Антарктида, 07. -19. 01. 2008

От Матфея, глава 8:

23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
24 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.
25 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.
26 И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.
27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

          *****

Мир вам, путешественники!

Холодное воспоминание...

Когда я планировал свой отпуск на 2008 год, у меня мелькнула мысль: я видел все континенты, кроме одного - Антарктиды.

Мне всё интересно и я не повторяюсь в своих путешествиях. Но мне, теплолюбивому "узбеку" и Антарктида? Я стараюсь свои путешествия (в основном из-за Нины) состыковывать и с плаваньем в чистой воде, в океане.

Настолько избаловал свою жену, что в озере ей уже плавать не хочется, подавай океан, солёный и чистый. Да и я люблю показывать своё тело солнышку, а чтобы глаза не испортить, смотреть на него через листья пальм...

Но тяга к неизведанному пересилила...

Антарктида - континент опасный, негостеприимный и полон неожиданностей, к тому же айсберги окружают его... Даже непотопляемый Титаник, столкнувшись с айсбергом, утонул...

Нину с собой не взял: далеко, опасно, да и 2 недели на корабле в океане. Вдруг случится морская болезнь, как у Дарвина в первый день его 5-летнего путешествия, когда он думал, что лучше было бы остаться дома. Нина, пока мы работали, желала в отпуске отдыхать в тепле, плавать и загорать. Ей не нужен стресс...

Перед отъездом я спроектировал (начертил) свой новый дом и нашёл строительную фирму, которая после моего приезда из отпуска, могла бы начать его строить.

Перед началом путешествия звонит мне начальник этой фирмы. Он знал, что я отправляюсь в Антарктиду, голос взволнованный. Оказалось, он услышал, что корабль с туристами у берегов Антарктиды столкнулся с айсбергом и затонул...

Но это был не мой корабль, я его рассматривал, как возможный, но взял другой. Он, строитель, обрадовался, что не потерял заказчика...

Выбирая своё очередное путешествие, я молюсь, чтобы Бог благословил его и планирую заблаговременно, не в суете.

В выборе я уже было остановился на одном норвежском новом корабле-ледоколе, но в последний момент взял MS Vistamar и правильно сделал. У норвежца в пути отказали оба двигателя и он задел айсберг, потеряв с одного борта все спасательные лодки. А они нужны.

Я видел в пути со своего корабля этот норвежский ледокол без спасательных лодок. Именно благодаря спасательным лодкам спаслись экипаж и туристы затонувшего корабля, на котором мог бы быть и я. Они пробыли на воде 15 часов, пока их не подобрал русский ледокол.

Слава Богу, не штормило. В воду падать там нельзя, там летом (в январе) температура воздуха и воды 0°С и глубина 4000 м. Грубо считается, что при низких температурах воды - сколько градусов, столько минут можно выжить в воде. А при 0°С возникает коллапс, это путешествие было бы тогда последним...

Да, я сделал абсолютно правильный выбор с кораблём. Они недавно прислали мне письмо, с приглашением отправиться с ними в последнее плавание. MS Vistamar уходит на пенсию.

Он был построен испанцами, шёл под флагом Италии, дом Венеция, язык на борту немецкий, экипаж интернациональный (из 19 стран). Капитан и офицеры из Сицилии. И, что меня удивило, половина экипажа была из русскоговорящих, многие были из Одессы.

Слава Богу! Для меня, знающего русский и немецкий, лучше не придумаешь...

На корабле я познакомился с одной семьёй из Одессы. Женщина заведовала барами, а мужчина - доставкой продуктов. Угощали меня пивом. У них была мечта - заработать достаточно денег и построить в Одессе гостиницу на берегу моря. По-моему, участок земли они уже приобрели к тому времени. Приглашали меня в свою гостиницу, которая была пока лишь их мечтой.

Я в Одессе не был, было бы интересно пожить в их гостинице. Но пока там неспокойно..., подождём мира на Украине.

Собственно, мне теперь отрезан путь на Украину, так мне сказали в бюро путешествий. Т.к. я летом 2018 года организовал юбилейную встречу одноклассников "50 лет со дня окончания школы" в Ялте, Гурзуфе (Артеке). Т.е. на полуострове Крым... Об этом есть отдельный рассказ (вернее повесть из 13 частей, начало в рассказе "50 лет выпуску! Встреча в Ялте, 2018. Содержание").

Туристические рейсы в Антарктиду совершаются с юга Южной Америки, здесь кратчайшее расстояние до Антарктиды. Дo Антарктического полуострова, который выпирает в сторону Южной Америки, лишь 1000 км.

Африка, Австралия, Новая Зеландия не подходят, т.к. расстояние до Антарктиды в несколько раз больше. Рассматривал я и один вариант путешествия на русском ледоколе с небольшим числом пассажиров. Но было для меня слишком дорого. За 4 недели путешествия - 50 тысяч евро...

