Сквозь годы 88

               Мой друг Дон Кихот. Эссе.Глава 10.

     ...Продолжая мысль Л. Фейхтвангера можно сказать, что в таком мире нетрудно заблудиться, впасть в сомнения. Шекспир и Сервантес - "иллюзионисты" (Ю.Айхенвальд). Шекспир исповедует призрачность существования, убедительность которой после его произведений сделалась ещё сильнее:

Мы созданы из вещества того же,
Что наши сны. И сном окружена
Вся наша маленькая жизнь...
Вот так, подобно призракам без плоти,
Когда-нибудь растают, словно дым
И тучами увенчанные горы,
И горделивые дворцы и  храмы,
И даже весь о да, весь шар земной.
И как от этих бестелесных масок,
От них не сохранится и следа...

     Дон Кихот Ламанчский рассуждал о том же. Одни бывают королями,другие епископами, третьи - ещё кем-нибудь. Все разнятся друг от друга, но как только каждый сыграет свою роль и придёт к концу пьеса под заглавием "Жизнь", смерть стирает грим, снимает одеяния, которыми актёры отличаются друг от друга, и всех их делает одинаковыми и равными в общей братской могиле.

     "Увы, бедный Йорик!... Где теперь твои шутки? Твои дурачества? Твои вспышки веселья, от которых всякий раз хохотал весь стол? Ничего не осталось, чтобы подтрунить над собственной ужимкой?... Ступай теперь в комнату к какой-нибудь даме и скажи ей, что, хотя бы она накрасилась на целый дюйм, она всё равно кончит таким лицом. Посмеши её этим".

     Санчо Панса сравнивает жизнь с шахматной доской: пока длится партия, каждая фигура имеет особенное значение и ранг; но вот игра окончена - и все фигуры, КАК ПОПАЛО, смешаны, опрокинуты и брошены в ящик, без иерархии, как людей бросают в землю...

     Среди наиболее тонких и глубоких пассажей романа полны сатирического и одновременного элегического смысла те сцены, когда Дон Кихот, точно на живых людей, обрушивается со своим мечом на марионеток. Рубит кукол, а затем в возмещение убытков хозяину театра расплачивается за изувеченные игрушки...

     Весь роман Сервантеса - печальная и добрая повесть об иллюзиях: о том, что постоялые дворы можно принимать за замки, служанок за принцесс; о том, как в каждой женщине можно усмотреть Дульцинею, а в опустившемся пьянице - Рыцаря и Воина...

                Продолжение следует...


Рецензии