Дикари в городе

   Я люблю дикарей. Люблю дикарей в городе. Нет, эти дикари не громят подъезды, не ломают домофоны, но они тоже объявлены вне закона, они скрываются и обречены на постепенное уничтожение, нет для них места в городе. Это дикие городские растения.   Городская флора сжимается как шагреневая  кожа. Москва еще держится, а в провинциальных столицах флора сокращается стремительно, в древней Твери за двести лет она уменьшилась  на треть.  Зато сколько культурных растений появилось в городе!  Культурные цветы  на рабатках и клумбах великолепны, аромат их порою оглушающий, любоваться ими можно бесконечно.  Полюбовался и мимо. Дикие цветы не такие. Дикая флора – не измененная человеком, флора чистых свободных видов,  без сортов и противоестественных гибридов. Культурные цветы нужны нам для любования, дикие – для общения, они навевают нам воспоминания, прежде всего воспоминания о солнечном детстве. Увидел ключики-баранчики, медуницу и вспомнил, как лакомился с друзьями-подругами этими цветами на весенних опушках! И настроение после такой встречи поднимается, отдыхает душа гораздо глубже, чем от встречи с культурными цветами.
   Впервые я увидел дикарей в городе в советские времена на ВДНХ.  В весенний выходной наш класс прошелся по  бесконечным павильонам, мимо бесконечного моря  красных  и желтых тюльпанов, сиреневых  гиацинтов, все утомились и решили отдохнуть в тихом уголке,  отстояли очередь за горячими городскими булочками с сосисками (без кетчупа и горчицы, конечно) и весело расположились на лавочках.  Случайно я посмотрел на соседний газон и удивился. Там цвели дикари из наших подмосковных лесов, самые настоящие ключики-баранчики, медуницы и ветреницы, дикари цвели среди диких голубоватых камней на альпийской горке, а дальше виднелся  каменный сад с дикарями. Я тогда уже занимался в кружке юннатов и кое-что в дикой флоре понимал. И вот странно, через несколько дней друзья познакомили меня с устроительницей этого уголка, сотрудницей  ботанического сада  Марией Александровной Евтюховой. Я не только познакомился с этой замечательной женщиной, но и получил от нее книгу о  диких первоцветах в культуре с дарственной надписью и часто бывал у нее в гостях в переулке у Смоленской площади. Еще более странно, именно тогда я прочитал роман Булгакова и полуподвал в доме, где жила  Мария Александровна напоминал мне квартиру в подвале Мастера. Было романтично, выйдя из метро зимним вечером, купить букетик цветов, чаще всего ее любимых фиалок, пройти по проспекту мимо высотного холодного здания и завернуть в уютный дворик, где мягко светили ее окна в полуподвале, посидеть за чашкой чая за круглым столом под абажуром, вести неторопливые разговоры. Мария Александровна всегда живо интересовалась нашими делами и успехами, прочитанными книгами и охотно отвечала на наши многочисленные вопросы. Рассказывала она о том, как правильно устроить альпийскую горку с дикоросами, как создать эффект непрерывного цветения растений, где достать посадочный материал. Конечно, сама она выращивала растения из семян, не изымала их из природы, но бывали и исключения, она давала нам маленькие поручения, которые так приятно было выполнять.
     Запомнилась мне  поездка в заповедник под Серпуховом за сон-травой. Это было любимое место для всех ботаников. Здесь на берегах Оки с незапамятных времен сохранился уникальный уголок степной флоры. До настоящих степей от Оки сотни километров, а здесь в уютной долине, затопляемой в половодье (в местечке, которое так и называлось – Долы)   цвели десятки невиданных в Подмосковье растений – ковыли и тюльпаны, рябчики и степная вишня. Евтюхова считала, что именно степные растения больше всего подходят для жизни в городе. Растения широколиственных лесов привыкли к комфортным, постоянным условиям, а степняки не боятся ни мороза,   ни холода, ни ветров, ни засухи, именно  экстремалы имеют шанс выживать в городах. Мы не только выкопали и бережно упаковали кустики сон-травы, но и сделали множество фотографий редких растений. Клава Глазунова, участница нашего юннатского кружка КИПП, сделала отличное фото русского рябчика. Это фото с указанием автора  помещено в книге Марии Александровны. Сон трава успешно прижилась в уголке дикой флоры на ВДНХ, а в моем сознании на уровне инстинкта после общения с Марией Александровной укрепилась мысль о ценности дикой флоры, стремление устраивать альпийские горки с дикарями, искать и фотографировать в природе растения из Красной Книги.
        Но все-таки,  где же искать дикую флору в городе?



 


Рецензии
И впрямь, степные растения хорошо выживают в городе и создают небывалую красоту!

Наталья Катаева-Вергес   06.04.2019 11:33     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.