Сквозь годы 91

               Мой друг Дон Кихот. Эссе. Глава 13.

     ...Каждый человек даёт ежедневный сеанс одновременной игры, всю жизнь играя роли, добровольно или вынужденно взятые им на себя
     Игра - необходимое условие самосознания.
     Мы стареем не от физической старости, а от того, что устаём держать маски - МАСКУ ЖИЗНИ в том числе.
     Э.Берн заметил, что психотерапевту лучше всего задавать пациенту не вопрос "Что вы за человек?", а "Кем вы себя считаете?", а ещё лучше: "Каким человеком считают вас ваши знакомые?".

     Маска - сверхтема мирововой литературы, с которой мы встречаемся в комедиях Плавта, в романах Л. Пиранделло ( в особенноти в "Обнажённых масках"), афоризмах Ларошфуко и других.
     Блистательое воплощение идеи всеобщего маскарада - КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ - театр масок. К "комедии масок" можно применить во всей полноте термин М. Бахтина "праздничная жизнь", когда "сама жизнь играет, а игра на время становится жизнью".Сегодня можно сказать: Россия "заигралась"...

     Маска УПРАВЛЯЕТ человеком, а маской управляет сущность того, что она - маска - изображает-воплощает; то что задано ей мастером масок... В последние десятилетия мы имеем много возможностей наблюдать игру МАСОК - спектаклей много...

     Ряженый чрезвычайно опасен, как всякий, кто приходит из инфернального мира. Не случайно в человеческом мире ряженые появляются  лишь в период межвременья - "во время без времени", когда исчезает граница между сакральным и профанным мирами, и в том состоянии мира, описать которое под силу лишь мифу.

     Маска родственница зеркала. Пограничье. Дверь в потустороний мир. Из её бездонных глаз смотрит на нас великая, загадочная ТЬМА. Чёрные глазницы маски, даже самой простодушной и весёлой, в экзальтированной душе рождают страх и тревогу... и потому СЛАДОСТНЫЕ...Получается какой-то садомазохизм, состояние, к которому приучила нас наша история...

     ...Слепые глаза маски подобны мистической слепоте ВСЕХ пророков, как библейских, так  и из среды писателей, ясновидящих, то есть незрячим глазам трупа. Почему скончался Фома из гоголевского "Вия"? Потому, что МЁРТВЫЕ не могут видеть живых. А если увидели: семантический "перевёртыш": значит, человек попал в их мир. Умер: у мёртвых... Маску можно оживить только собственными глазами, переместиться в её мир, ПРИНЯТЬ правила ЕЁ игры... Что мы с успехом делаем...

     Маска в современном смысле, в десакрализованном мире - обман. Она выдаёт себя за то, чем на самом деле не является. Маска, словно вампир, присасывается к живому лицу, живёт его силой, выдаёт себя за него, в противоположность театральной маске, которую актёр оставляет в гримёрной... Если оставляет... Скорее всего, одевает новую маску... И в этом ЧТО-ТО есть: человек в маске - трижды свободный человек:  от других, от себя настоящего; менять маски - освобождаться от себя нынешнего:

Под маской все чины равны,
У маски нет души, ни званья нет, - есть тело,
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело. (М.Лермонтов).

     Надетая на ЖИВОГО человека, маска "подминат" его, лишая оригинальности...
     Так двоится жизнь...

     На эти размышления вдохновили меня мои друзья - Мигель Сервантес и Дон Кихот, с которыми я не прощаюсь, надеясь на новые встречи на этих страницах...


Рецензии