Былое и думы

                БЫЛОЕ И ДУМЫ.
Да простит меня Александр Иванович Герцен, что нескромно воспользовался названием его прославленного романа.
Больно уж точно выражает он моё желание и неукротимое стремление сквозь былое понять, рассмотреть и оценить бушующее сегодня.
80 летний  юбилей  мой незаметно подкравшийся даёт повод и для воспоминаний, и размышлений, и поиска ответов на болезненные вопросы, встающие передо мной во всё хмурое небо.
Уверен, убеждён не только передо мной!
В свои 80 лет вдруг как то внезапно, неожиданно оказался на высокой заоблачной вершине жизни и с удивлением всматриваюсь в текущую жизнь…
Устав от нудных, ничего не объясняющих «толковичек» разных шоу и драчливых  «бесед» политологов, экспертов, аналитиков, всё чаще на ТВ  прибегающих к кулачным разборкам, обращаюсь к своим  за многие годы постаревшим тетрадям.
Около 70 лет назад мне четверокласснику моя молодая, самая дорогая и мудрая учительница Татьяна Андреевна настойчиво посоветовала записаться в Уварове в библиотеку.
-«Только книги тебе позволят познать и открыть мир! Ничего другого в нашем маленьком посёлке не!»т – как мне показалось, грустно сказала она.
В огромной библиотеке, с безмерным количеством книг, поразивших меня, пожилая, седая, маленькая женщина библиотекарь Анна Ивановна дала совет:
- «Не спеши читать! Обдумывай, мысленно представляй себе прочитанное, размышляй… Хорошо бы самое главное из прочитанного кратко записать в специальную тетрадь…».
На всю жизнь благодарен этим женщинам.
Теперь тетрадей у меня скопилось  много. Они на исходе жизни и есть моё  богатство. В них ищу ответы на  рой жалящих душу и сердце вопросов.
Теперь, на склоне лет старые тетради  что –то вроде славянского «Судебника».
В тетрадях сталкиваются самые разные мнения, самых разных людей,
 давно канувших в лето эпох, веков и десятилетий, кипят страсти, споры в поисках истины. Иногда кажется, что тетрадь в столкновений мыслей, оценок вспыхнет ярким пламенем.
Мысли эти проверило и отфильтровало время.
Они помогают мне познать истину, ответить самому себе на больные современные проблемы, вопросы.
В самые разные эпохи и промчавшиеся века управители России – цари и вельможи, либеральные  и коммунистические лидеры, возомнив себя архитекторами новой жизни, без сомнения втягивали, точнее – навязывали народу самые разные реформы. программы, решения, постановления, указы.
Бегло вспомним – отмена крепостного права, хутора и выселки, революции и коллективизация, перестройка и оптимизация –Боже, да разве можно всё перечислить – вспомнить!
Всегда реформы сопровождали безмерные, и казалось, истинные, громогласные обещания  народу доверчивому лучшей жизни.
Ретивые реформаторы никогда не задумывались, а сколько реформа поглотит человеческих жизней? Какая прольётся человеческая кровь? Сколько людей «благодаря» надуманным , спешным реформам преждевременно уйдут из жизни?...
За ответом обращаюсь к моей пожелтевшей тетради.
-Достоевский ФМ: «… Иван Карамазов ставит извечный вопрос: « Скажи мне прямо…, я зову тебя, отвечай : представь, что ты сам возводишь здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им наконец мир и покой, но для этого необходимо и неминуемо предстояло бы замучить всего лишь одно только крохотное созданьице, вот  того самого ребёночка, бившего себе кулачком в грудь, и на неотомщённых слёзках его основать это здание.
Согласился бы ты быть архитектором в этих условиях?..».
Наша история, кажется, не знает сомневающихся. Кто только не готов «рулить»…
Революции все и всегда, и всюду основаны на неисчислимых слезах и страданиях…
Вспоминаю, размышляю теперь и потому, что снова легко, просто, безответственно громко заговорили о революции. Сетуют, что люди не спешат на баррикады. Осуждают за пассивность, за неумение постоять за себя.
