности деструктивного и дисгармоничного характера. Большая часть явлений жизни с хорошим уровнем гармонии вызывает у него явное и откровенное раздражение, неприятие и отторжение. В отдельных случаях, даже мощную злобу и психологическую (как минимум) агрессивность.

Высокий уровень развития чувства психологической эстетики является одним из элементов истинной интеллигентности. Собственно, интеллигентность предполагает, как минимум, хороший уровень (или очень близкий к нему) развития практически всех основных достоинств и добродетелей. Из числа вечных и универсальных классических ценностей. В первую очередь, духовного характера. Без этого качества невозможно представить себе талантливого писателя, скульптора, композитора, художника (особенно портретиста), режиссера, артиста, деятеля культуры, полноценно исполняющего свои профессиональные обязанности.
 
Чаще всего, чувство психологической эстетики является врожденным. Именно поэтому оно порой встречается у семилетних детей на таком уровне, что в несколько раз выше, чем у большинства взрослых. Это качество является особенно ценным не только с точки зрения индивидуальной психологии, но и с точки зрения общественной и государственной. 

Человек с хорошим уровнем развития чувства психологической эстетики, как правило, относится не только к числу хороших людей, но нередко и к числу людей замечательных. По своей внутренней сути. Такой человек может легко и непринужденно устанавливать прочные и перспективные, многогранные отношения с окружающими. Он бывает душой компании, состоящей из умных и достойных, развитых и интеллигентных людей. Наибольшее очарование это качество приобретает в женском исполнении. Ибо, оно свидетельствует о наличии элементов классической женственности.

Такому человеку легче работать над собой, повышать уровень своей одухотворенности, мудрости, зрелости, самодостаточности, конструктивности, созидательности, гармоничности и прочих ведущих добродетелей. Если семья создается из людей, имеющих средний уровень развития этого качества (но средний не с точки зрения житейской, а с точки зрения духовной), то такая семья будет не просто успешной, а удивительно благополучной и счастливой. Да и дети в такой семье, в большинстве своем, будут нести на себе печать психологической избранности и элитарности. Наряду со скромностью и самокритичностью.

Даже фотографии такого одаренного фотографа будут отличаться особым уровнем утонченности и изящности. Как, собственно, стилистика речи и лексика, интонации голоса, мимика и жесты, выражение глаз, тембровая окраска голоса, ракурс восприятия жизненных явлений, набор аспектов для анализа, специфика направления мыслительного процесса. И многое другое, характеризующее саму личность человека, его жизнь и творчество. В искусстве невозможно представить себе классика без хорошего уровня чувства психологической эстетики. Но, тут необходимо отметить следующий момент. Такой человек внешне изящен не потому, что сознательно и целенаправленно играет на публику.

Это естественное и закономерное отражение его реальной внутренней сущности. Он просто-напросто не умеет мыслить и чувствовать, говорить и поступать по-другому. Это норма его  жизни. Это то, что он делает постоянно и непрерывно, без каких-либо специальных и дополнительных усилий ума и души. Которые находятся на таком высоком энергетическом уровне, что его, как такового, уже достаточно для проявления высокого уровня трудолюбия и добросовестности ума и души. Конечно, это требует большого и серьезного развития и постоянной тренировки. Ибо, само по себе не возникает и не развивается. Как и большинство других классических достоинств и добродетелей.

Такой человек проявляет постоянный и очень серьезный самоконтроль за всем, что происходит и внутри него, и в его внешней жизни. Он имеет хороший уровень внутренней организованности и самодисциплины, чувства долга и ответственности. Изящность его мысли и чувства – это проявление высокого уровня требовательности к себе. Нередко во много раз выше, чем у большинства окружающих. Простых и обычных людей, не стремящихся к истинной интеллигентности.

