Секретная экспедиция

                СЕКРЕТНАЯ  ЭКСПЕДИЦИЯ.
В этом году исполняется знаменательная историческая дата – 200 лет Отечественной войне с Наполеоном.
В наших краях , в Старой Ольшанке вскоре после той , теперь далёкой , войны в имении своей жены проживал до последних своих дней активный участник , боевой генерал Алексей Васильевич Воейков. Мне довелось писать о нём в нашей газете (2 февраля 2011 года).
В Отечественной войне Воейков командовал военными соединениями , участвовал в сражениях , получил тяжёлое ранение , лишился руки. О
его военной биографии довольно подробно рассказано в той заметке.
Журнал «Родина» в 1992 году (№ 6-7) рассказал о другой стороне деятельности . будем считать нашего земляка , он был одним из организаторов накануне  войны с Наполеоном военной разведки русской армии.
Военным министром при Александре 1 в предвоенные годы был Михаил Богданович Барклай де Толли , талантливый  военноначальник и менее известно – создатель русской военной разведки.
Начало ей положила Секретная экспедиция, название было условным , маскирующим. Она появилась в военном ведомстве в 1810 году , а в начале 1812 года получила название Особенной канцелярии. Это и был высший и первый орган русской военной разведки. С него начинается история ГРУ-Главное разведывательное управление современной российской армии.
В круг  деятельности Канцелярии  входило сбор разведывательной информации , её анализ , выработка рекомендаций для командования. С самого начала своего существования Особенная канцелярия работала в условиях строгой секретности и подчинялась только Барклаю. О ней не знал практически никто из современников. Поэтому и в мемуарах об эпохе 1812 года она не упоминается.
Минимальный штат сотрудников подбирался весьма тщательно . Помимо директора там служили три экспедитора и один переводчик. До 19 марта 1812 года пост директора занимал близкий Барклаю человек – флигель-адъютант полковник А.В.Воейков. Фактически именно он стал основателем военной разведки , организатором её работы и создателем разведывательной агентурной сети во Франции и всей Европе накануне войны.
Тогда ещё полковник Воейков направлял деятельность Особенной канцелярии в трёх направлениях : организация стратегической разведки (добывать за границей стратегически важные сведения),тактической разведки (собирать данные о войсках противника на границе) и контрразведки (выявлять и нейтрализовать наполеоновскую агентуру).
Летом 1810 года Барклай де Толли докладывает Александру 1 разработанную Воейковым программу организации деятельности разведки за границей и просил разрешить направить к русским посольствам военных чиновников.
Царь утверждает проект и в европейских столицах появились военные агенты , что то вроде современных военных атташе.
В Париж был назначен по рекомендации Воейкова полковник А.И.Чернышёв. В 1810- 1812 годах от него поступали самые важные сведения. По – светски обходительный , полковник сумел завести обширные знакомства и связи в высших кругах парижской знати .Этому способствовало его положение доверенного человека Александра 1.
Его отличал Наполеон , приглашал на охоту и обеды.
Своим человеком Чернышёв стал и у сестры Наполеона королевы Неаполитанской. Молва приписывала ему любовную связь с другой сестрой императора Полиной Боргезе , особой легкомысленной и ветреной. В великосветских салонах о Чернышёве сложилось устойчивое мнение как о покорителе женских сердец. В глазах женского общества он поднялся ещё выше после печально знаменитого бала у австрийского посла князя К.Шварценберга. Когда в разгар веселья загорелся дворец и в огне пожара погибло много людей , русский офицер не растерялся , действовал решительно и мужественно , не раз бросался в горящее здание и спас жизнь жёнам нескольких высокопоставленных лиц.
Репутация светского повесы служила Чернышёву прекрасной ширмой и помогала получать важную информацию от не в меру откровенных собеседников.
За короткий срок ему удалось создать собственную сеть информаторов в интеллектуальных сферах Парижа. Чтобы раздобыть нужные данные , он не брезговал никакими способами , в основном прибегал к подкупу. Самую ценную информацию получал из военного министерства Франции.
Ему на связь был передан служащий военного министерства Мишель, имевший доступ к составлению только для Наполеона каждые 15 дней в единственном экземпляре подробным расписаниям численного состава французских вооружённых сил. Поэтому в Петербурге в военном ведомстве отлично знали о состоянии наполеоновской армии.