Рейсом Берлин - Франкфурт - Сан-Паулу (Бразилия) - Пунта-Аренас (Чили) я достиг места стоянки MS Vistamar. Отсюда мы отправились в г. Ишуая (Аргентина) по воде, через Магелланов Пролив и Пролив Бигля.

Посмотрели Огненную Землю и отправились через Пролив Дрейка в сторону Антарктического полуострова. Видели мыс Горн. Пролив Дрейка известен своими штормами, 24 часа нас крепко качало...

Поездка была экспедиционного характера: нас сопровождали 5 докторов-учёных, которые делали два раза в день доклады по географии, геологии, фауне, подводном мире и т.д., что касается Антарктиды, Антарктики, течений.

Это были фанатики Антарктиды, не раз рисковавшие своей жизнью ради своей работы. Один из них профессор Georg Kleinschmidt подарил мне свою книгу "Die plattentektonische Rolle der Antarktis". В ней он пишет о внутренней структуре Земли и даёт хронологию изменения континентов, тектонических плат и океанов... От Родинии и Мировии до сегодняшнего дня.

Есть и другие теории, фантазии на эту тему, где люди заглядывают на миллиарды лет в прошлое и будущее, не зная толком, что было вчера и что будет завтра. Хорошая работа-хобби..., было бы для меня. Шутка, я верю Библии.

Родиния (от рус. Родина либо от рус. родить) — гипотетический суперконтинент, предположительно существовавший в протерозое — эоне докембрия. Возник около 1,1 миллиарда лет назад и распался около 750 миллионов лет назад. В то время Земля состояла из одной гигантской части суши и одного гигантского океана, получившего название Мировия, также взятое из русского языка.

Мировия (от рус. мировой) — гипотетический всемирный океан, омывавший суперконтинент Родиния от 1100 до 800 миллионов лет назад, в эпоху неопротерозоя. В криогении, около 750 миллионов лет назад, большая часть Родинии была расположена вокруг южного полюса, а окружавший её океан был покрыт льдом толщиной в два километра. Лишь часть Родинии — будущая Гондвана — находилась вблизи экватора.

Профессор Georg Kleinschmidt рассказал о своём первом посещении Антарктиды. Его первая короткая вылазка чуть было не оказалась последней.

В Антарктиде часто бывает непредсказуемый сильный ветер, до 200 км/час. Хорошо, что у них была палатка и они успели её поставить. И ещё хорошо, что он с собой взял несколько банок кока колы.

Штормовой ветер длился 4 дня. Палатку сбило и она лежала на них и всё уменьшалась в размерах, т.к. ветер её рвал...

Помощь прийти не могла. Лишь через 4 дня они вышли из палатки и обессиленные пошли в сторону корабля, упав в пути. Но их нашли вовремя, спасатели вышли им навстречу...

2-3 раза в день, порой и ночью (ночи были белыми), у нас были вылазки на резиновых лодках на континент и острова.

5 раз в день нас кормили, а вечерами развлекали: капитанский вечер, праздник пиратов и т.д. Перед сном просовывали под дверь программу на следующий день (2-3 страницы). Скучно не было. Каждый день был интересным, но два дня были особенными...

Это посещение Райской Бухты и совместное с айсбергами плавание через Пролив Antarctic Sound. Только из-за этих двух дней стоило бы совершить эту поездку. Все были в восторге от прекрасной, безветренной погоды и неописуемого вида тихой воды, снежных гор, ледников, айсбергов и пингвинов...

Бог благословил эту поездку, предыдущая поездка этого корабля сопровождалась туманом и мокрым, снежным дождём в этих местах...

Мы посетили многие научные станции, одна из которых, "Беллинсгаузен", была русской.

Беллинсгаузен - советская, российская антарктическая станция на острове Ватерлоо (Кинг Джордж). Названа в честь Фаддея Беллинсгаузена - русский (немец) мореплаватель, адмирал, первооткрыватель Антарктиды. Основана Советской Антарктической экспедицией 22 февраля 1968 года.

Там праздновали как раз старый Новый год. Меня приглашали в русскую баню, но мы были там недолго, надо было плыть дальше.

Да и были-то мы там лишь случайно, по плану этого не было. Просто с нами были трое молодых немецких ученных, которых нам там надо было выгрузить. Но я знаю Того, кто устраивает эти случайности и вечно Ему благодарен. Русские подарили пачку "примы", эти сигареты я курил когда-то студентом.

В непосредственной близости со станцией Беллинсгаузен расположена чилийская антарктическая станция "Фрей". Там мы тоже были, у них есть маленькая католическая церковь.

С 2004 года вблизи Беллинсгаузена действует православная церковь Святой Троицы, единственная постоянно действующая церковь в Антарктиде. Она была срублена (построена) и освящена в Санкт-Петербурге, разобрана и вновь собрана около научной станции Беллинсгаузен.

Только русские и их оборудование выдерживают в Антарктиде круглый год. Другие здесь лишь 3-4 месяца. Зима слишком суровая, люди свихиваются, сходят с ума...