Чувство собственного достоинства
Собственно, любому человеку желательно иметь чувство собственного достоинства. Ибо, без него невозможно быть чем-то существенным (даже в относительной степени) в этой жизни, создавать что-либо минимально ценное, иметь повод для уважения и любви к себе. Только не формального, распространенного, типа «я – человек и поэтому уже заслуживаю к себе уважения», а правильного, адекватного и дифференцированного уважения и любви к себе. Конечно, каждый человек заслуживает минимального уважения, доброжелательного к себе отношения со стороны окружающих, как минимум, по форме. Но, для завоевания еще и мало-мальски существенного уважения еще и по сути, необходимо реально обладать вполне конкретным комплектом достоинств и добродетелей. Для среднего уровня уважения (и самоуважения) необходим комплект среднего размера и средней степени ценности.

А для большого уровня уважения (и самоуважения) нужен комплект качеств ума и души большого размера и большой степени ценности. К сожалению, большинство даже представителей интеллигенции имеет об этом весьма смутное представление. Ибо, полагает, что большой комплект достоинств – это два-три десятка качеств, когда, на самом деле, это двести-триста свойств ума и души. И, что представляется совершенно особенным для реального и адекватного понимания для большинства людей, - это еще качеств человеческого духа, который является в той или иной степени отражением Высшего Духа. В результате чего, присутствие даже нескольких истинных качеств духа может придать человеческой личности уникальную и неповторимую ценность. А вот отсутствие даже минимального комплекта свойств духа может полностью обесценить ценность личности и жизни даже очень одаренного человека, даже если он претендует на звание гения. Средний комплект достоинств – это, как выясняется, тоже немало – более ста.

Чувство собственного достоинства может иметь лишь достаточно достойный человек, с вполне конкретным уровнем одухотворенности. Имеющий, кроме всего прочего, в своём мировоззрении большой комплект принципов и убеждений, взглядов и представлений, знание, понимание и принятие фундаментальных и вечных психологических и духовных законов человеческого бытия. Мировоззрение должно, в первую очередь, состоять из элементов, относящихся к классическим понятиям интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. И, чем больше таких элементов, тем выше вероятность того, что человек имеет реальное право уважать и любить себя. Мало элементов – можешь уважать себя на минимальном уровне. Среднее количество элементов – можешь уважать себя в средней степени. Большое количество элементов – уважение к себе может быть большим.

Конечно, некоторым повезло родиться в семьях, где много поколений подряд доминировали принципы интеллектуального и психологического, духовного и эстетического аристократизма или интеллигентности. Что человек, будучи еще ребенком, впитывал в себя мощно и непрерывно, что называется, с молоком матери. В результате чего истинная интеллигентность или истинный (а не показной) аристократизм хотя бы одного вида из четырех выше перечисленных становился его фундаментальным естеством. Когда она проявляется мощно и конкретно, непрерывно и многогранно даже совершенно самопроизвольно, без дополнительных сознательных и целенаправленных усилий ума и души. Другой вопрос, что даже самые мощные задатки интеллигентности (как, впрочем, и любые другие задатки положительных свойств) нуждаются в своем дальнейшем развитии и совершенствовании. Что невозможно без больших и длительных усилий ума и души. Нужно быть достойным, а не выглядеть им лишь чисто внешне. И не только в глазах своего непосредственного окружения, где велика вероятность принципиально субъективного отношения к конкретному индивиду.
Ведь всем нравиться невозможно даже чисто теоретически. А большинство людей склонно формировать оценку личности другого человека в зависимости от того, как они относятся к нему – с симпатией или антипатией. Если с симпатией, то многие достоинства могут сильно переоцениваться, а на многие недостатки индивида, в том числе фундаментального характера, такие «эксперты» будут смотреть, что называется, сквозь пальцы. А, если с антипатией, то многие достоинства могут в максимальной степени обесцениваться. И второстепенные слабости и недостатки выдаваться за фундаментальные, иногда даже на уровне пороков человеческой сущности.