Подобные реформаторы  безответственные на баррикадах не бывают. Предпочитают наблюдать «бой со стороны».
Зовущие, призывающие не задумываются о цене, оплачиваемой кровью, жизнями человеческими. Они не сомневаются, что после очередной кровавой разборки наступит мир да благодать.
Кажется, история ничему не научила людей. Печально!.
-Достоевский знал, что в России лакей и в час великой опасности для нашей родины скажет : «Я всю Россию ненавижу…я не только не желаю быть военным гусаром, но желаю, напротив, уничтожение всех солдат – с».
На вопрос: « А когда неприятель придёт, кто же нас защищать будет? – бунтующий лакей ответил:
« В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки…».
И теперь можно слышать подобные рассуждения и далеко не от лакеев.
От людей высокопоставленных, с научными степенями, обучавшихся в престижных ВУЗах в России, а чаще  за рубежом.
Рассуждения подобные не столь лакейски прямолинейны, но суть та же.
И не только рассуждения, что каждому дозволено, но и конкретные деяния разрушения государственных устоев, армии, экономики и нравов.
Возможно, они, рассуждения и деяния»  более опасные, потому, что завёрнуты в блестящую, наукообразную упаковку…
Теперь, когда смотрю на современную карту Европы, на вплотную приблизившиеся к нашим западным границам войска НАТО, слушаю теоретиков  «объединённого мира», обвинения в «агрессивности»  моей России,  читаю в своих давних записях:
-«…практически вся Европа в едином строю воевала на стороне Гитлера против СССР. Весь её промышленный и интеллектуальный потенциал работал против нас, а войска доброго десятка европейских стран принимали непосредственное участие в боях с нашими отцами, дедами на Восточном фронте.
И лишь когда разгромленное нашествие покатилось назад, а осмелевшие союзники высадились-таки во Франции, европейцы пачками начали перебегать на сторону победителей, что бы затем, едва оклемавшись от войны, тут же начать потихоньку ненавидеть своих освободителей –русских…»
Подобный сценарий был уже при разгроме Наполеона Бонапарта, и не только…
О неуважении. ненависти к России писали Ф.Тютчев, Г.Данилевский, И.Ильин и многие другие писатели, философы 19 и 20 веков. Лучшие, просветлённые умы России…
-Пушкин в 1831 году: « Европа в отношении к России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна».
К.Маркс : « Ненависть к русским была и продолжает быть у немцев их первой      революционной страстью»…
-«По внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, - Не будет у России, и никогда ещё не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится  признать их освобождёнными…Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо в слух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшей благодарностью…, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия – страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чисто славянской крови…».
         ( Ф.М. Достоевский).
- « Что же касается врага, то он всё тот же, а именно ЗАПАД. Потому, что я не знаю другого термина для определения совокупности этих враждебных влияний, страстей и интересов, соединившихся против нас.
И нашу слабость в этом положении составляет непостижимое самодовольство официальной России, до такой степени утратившей смысл и чувство своей исторической традиции, что она не только не видела в Западе своего естественного и необходимого противника, но старалась только служить ему подкладкой…»
  ( Ф.И Тютчев «Письма к жене Эрнестине»).
Ох, как нас теперь ненавидят! За каждый чох винят громогласно Россию. Требуют покаяния и даже контрибуции.
- «В современном «новом мире» олигархам мешает управлять, манипулировать сознанием простых людей, «несовременных» людей традиционные ценности, которые выше денег: честь, совесть. Любовь к семье, близким, своему дому. Преданность Родине, её культуре, традициям, прошлому, к её языку, морали…Поэтому олигархи поставили перед собой задачу – изъять из жизни «несовременных» людей всё дорогое душе и традициям, всё, что им позволяет плюнуть и торговать убеждениями и принципами…
Людей всеми способами стремятся избавить от чувства Родины, главное оружие на этом пути олигархов – «массовая» культура: примитив, барабанный ритм музыки, примитивные. пошлые журналы, комиксы, сплетни из жизни «звёзд». Карманные детективы и бульварные романы – всё это в американизированном варианте усиленно навязывается миру…» очередное справедливое утверждение из моей тетради.
