Альбрехт Дюрер-великий художник бурной эпохи ч. 5

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР - ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК ВЕЛИКОЙ И БУРНОЙ ЭПОХИ (ЧАСТЬ 5)
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Весной 1507 года, по возвращении из Италии, Дюрер создает две крупноформатные (высотой более 2-х метров) картины на досках с изображением первой земной пары людей- «АДАМ И ЕВА»(1507г., Прадо, Мадрид). Картина подводит итог его исканиям в изображении обнаженного человеческого тела. Художник написал обе фигуры выступающими из темного фона. Их тела светятся, озаряя окружающую тьму. Художник поместил Адама и Еву на двух отдельных досках – находка гениальная; она во сто крат усиливает взаимное притяжение фигур. Голова Евы робко, но призывно повернута к Адаму. Событие показано в движении – каждый как бы уже сделал полшага на встречу друг другу. Их юные лица полны пленительной прелести. Движения кисти художника нежны и осторожны, краски наложены тончайшими просвечивающимися слоями. Веками история Адама и Евы рассказывалась, как история грехопадения, как история проклятья, тяготеющая над всем человечеством. Дюрер как бы забыл всё, что знал с детских лет об этой истории, и вспомнил всё, что знал о красоте и любви. Эпоха  Возрождения создала множество гимнов во славу человека – умного, здорового, красивого, любящего и любимого. «Адам и Ева» Дюрера – одно из самых великих творений в этом ряду. Картина долго оставалась в мастерской художника. То ли Дюрер не хотел расставаться с ней, то ли покупатели сочли её чересчур греховной. Лишь через много лет ею начнут восхищаться, станут её копировать.

Кстати, всего лишь за год до «Адама и Евы» Дюрера другой великий мастер ЛЕОНАРДО завершает свою «ДЖОКОНДУ». Какие разные и великие творения человеческого гения!

В 1508 году Дюрер написал для своего старого заказчика Фридриха Саксонского картину «МУЧЕНИЯ 10000 ХРИСТИАН ПРИ ПЕРСИДСКОМ ЦАРЕ САПОРЕ» (1508г., Муз.ист.иск., Вена, 99х87см). Сюжет картины взят из средневековой, т. н. «Золотой легенды». Следуя, одному из её вариантов, Дюрер запечатлел тему жестоких мучений солдат-христиан, побежденных язычниками. Эта алтарная картина создает ощущение, что действие происходит на огромном пространстве и разворачивается перед глазами зрителя в долине, охватывая ближние горы и доходя до отдаленных утесов. Вся долина заполнена палачами и жертвами.

Персидский царь Сапор (Шапур), учинивший нечеловеческое кровопролитие, предстает в нижнем правом углу, окруженный свитой, в богатых восточных одеждах.

Людей распинают, обезглавливают, прокалывают пиками, сбрасывают на камни с утесов, разбивают им головы молотками и т.д.. От некоторых подробностей бросает в дрожь: отрубленная голова валяется рядом с обезглавленным телом и как будто смотрит на него остекленевшим взглядом. Всё так зримо, как если бы картина писалась с натуры.

В толпе мучеников и мучителей стоят, не принимая участия в событиях, два человека в темных одеждах. Один из них Дюрер. Он держит лист с надписью: «АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР, НЕМЕЦ, 1508».

Можно с уверенностью сказать, что заказ Фридриха Саксонского совпал с желанием Дюрера, кроме всего прочего, показать своё мастерство в изображении обнаженного человеческого тела в разнообразнейших ракурсах, применить законы линейной перспективы при построении пространства и пейзажа, приобретенные в Италии. По контрасту с ужасами происходящего пейзаж в картине полон свежести, однако Дюрер не распространил его на всю плоскость картины. Почти все мучители в красных одеяниях. Так любимый Дюрером красный цвет становится зловещим.

Не исключено, что великий Питер Брейгель-мужицкий видел эту картину, ибо позже этот зловещий цвет появится в его картине «Голгофа», появится также и сам художник – безмолвный, но грозный свидетель злодейства.

ПОКЛОНЕНИЕ СВЯТОЙ ТРОИЦЕ» (1511Г., МУЗ.ИСТ.ИСК., ВЕНА). Это одна из самых известных работ мастера. Она написана после второго путешествия в Италию. Тоже небольшая по размеру (130х120см.) для выбранной темы картина, представляющая  торжественную многофигурную композицию предназначалась для маленькой часовне в Нюрнберге, и была заказана двумя состоятельными горожанами как алтарная картина. Сонм святых на небесах, вознося молитвы, преклоняет колени перед Святой троицей. Перед нами гигантский круг верующих и парящих ангелов. Среди молящихся – папы, император, рыцари, бюргеры, крестьяне. Здесь же мученицы Агнесса, Варвара, Екатерина, Доротея. Все они выстраиваются на огромном, уходящем в глубину облаке. Внизу же простирается земное пространство, настоящий земной рай. В центре над всеми господствует сама Троица.

Краски алтаря явно навеяны венецианской живописью. Это чудесное созвучие чистых красных и огненно-золотистых. В правом самом нижнем углу картины художник поместил себя – это маленькая, но вполне достойная фигура.

Теплым майским днем в 1514 году скончалась Барбара Дюрер, мать художника. Последний год она болела и умерла в мучениях в доме сына, вызывая и его страдания. Но призвание художника заставляет его быть сильным даже тогда, когда слёзы застилают глаза, а скорбь сжимает сердце. За несколько недель до смерти матери Дюрер создает рисунок углем «ПОРТРЕТ МАТЕРИ». Это один из лучших образцов реалистического портретного искусства Дюрера. Мать смотрит мудрыми, прозрачными, как у сына, глазами. На её лице словно лежит печаль близкой смерти. С большой силой обращено к нам, к нашему сердцу это печальное и чистое лицо женщины-труженицы, женщины, давшей миру великого Дюрера.

 «ПОРТРЕТ БАРБАРЫ ДЮРЕР» (1490Г., ГЕРМ. НАЦ. МУЗ., НЮРНБЕРГ, 47Х38СМ.).


Рецензии