И потом: большинство людей, к сожалению, пользуется предельно упрощенной иерархией ценностей. Например, хороший – плохой, умный – глупый, порядочный – непорядочный. И главное, при этом, то, что девяносто процентов людей считаются большинством обязательно хорошими, умными, порядочными, добродетельными, гармоничными и во всех смыслах замечательными. Что в принципе не соответствует реальной действительности, потому как, только десять процентов людей (это в лучшем случае) могут претендовать на обладание большим комплектом классических достоинств и добродетелей в высокой степени развития. Остальные могут только утешать себя иллюзиями по этому поводу.

Действительно достойным человеком можно стать только в том случае, когда конкретный индивид имел воспитание высокого качественного уровня. И, в первую очередь, с психологических и духовных позиций. И плюс к этому серьезно и основательно занимался много лет самовоспитанием. Драматизм человеческого общества состоит в том, что те девяносто процентов людей, которые претендуют на звание очень достойного человека, на самом деле, не имеют для этого реальных и существенных оснований. И все было бы не так плохо, если бы эти люди умели адекватно оценивать и самих себя, и окружающих. Но это, почти поголовное, неумение порождает тот момент, что к людям с действительно высоким достоинством со стороны этих девяноста процентов никогда не было, и, к сожалению, никогда не будет адекватного отношения.

- «А что к ним относиться с особенным уважением, - думает большинство, - мы и сами ничем не хуже». И тут вопрос, по большому счету, не в том, что тот или иной конкретный человек не совсем правильно относится к кому-то другому. А в том, что общество и государство, и даже человечество в целом, имеет, как выясняется из анализа истории человечества, принципиально неадекватную систему иерархических ценностей интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Когда человек с действительно высоким уровнем развития классических достоинств и добродетелей воспринимается как странная прихоть отдельного индивида. Которая, быть может, и заслуживает некоторой симпатии, но совершенно не обязательно.

В результате потенциальная продуктивность жизни и творчества такого индивида, особенно полезная для общества и государства, как минимум, уменьшается в несколько раз, если не сводится вообще к нулю. А в обществе и государстве становится принятым и распространенным, решающим и доминирующим критерий среднего уровня качества. Грубо выражаясь, посредственного уровня. Что достаточно часто на весьма длительный срок отсекает у общества и государства реальную возможность к интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической эволюции (по большому счету). И одновременно автоматически запускает различные и многочисленные процессы деградации по всем выше перечисленным наиважнейшим параметрам. Вот такие получаются особенности и закономерности диалектики человеческого бытия. Когда, условно говоря, перышко, упавшее с крыльев маленькой птички, производит страшный гром на дальних горах.

На самом деле, ничего в существовании индивида, общества, государства и всего человечества не возникает произвольного и случайного. Все имеет свои четкие и конкретные причины, в равной степени определяющие и все хорошее, и все плохое. И, применительно к данному вопросу, драматичность ситуации заключается в том, что к девяносто пяти процентам гениев (их было всего пятьсот человек) девяносто девять процентов их современников относились не то, чтобы не совсем правильно, а принципиально неадекватно. И это не зависимо от того, в какой сфере деятельности проявлялся их гений.

Яркая и выраженная болезненность и патологичность, деструктивность и дисгармоничность данной ситуации заключалась в том, что девяносто девять процентов принципиально неадекватных людей присутствовало и среди так называемой интеллигенции, общественной прослойки, которая претендует на явное и категоричное лидерство в интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической области бытия. Что же, в таком случае, спрашивать со всех остальных? Получается, что глобальная глупость, невежество, пренебрежение к духовным ценностям, принципиальная деструктивность и дисгармоничность должны быть признаны естественными и закономерными для всех остальных.

Даже небольшое погружение в данный вопрос открывает очень высокий уровень проблематичности существования как отдельного индивида и общества, так и государства, и даже человечества в целом.