«…совсем недавно я точно знал, что родившись в Советском Союзе, с момента рождения лично являюсь совладельцем его территории, его природных богатств и всего, что построили и создали на этой земле мои предки. И уже на этом основании имею право претендовать на то, что распоряжающееся всем этим богатством Государство даёт мне в качестве « диведентов» социальные блага: бесплатное образование и медобслуживание, дешёвые продукты и мизерную квартплату, пенсию, позволяющую выжить в старости и т.д.
Потом государство почти всё, что мы ему доверили управлять, подарило нескольким сотням людей. но при этом почему – то не перешли к ним вместе с собственностью социальные обязательства и долги, а остались у государства, которому физически не на что их выполнять, и потому от них отказывается.
Нас убеждают, что это правильно, что «за всё надо платить» и что так поступают в «передовых странах». Забывая при этом сказать. что в странах этих даже пособие по безработице впятеро превышает нашу среднюю зарплату.
Как и то, что наиболее стабильное положение США пришлось на 50-е годы прошлого века, когда подоходный налог для самых богатых превышал 90%...».
Разве с печалью можно не согласиться с подобным бесспорным утверждением?!
- Дмитрий Сергеевич Мережковский. Несколько мыслей о судьбе России, русского человека и человечества-« И в страхе думаем о том. чем будут жить наши потомки».
 («Пустая чаша»).
-«…понял я самое страшное: для русского человека вольность значит буйство, распутство злодейство, братоубийство неутолимое; рабство – с Богом, вольность с дьяволом».
(ДС Мережковский «Царство зверя»).
-«Ибо от века горазды мы мстить живым и убивать мёртвых…».
-« Нет, Чаадаев неправ: Россия не белый лист бумаги, - на ней уже написано: Царство Зверя. Страшен царь – зверь; но, может быть, ещё страшнее зверь – народ…»
У Дмитрия Сергеевича есть и замечательные стихи:»Старость»,» С усилием тяжким и бесплодным…», «Возвращение», «Пустая чаша», «Усталость»…
И кажется мне, пожившему и повидавшему в свои 80 лет – истина подобная бесспорна. Проверена временем и трагическими горе – реформами…
-«Окружающий мир всё чаще зовёт нас поклоняться идолам славы, власти, достатка, удовольствий…Идя по нему, мы получим не свободу, но рабство, не радость, но разочарование, не силу, но разрушение, не жизнь, но смерть…
В истекшем году вместе со всем народом России Церковь отпраздновала 60-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Будем хранить то, что создали и защитили наши предки. Пусть их свершения вдохновляют молодёжь на беззаветное, жертвенное служение Отчизне…»
               
         ( Рождественское послание Патриарха Алексия -2).
Да, дороже Родины у нас ничего нет. Не потому ли так стараются, чтобы мы поголовно стали беспамятными?.
-«Нельзя забывать, что в старину многие люди считали наказанием не бедность, а богатство. Представление о счастье связывалось у них с нравственной чистотой и душевной гармонией, которым, по их мнению, не способствовало стремление к богатству.
Гордились не богатством. Особенно не нажитым, а доставшимся по наследству, крестьянская среда недолюбливала…»
( В.Белов «Лад»).
Теперь нам привили другие понятия. Кажется, многим глаза и душу заменяет доллар, страсть накопительства любой ценой, самой безнравственной…
«Мы –то дожили (до свободы, демократии!), но  отчего радость, которая перехватывала горло, всё чаще меркнет и подступает тревога?
Или не та свобода? Или тревога напрасна?...