Естественно видели мы много пингвинов, очень забавные птицы. Они как раз сидели на яйцах, а у некоторых уже были маленькие пингвинчики... Это нужно видеть, а не описывать... Они не боятся людей и не агрессивны, нейтральны, как и представители фауны Галапагосских островов, на которых я побывал позднее. Так будет со всем животным миром в 1000-летнем царстве Иисуса Христа.

Назад плыли мы через Фолклендские острова, владения Великобритании. По пути назад нас 2-3 дня жутко трясло, волны до 8 м. Но в проливе Дрейка каждый год бывают и волны высотой 20 м.

Ночью, когда спишь, с волной не стоит бороться, проиграешь. Лучше подружиться с ней: она вправо и ты вправо, она влево и ты с ней влево. Вешалки в шкафу также шарахаются то в ту, то в другую сторону.

Мой стол был в средней части корабля и мы могли всегда "спокойно" кушать. Но слышали, как сзади сметались тарелки, рюмки, чашки... Мы ели на третьем этаже, но порой волна трахала по окнам.

Я не испытал морской болезни, однако многие страдали. Но все люди на корабле были необычные, бывалые, а потому и страдали они с восторгом и ни на секунду не пожалели об этом путешествии.

Младшему из нас было 3 года. Одной из женщин, с которой я познакомился, было 86 лет. На мой вопрос, как она переносит поездку, ответила - хорошо, но по приезду у неё сразу соревнование по теннису, не успеет отдохнуть...

Моему соседу по столу было за 70. Долгие годы у него был свой самолёт, на котором он облетeл некоторые континенты. Недавно он продал самолёт, так как потерял уже 6 товарищей, которые занимались с ним тем же самым.

Они все разбились, со своими самолётами вместе... В молодые годы он летал в США на самолётах, с которых сбрасывают атомные бомбы. Рассказывал, как это правильно делать...

Когда мы увидели Стэнли, столицу Фолклендских островов, получили глубокое чувство облегчения. Наконец-то земля, люди, цивилизация!

В Антарктиде люди испытывают жуткое чувство одиночества. Одного работника научной станции, по-моему чилийской, из-за непогоды и по другим причинам не смогли вовремя вывезти. Он не выдержал одиночества и, увидев проходящий ледокол, поджёг свою станцию, чтобы его взяли на ледокол и увезли домой...

А когда мы ступили на землю после 2-3 дневной качки, ноги были широко расставлены. И было странное ощущение от того, что земля под ногами не качается. Не хватало качки...

На одном маленьком (2х10 км) острове мы посетили совместную колонию альбатросов и пингвинов, удивительное место.

Предварительно мы посетили одну семью. Там был лишь их дом с большим, красивым участком. Они нас напоили чаем и накормили своей стряпнёй. Они жили за счёт туристов. У них была пара джипов.

К колонии альбатросов и пингвинов, километра два, мы пошли пешком. А обратно, кто желал, мог проехать на джипе. Я этим воспользовался, пожалел мои поломанные ноги.

Моим шофёром была бабка, лет за 80, известная по прозвищу "свинцовая нога". Она знала только одну скорость (не переключала) и крепко давила на газ. Она не поехала в объезд холма, как другие, а взяла холм в лоб.

Не думал, что мы на него заберёмся и не перевернёмся. Но бабка - "свинцовая нога" - знала своё дело. Мы доехали первыми...

Эта бабка напоминает мне моё путешествие на джипе по барханам пустыни в Омане. Но это уже другая, тёплая история... Лёд и пустыня не дружат.

P.S.: Описал это интересное путешествие коротковато, оно было достойно целой книги... Очень жаль, что раньше не делал заметок во время путешествий. С годами многое забывается...

Можно было бы подробнее остановиться:

- на корабле MS Vistamar, которого уже нет
- на городах Пунта-Аренас (Чили), Ишуая (Аргентина), Стэнли (столицу Фолклендских островов)
- рассказать о проливах: Дрейка, Магеллановом Проливе и Проливе Бигля
- интересна и Огненная Земля - архипелаг между Атлантическим и Тихим океанами
- всем известен и мыс Горн, под которым часто понимают южную оконечность Южной Америки, но это не так
- рассказать об учёных, которые были с нами, поделиться их докладами, а их было более десятка
- поделится историей и работой многих научно-исследовательских станций, на которых мы побывали. В Антарктике расположено множество научных полярных станций и баз различных стран, на которых ведутся научные исследования. Согласно Договору об Антарктике, любая страна в научных целях имеет право создать свою станцию южнее 60° южной широты
- подробнее остановиться на двух днях, которые особенно благословил Господь и которые навсегда останутся в памяти: это посещение Райской Бухты и совместное с айсбергами плавание через Пролив Antarctic Sound
- и т.д. и т.п. ...

Но я этого делать не буду - слишком большая работа, а пишу я всегда лишь о своих личных, коротких впечатлениях... Лучше побывайте сами в Антарктиде! Один раз это сделать стоит, но только для романтиков, которые не замечают трудностей...


Рецензии