Человек с истинным чувством собственного достоинства никогда не будет равнодушным и, тем более пренебрежительным к чужим достоинствам и добродетелям, способностям и талантам, победам и достижениям. Достойный человек – это, в первую очередь, хороший человек. Что предполагает наличие в комплекте его достоинств более трёхсот качеств. Это контроль, постоянный и жестокий, за процессами своего внутреннего мира, за своими мыслями и чувствами. Особенно относящихся к группе больших человеческих пороков: злобности и злопамятности, стервозности и мстительности, лживости и лицемерия, авантюризма и интриганства, эгоизма и подлости, прихотливости и привередливости, зависти и ревности, мелочности и пошлости, цинизма и скептицизма, язвительности и саркастичности, нигилизма и формализма, высокомерия и чванливости, коварства и карьеризма, ненавистности и легкомысленности, черствости и пренебрежения духовными ценностями, поверхностности и недобросовестности, лени ума и души, непорядочности и безответственности, равнодушия и демонстративности, тщеславия и алчности, беспринципности и неблагодарности, неверности и непостоянства, пессимизма и своенравности, нежелания радоваться чужим успехам и талантам, амбициозности и сумасбродства, навязчивости и нетерпеливости,  нетерпимости к чужим второстепенным слабостям и недостаткам, ошибкам и заблуждениям, критиканства и банального рационализма. Садистских желаний и максимализма, подозрительности и наглости, пренебрежительности и чрезмерной обидчивости, претензии на обладание истины в последней инстанции и гордыни, лени и жажды обретения чисто внешней аристократичности, самоуверенности и самовлюбленности, властности и любви к лести, скупости и жадности.

Хороший человек серьезно и целенаправленно, интенсивно и длительно работает и над своими недостатками. В первой группе: вспыльчивость и невнимательность, легкомысленность и равнодушие к духовной работе. Низкий уровень сообразительности и изобретательности и слабое чувство эстетики, наличие большого числа распространенных стереотипов восприятия и мышления, чувствования и поведения, отсутствие желания поддерживать слабых. И над слабо развитыми качествами: психологическая бдительность, предупредительность, умение тонко и дифференцированно сочувствовать и сопереживать, осмысленность процессов внутреннего мира и поведения, утонченность душевной организации, желание, стремление и умение правильно работать над собой, желание помогать ближнему в проблемных ситуациях, умение создавать качественный психологический комфорт для партнера по общению, умение опираться в размышлениях не на внешнюю форму, а на реальное содержание, психологическая бережность, склонность к доминированию логических мотивов поведения над эмоциональными, психологическая гибкость, чувство юмора, прочный и надежный внутренний стержень, умение строить прочные и перспективные отношения, богатство психологической палитры структуры личности, умение полноценно отдыхать, богатый комплект свойств классической женственности или мужественности.

Понятно, что человек может работать лишь над теми своими качествами, которые, во-первых, он знает и понимает, как таковые, осознает степень их актуальности и ценности и не только применительно к конкретному этапу своей жизни, но и своего человеческого бытия в принципе. Но и, безусловно, понимая необходимость работы над собой вообще. И не только над своими недостатками, но и положительными качествами, которые, для своего более оптимального и эффективного проявления, нуждаются в их дальнейшем развитии и совершенствовании. В числе качеств, желательных для развития, можно отметить еще и следующие: инициативность и способность мобилизовать свои умственные и душевные, духовные и физические силы, способность создавать и развивать общение сокровенного типа, разумная избирательность в жизни вообще и в общении, в частности, способность выступать в роли активатора резервов другого человека; способность тонко различать оттенки и полутона интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера в своей внутренней жизни, своей личности, своем творчестве, в жизни и творчестве других людей и хотя бы в наиболее ценных явлениях жизни вообще (это можно отнести к элементу мудрости); интеллигентность в плане ее утонченного и изящного проявления, способность видеть и ощущать прекрасное, как таковое, вообще и с применением утонченного и тонко дифференцированного восприятия и анализа.