Иногда не могу понять, что со мной. Присоединиться бы к хору, проклинающему Ленина, революцию, Дзержинского и т.п.- к хору газетному, телевизионному, уличному, - не могу… В самый раз бы подключиться к нынешним обличителям, а я вдруг думаю, что тогда всё было так же непросто, как сейчас, и более того – во много раз сложнее, и чересчур легко воспринимать Дзержинского палачом и Ленина злодеем, вырывая их из обстоятельств и условий тех далёких дней, из их логики, невнятицы…
Или кто – то из сегодняшних, обвиняющих, отлавливающих, прокурорствующих, гарантирован от втягивания в жестокость, от приспособления к ней?
Боже, сколько героев, знающих как жить!...».
( Виктор Розов)…

-«Если бы человеку, самому благополучному, вдруг открылось будущее, то замерло бы сердце его от ужаса  и язык его онемел бы в самую ту минуту , в которую он думал назвать себя счастливейшим из смертных…»
    (Н.М.Карамзин «Записки русского путешественника».)
«Русская творческая интеллигенция в канун войны 1812 года и особенно после неё русское просвещённое общество, более ста лет не снимавшего европейского платья, вдруг наново открыла для себя свою древнюю историю и архитектуру.
«Появление Истории Государства Российского – писал А.С.Пушкин – наделало много шуму и произвело сильное впечатление… Светские люди бросились читать историю своего Отечества. Древняя Русь, казалось найдена Карамзиным, как Америка Колумбом…»
«…нашего человека больше всего терзает его собственная раздвоёность, …разлад с самим собой…
Наша  очередная опасность – опьянение властью…, в реальной жизни и без того столько всего страшного, жуткого, трагического, что человека просто не хватает на переживание, на сострадание…. Только большой мастер способен показать лик добра без фальши…
Злоба кем – то умело раздувается. Многие не восстанавливают правду, а запоздало лают…
В жизни так много прекрасного, что человек обязан быть счастлив»( Виктор Розов. «Родина», №11 -1990г.)
-«Всякое общество вправе требовать от власти, чтобы им удовлетворительно управляли, сказать своим управителям: « Правьте нами так, чтобы нам удобно жилось».
Но бюрократия думает обыкновенно иначе и расположена отвечать на такое требование: « Нет, вы живите так, чтобы нам удобно было управлять вами, и даже платите нам хорошее жалованье, чтобы нам  весело было управлять вами; если же вы чувствуете себя неловко, то в этом виноваты вы, а не мы, потому что не умеете приспосабливаться к нашему управлению и потому, что ваши потребности несовместимы с образом правления, которому мы служим органами».
(Ключевский «Дневники». 1901 год).

«знаю, что образовался другой незаконный ход действий мимо законов государства и уже обратился почти в законный, так, что законы остаются только для вида; и если только вникнешь пристально в то самое, то закружится голова у наумнейшего человека…»
( Н.В.Гоголь «Занимающему важное место»).
«есть безвинно – виновные и виновные – невинные…» (Н.В. Гоголь).
А что же простые русские люди, вечные труженики на колхозных полях в резиновых сапогах?
Что они думают о свершающемся на их глазах ушлыми молодцами?
Как воспринимают вселенскую катастрофу- обманутые, обнищавшие, оскорблённые  униженные?
-« Ты думаешь, если ты человек родился, то всё можешь?
Нет! Поживёшь, поживёшь и поймёшь…Это только кажется, что человек всё может, что и сказать нельзя, что он может.
У него сейчас в руках такая сила – Ой! Ой!
Что захочет, то и сделает…
Сила и поднимет и помнёт…
Я мало видела, да много жила. На что довелось смотреть, я долго – долго на это смотрела, а не походя, не мимолётом. И людей разглядела – маленькие они. Жалко их. В тебе сила играет, ты думаешь, что ты сильный, всё можешь. Нет!