За Чернышёвым пристально следили ,и сам он допустил оплошность, перед поездкой в Петербург утерял записку от Мишеля и она попала в руки полиции. Чернышёв успел пересечь границу и благополучно прибыть в русскую столицу. Мишеля французская полиция разоблачила ,и он был гильотинирован.
Для Чернышёва в России всё закончилось благополучно.
В царствовании Николая 1 он фактически стал вторым лицом в империи…
Самый большой контингент добровольных информаторов русская разведка имела в Пруссии… Чернышёв был не единственным секретным агентом царя в лагере его «союзника». Важную роль играл второй агент – будущий канцлер и министр иностранных дел Николая 1 Карл Васильевич Нессельроде. Он был направлен по рекомендации руководителей «Секретной экспедиции» ещё в марте 1810 года на скромную должность советника русского посольства по финансовым вопросам. Фактически он был политическим резидентом царя и осведомителем о планах Наполеона в отношении России…Разведывательная деятельность А.И. Чернышёва , К.В. Нессельроде оказали России неоценимые услуги. Непосредственным их руководителем и аналитиком их донесений был А.В.Воейков…
В последние месяцы перед войной тактическая разведка значительно активизировала свои действия. Командование наших войск в Вильно почти ежедневно получало известия и рапорты о движении различных неприятельских корпусов. На основе этих сведений Барклай определил, что основные силы Наполеон собрал между Ковно и Гродно , что 12 июня противник перейдёт границу. Однако , разведке не удалось выявить места переправ. Но главное разведка сделала – все генералы заранее знали о начале войны , получили инструкции , а войска были приведены в боевую готовность.
Русской разведке удавалось получать сведения от резидентов о засылаемых в Россию эмиссарах Наполеона. Тогда не употребляли слова шпион.
В документах за 1810 – 1812 годы упоминается 98 разыскиваемых, задействованных французскими службами , а всего до и во время войны было задержано 39 агентов противника.
Вызывает интерес дело бывшего ротмистра русской службы Д.Савана. В 1811 году наполеоновские службы завербовали его , но при выполнении своего первого задания в России Саван добровольно явился к русским властям и согласился сотрудничать с русской разведкой.
Это был надёжный канал дезинформации противника. Весной 1812 года при его помощи русская контрразведка выявила часть агентурной сети противника в г. Вильно , а его донесения составлялись в русских штабах.
Можно сказать , что русская разведка сыграла важную роль в военных действиях 1812 года , её деятельность во многом способствовала победе русского оружия в Отечественной войне.
А  у истоков зарождения этой важной службы стоял человек, последние годы своей жизни проведший на нашей земле.
И как высокое признание его заслуг перед Отечеством стал он генералом . награждён двумя золотыми шпагами с благородными  камнями и надписью «За храбрость». Портрет его помещён в знаменитую Военную галерею героев Отечественной войны 1812 года в Зимнем дворце (Эрмитаже).
Когда вы посетите Старую Ольшанку и зайдёте в восстанавливаемую церковь , построенную в память о нём его женой , вспомните и генерала Воейкова. Это была интересная личность во всех отношениях : разведчик , талантливый  организатор , боевой генерал , писатель , поэт , переводчик и добрый отец двух сыновей. Был он истинным патриотом своей страны , любил Россию а не себя в России.
  Оставил столицу , мог бы жить в Москве , любом другом городе. Предпочёл жить в глухой , мало кому известной деревушке , но на лоне богатой природы , среди приволья степей. Представляю , как летним утром кучер подавал запряженную добрым конём лёгкую коляску и неспешно генерал ехал на полноводную . светлую тогда Ворону , она же совсем рядом…
Отставной генерал всё превозмог , всякие болячки , тяжёлое ранение и смог мысленно отодвинуть горизонт своих дней , не считал , что жизнь прошла , что всё в былом , всё прошло. Он был , думаю , оптимист, дорожил каждым предстоящим днём. Стремился прожить его достойно , интересно в окружении , в общении с творческими людьми и сам был творческим человеком. Издал книгу , печатался в журналах…
Его жизненная позиция вызывает глубокое уважение и пример каждому из нас.
А я мечтаю отыскать в архивах его творения и если позволит судьба , поделится впечатлениями с читателями нашей газеты.
              Февраль 2012 года.               


Рецензии