Способность заниматься максимально плодотворным душевным творчеством, аналитичность мышления, чувство гармонии в себе и окружающем мире, способность создавать многогранные отношения с другими людьми (в первую очередь, наиболее достойными и интересными, приятными и гармоничными), элемент артистизма для наиболее эффективного донесения до окружающих своих наиболее важных мыслей и чувств, психологическая аккуратность в своем внутреннем мире и в жизни вообще, хороший уровень самодостаточности, коммуникабельность. Можно условно обозначить и вторую группу положительных качеств, которые желательно развивать.

Это умение ясно и четко отличать в жизненных явлениях главное от второстепенного, конструктивная манера ведения дискуссии, способность к психологической импровизации, стремление эффективно заниматься своим духовным развитием, познание, осмысление и принятие главных духовных и психологических законов жизни, целеустремленность, упорство в достижении поставленной цели, наличие собственной точки зрения, которая базируется не на общепринятых стандартах и стереотипах, а на классических критериях гармонии интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана (которые, желательно предварительно узнать, осмыслить и принять для своей жизнедеятельности, как во внутреннем мире, так и во внешнем), дипломатичность, стремление постепенно повышать сложность решаемых жизненных вопросов, способность давать другим людям возможность сохранять свое лицо в сложных и проблемных, неприятных и конфликтных, странных и своеобразных, непонятных и противоречивых ситуациях; философское отношение к своим и чужим ошибкам, внутренняя сила, самообладание, постоянный и серьезный самоконтроль, умение в дне сегодняшнем думать об интересах дня завтрашнего, понимание своего истинного места в жизни, иерархия жизненных ценностей; умение создавать, сохранять и развивать душевные отдушины для себя полноценного характера; умение быть интересным собеседником для другого развитого и гармоничного человека, способность ощущать большую радость от отдавания другому человеку своих интеллектуальных и психологических, духовных и физических сил, повышая тем самым уровень гармонии бытия отдельного индивида, общества и человечества в целом; способность оказывать эффективную и своевременную помощь тем, кто в ней нуждается (более слабым, растерявшимся, попавшим в сложную и проблемную ситуацию, имеющим реальную или потенциальную опасность нанесения вреда себе или другим людям и т.д.), способность постигать смысл жизни в новых и новых гранях человеческого бытия, умение структурировать время.

Третья группа положительных качеств, нуждающихся в развитии: мудрость, адекватное и многогранное восприятие жизни, требовательность к себе, к процессам своего внутреннего мира, своим мыслям и чувствам, желаниям и стремлениям, взглядам и представлениям, принципам и убеждениям с точки зрения их качественных параметров с интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения; самокритичность, желание и умение поддерживать талантливую личность, организованность, самодисциплина, способность ощущать истинное чувство собственного глубокого внутреннего удовлетворения от высокого качества результатов своей жизнедеятельности; способность адекватно оценивать жизненные явления различного типа, отличая, при этом, стандартные и обычные от действительно оригинальных и творческих, несущих в себе элемент гармонии; адекватное отношение к критике (в том числе, язвительности и сарказму, злобности и агрессивности), способность проводить регулярный и глубокий, многогранный самоанализ, умение выбирать достойного эксперта (как и одновременно квалифицированного и мудрого) для оценки своей жизнедеятельности, качества эволюции своей личности, процессов своего внутреннего мира, своего творчества, своих достижений и неудач, проблем и неприятностей, находок и озарений, явлений высокой степени сложности.

Четвертая группа качеств, на которые достойный человек обращает свое особенное внимание в себе и других людях: спокойное отношение к людям, лишенных особенных талантов при отсутствии больших и принципиальных ожиданий относительно присутствия талантов во всех окружающих; потребность быть полезным обществу вообще и своему непосредственному окружению, в частности; кротость перед волей Высших сил, но не слепая и механическая, а серьезно осмысленная в ее высокой степени сложности и многогранности.