На иного посмотришь: ну, этот ничего не боится, самого дьявола победит…, гонор такой держит…
А поближе поглядишь, так он ничем не лучше…
Из своей человеческой шкуры не выскочишь… Только обдерёшься, да надсадишься без пути. И дела не сделаешь…
(Валентин Распутин « Прощание с Матёрой»).
В подобном русле рассуждали и мои пожившие родственники, соседи поселковые, взирая на говорливого Горбачёва МС, не протрезвевшего Ельцина БН, на творившийся вокруг них погром. Только более  острыми «русскими» словами…
-« Мы найдём своих единомышленников, своих союзников в самой России.
Эпизод за эпизодом будет раскрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного необратимого угасания его самосознания…
Литература, театры, кино – всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие качества.
Мы будем прославлять, всячески поддерживать и поднимать та называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, всякой безнравственности. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности.
Честность и порядочность будет осмеиваться и никому не станут нужны,  превратятся в пережиток прошлого.
Хамство, наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх перед друг другом беззастенчивость, предательство и национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу – всё это мы будем ловко и незаметно культивировать, всё это расцветёт махровым цветом.
Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности.
Мы будем таким образом расшатывать поколение за поколением.
Будем бороться за людей с детских, юношеских лет. Главную ставку всегда будем делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её.
Мы  сделаем из них циников, пошляков и космополитов.
Вот так мы это и сделаем!...»
(Закрытое заседание сената Америки в 1945 году. Государственный секретарь А. Даллес ).
-«Власть не может считаться целью. Власть – это средство охранения жизни, спокойствия и порядка; поэтому, осуждая всемерно произвол и самовластие, нельзя не считать опасным безвластие правительства.
Не нужно забывать, что бездействие власти ведёт к «анархии», что правительство не есть аппарат бессилия и искательства…;
 (П.А. Столыпин. Думская речь в 1906 году).
В.Г.Короленко «Пределы свободы слова» (май 1918 г.)
- «Печать, за своё достоинство, дорожит свободой взглядов. И там, где она вынужденно смолкает,- это молчание говорит о положении вещей громче и красноречивее сотен сенсационных статей…
Печать – та же стихия. У неё есть свои законы, есть свои приливы и отливы, подъёмы и отступления, и подчинение внутренним законам ума и чувства, тщетные усилия людей, тщетно берущих на себя указывать этим приливам : остановись…
Всякое право заслуживает этого названия только тогда, когда оно равно для всех. Иначе- это не право, а только привилегия…»
- Гражданское самоуважение требует признание и уважения со стороны всякой власти, которая сама претендует на уважение…
Дело не в близком успехе, дело в честном стремлении.
Как ни темно впереди,- есть всё –таки несомненное, незыблемое, вечное, чему стоит и надо служить без вопроса о скором успехе. Эти незыблемые маяки – истина, право, справедливость…
(В.Г. Короленко «Речь  на праздновании юбилея»)…
Не считаю себя вправе комментировать нестареющие, не тускнеющие от времени гениальные мысли гениальных людей всех времён и эпох.
Мысли подобные всегда современны и отвечают на злобу дня.
Желаю только напомнить их возможному думающему читателю.
Теперь эти тетради и есть моё богатство.
А ещё мои тетради хранят массу замечательных стихов. Самые разные вырезки из газет, журналов фотографий, репродукций картин.
Одна фотография от обиды за Россию сжимает сердце. Первый президент – реформатор России Ельцин БИ на пресс-конференции во время визита в США. Ещё не выветрившийся несёт очередную околесицу. Рядом в три погибели согнувшийся Президент США, вопреки всем дипломатическим канонам, до слёз хохочет.
Не над Ельциным, над Россией «демократической» хохочет!...Позор! Историческая фотография!
Предполагаю, комсомольский поэт- трибун в молодости Евгений Евтушенко посмотрев на неё с душевной болью воскликнул: «Когда придёт в Россию человек, который бы не обманул России?».
Когда? За 80 лет не дождался!
    Октябрь  2018 года. Август 2022 года.                .


Рецензии