Чуткость
Чуткость – это одна из классических добродетелей человека. В ощутимом количестве она присутствует у хорошего человека. В более существенном – у творческой личности. И в максимальной степени – у интеллигента и аристократа ума и души. Чуткость проявляется во внимательности человека к чужим проблемам и неприятностям. В некоторых случаях чуткий человек предлагает свою помощь более слабому и немощному даже в простой бытовой ситуации. Или же в той или иной жизненной ситуации. И делает это не ради получения благодарности от того, кому он помог. А ради того, что он должен постоянно и основательно ощущать чувство собственного достоинства, уважения и любви к себе, чувство собственного внутреннего удовлетворения тем, что он делает и тем, как он это делает. Есть, как минимум, интуитивное ощущение того, что равнодушие и безразличие к чужим бедам привнесет в нее массу элементов деструктивного и дисгармоничного характера. Что может запустить процесс психологической и духовной деградации.  С которым в последующем будет бороться очень сложно.

Серьезный самоанализ и самоконтроль не дают чуткому человеку быть равнодушным. Другой вопрос, что интеллигент это не только интуитивно чувствует, но и вполне сознательно относится к этой ситуации. И у него чуткость достигает своего максимального проявления. Не говоря уже о многогранности и изощренности, осознания чуткости как конкретного элемента своего мировоззрения, а не только характера. Конечно, все имеет свои разумные рамки. И даже самый изысканный интеллигент отдает себе отчет в том, что его даже чисто физические силы достаточно ограничены и регламентированы. И поэтому, даже вывернувшись наизнанку десять раз, он не сумеет осчастливить весь народ в целом, сделать все государство более совершенным. Не говоря уже обо всем человечестве. Хотя, безусловно, это никак не обесценивает его усилий по повышению уровня гармонии и в самом себе, и в окружающем мире.

Чуткость предполагает добросовестность в работе ума и души, альтруизм и щедрость на душевное тепло. Чуткому человеку в принципе чужд элемент банального рационализма. Он сам серьезно и основательно заботится о своей душе. Не зависимо от того, что по этому поводу думают окружающие. Чуткость предполагает вполне определенную утонченность душевной организации. Не говоря уже об ее изящности. Правда, чуткий человек старается не навязывать своего дополнительного внимания. В нем хорошо развито чувство обратной связи и умение настраиваться в резонанс мыслям и чувствам другого человека. И поэтому, если он видит неадекватную реакцию со стороны другого человека, то вносит адекватные коррективы в ситуацию. В ряде случаев, даже прекращает проявление своего внимания к тому или иному конкретному человеку. Чуткий человек проявляет сострадание и сопереживание, понимание и сочувствие, великодушие и снисходительность, терпение и терпимость, психологическую бережность и аккуратность, осторожность и заботливость, бдительность и внимательность, тактичность и деликатность, психологическую гибкость и дипломатичность.

Широкий кругозор
Собственно, широкий кругозор возникает в связи с высоким уровнем любознательности. Интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Интеллигент и, тем более, аристократ, много читает. Преимущественно умной и изящной литературы. С пользой для ума, души и духа. Отличительной особенностью классического интеллигента является увлечение философской и духовной литературой. Что, несомненно, помогает ему правильно строить отношения с самим собой, с окружающими, с жизнью, с Высшими силами. Безусловно, быть очень компетентным во всех областях знания невозможно даже чисто теоретически. Ибо, печатается десятки миллионов статей, миллионы книг. И всей жизни человека не хватит для того, чтобы освоить даже всего один процент этой информации. Но иметь некоторое представление об основных сферах человеческой жизнедеятельности все же стоит. Ибо, современная жизнь создает массу областей знания, имеющих связь между собой.

Так, интеллигент, как правило, читает не только классиков художественной литературы, но и классиков психологии и философии. Благо последнее время их стали в России печатать гораздо более энергично. Интеллигент, в отличие от большинства обычных людей, понимает специфику многих основных процессов жизни всех четырех основных направлений бытия, описанных выше. Он понимает особенности и закономерности методологии этих процессов. Что дает ему возможность воспринимать жизнь более глубоко и основательно, более многогранно и изящно, более полноценно и творчески.

Умный человек и особенно, интеллигент, старается быть в курсе самых больших новинок в жизни не только своего общества и государства, но и человечества в целом. Это касается политических и экономических, идеологических и культуральных, философских и интеллектуальных, духовных и эстетических процессов в обществе.
Интеллигент очень внимательно наблюдает за своим окружением, постигая жизнь во всей ее многовариантности, разнообразии и сложности, выявляя возможные особенности и закономерности существования и развития наиболее важных явлений и процессов. И постоянно систематизирует полученную информацию, тем самым, по возможности, корректируя свои иллюзии и заблуждения, ошибки и пробелы. Жажда познания нового у интеллигента основана не на рационализме, а на целесообразности. Которая, кроме всего прочего, предполагает получение косвенной и отдаленной пользы для развития своей личности и творчества, оптимизации основных моментов своего бытия.

Широкий кругозор помогает возникновению чувства собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью, уважения и любви к себе, самодостаточности, зрелости, мудрости, самокритичности. Знакомство с биографиями великих людей помогает понять их сильные и слабые стороны натуры, благоприятные и отрицательные факторы для развития их личности и их творчества, помогает учиться на их иллюзиях и заблуждениях, ошибках и неудачах, выбирать более оптимальные способы и средства для достижения своих целей, более оптимально строить отношения с жизнью и Высшими силами.

Щедрость души
Отличительной особенностью интеллигента является щедрость души. Безусловно, достаточно осмысленная. Так сказать, с чувством меры. Интеллигент, в проявлениях своей щедрости, исходит не из банального рационализма, свойственного многим простым людям. Когда каждое усилие должно приносить конкретную и ощутимую выгоду, преимущественно личного характера. Причем, как можно быстрее и значительнее. А из принципов духовной целесообразности. Чтобы его то или иное благодеяние не нанесло вред душе другого человека. Даже в случае, когда оно помогло его чисто физическому существованию. Но это тема большая и сложная, требующая совершенно отдельного объемного разговора. Что не входит в задачи данной работы. Ибо, ее специфика совсем иная.

Душевная щедрость проявляется, в первую очередь, в объеме качественного (это принципиальный момент) душевного тепла. Ибо, большинство людей, в лучшем случае, способны проявлять душевное тепло среднего качественного уровня. И то лишь иногда. А, чаще всего, к сожалению, лишь низкого уровня. И это создает четкий и конкретный стереотип поведения, который, со временем, переходит из разряда сознательных в разряд подсознательных. Иначе говоря, действующих уже не зависимо от воли и желания человека. Становится естественным и закономерным, организованным элементом его личностного менталитета. Что, собственно, является еще одним проявлением его существенной деструктивности и дисгармоничности в целом.

Интеллигент, в своем проявлении душевного тепла действует достаточно тонко и дифференцированно. Хотя, этот момент не означает высокомерия и пренебрежительности, формализма и чванливости, яркого демонстративного чувства принципиального превосходства над представителями других социальных слоев общества. Интеллигент, в силу определенных соображений, может отказать человеку в душевном тепле вообще. Но мелочиться и размениваться он не будет. С представителями своего круга и просто очень достойными людьми интеллигент бывает значительно более щедрым и вообще, и применительно к душевному теплу, в частности. Чем большинство обычных людей. И это при условии проявления только качественного душевного тепла.

У классического интеллигента душевное тепло имеет значительно более интеллектуальное и духовное содержание, чем у большинства простых людей, да и, по большому счету, и у большинства представителей формальной интеллигенции. Более того: обладая тонкой душевной организацией, интеллигент старается проявлять свое душевное тепло в наибольшей степени удобоваримым для того или иного конкретного человека.

Особенно щедр интеллигент для своих друзей, родственников, членов семьи. Он умеет создавать благоприятный психологический климат в своем окружении. Причем, на хорошем качественном уровне. Большинство обычных людей об этом, как впрочем, и о многих других элементах интеллигентности вообще, и аристократичности души, в частности, к сожалению, имеет весьма смутное представление. Все дело упирается в момент присутствия интуиции и проницательности, а также в момент наличия определенного комплекта свойств классической женственности или мужественности. Преимущественно врожденного характера, но и интенсивно развитых в родительской семье и в ходе самовоспитания и самосовершенствования.

Душевная щедрость проявляется не только в количественно плане, но и качественном. Душевное тепло интеллигента имеет особенно тонкий и изящный характер, высокий уровень многогранности и изощренности, мудрости и одухотворенности, гармоничности и совершенства.

Экстравагантность
Экстравагантность – это стремление человека своим внешним видом привлечь к себе дополнительное или особенное внимание окружающих. Хотя бы на несколько мгновений. Чтобы тем самым утешить свое тщеславие, амбициозность, потребность в чувстве собственной значимости. Как правило, подобное явление (к сожалению, не единственное) возникает на фоне глобального и фундаментального психологического и духовного невежества, при отсутствии мало-мальски существенного представления о системе классических ценностей человеческого бытия. Не говоря уже о бытие вообще.

Экстравагантность – это яркое свидетельство того, что многие фундаментальные добродетели присутствуют в конкретном человеке в очень символическим виде и количестве. В частности, конструктивность и созидательность, гармоничность и одухотворенность, зрелость и самодостаточность, мудрость и осознание своей миссии на Земле в качестве хорошего и достойного человека. Как правило, в качестве основных средств экстравагантный человек использует нечто второстепенное и третьестепенное по своей важности и ценности. В лучшем случае. А иногда и что-либо, имеющее в себе явный и откровенный элемент деструктивности и дисгармоничности. С интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения. И этот элемент может быть выражен в различной степени – от минимальной до максимальной. Принимая временами вид морального или эстетического уродства.

Для такого человека его вроде бы красивая цель оправдывает практически любые средства для ее достижения. В его собственном представлении. Экстравагантность означает то, что у конкретного человека нет надежных авторитетов в плане большинства жизненно важных вопросов бытия.

Экстравагантность может привлечь к себе внимание лишь наиболее простых и доверчивых, поверхностных и чрезмерно впечатлительных людей, лишенных развитой интуиции и проницательности, гармоничности и самодостаточности, зрелости и мудрости. Людей прозаических и приземленных, чуждых истинной интеллигентности и аристократичности, изящности ума и души, одухотворенности и элементарного чувства эстетики.

Экстравагантность – это, по большому счету, элемент деструктивного характера. Ибо, оно входит в конфликт с большинством классических ценностей человеческой жизни. Вообще это элемент легкомысленности и сумасбродства, поверхностности и инфантильности. Наиболее достойная часть общества относится к экстравагантным людям пренебрежительно. В лучшем случае, равнодушно, а в худшем – как к очень ущербным людям. Заслуживающим сочувствия и снисхождения. Если только такие люди не стремятся выставить свою экстравагантность в роли эталона для подражания для всех окружающих. Тогда это уже вызывает большое раздражение, неприятие, отторжение, переходящее в озлобление и агрессивность, выраженный и продолжительный душевный дискомфорт.

Интеллигентный человек, не говоря уже, аристократ, никогда не пользуется экстравагантными средствами. А свое желание привлечь внимание окружающих реализует принципиально более конструктивными методами и средствами, имеющими в себе конкретный элемент интеллектуальной и психологической изящности. И не только по форме, но и по сути. Интеллигент никогда не выдает второстепенное за главное, пустое за значительное, дрянное – за хорошее, примитивное – за совершенное, глупое – за умное. Система классических ценностей действует в нем уже на уровне подсознания. Всегда и во всем.


Рецензии