Заметки графолюба-4

               
                САМОИЗДАТ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ


                Графолюб – человек,
                любящий писательское ремесло,
                работу со словом и адекватно
                оценивающий полученный результат.
                Автор.


Не отрицаю, что настойчивая осада частных издательств (государство полностью от этой сферы отреклось) может принести плоды: ваш графолюбский труд примут к публикации. (В скобках замечу: внимательно читайте Договор, распоряжаться своим авторским правом вы какое-то время не сможете. В моём случае в Договоре стоял срок 50! лет, в течение которых Издательство могло бы использовать произведение по своему усмотрению, но в обычном типовом Договоре авторам предлагают 5-летний).

Спустя год-два или больше ваше детище издадут и пустят в продажу, однако если у вас нет своего промоутера, заинтересованного в раскрутке ваших произведений, вы получите большое авторское удовлетворение – и более ничего. Роялти настолько малы и так трудно автору отслеживать факт продаж, что о доходе нечего и думать. Даже профессиональные писатели не живут на отчисления от реализации книг, реальный доход приносят экранизация или продажа авторских прав.

От издателя автор получит несколько (от 1 до 10) экземпляров книги бесплатно, остальные – для подарков читателям и презентаций на творческих вечерах – ему придётся покупать и хорошо, если по себестоимости. Книга, не назначенная коммерсантами от литературы бестселлером, обречена на неизвестность. Никто не станет суетиться, реализуя тираж, он просто заваляется на складе или в книжном магазине. Пойти на такие, по сути, вовсе не большие для предпринимателя издержки издатель может, осознав, что ошибся в прогнозе насчёт грядущей популярности творческого продукта, и нет смысла вкладываться ещё и в рекламу. Тогда автор, пережив краткий миг тщеславия, начинает понимать, что мнение: его признали как профессионала и начнут раскручивать – ложно.

Есть ещё ряд факторов, для рядового графолюба непривлекательных, чтобы отказаться от часто унизительного общения с коммерческими издательствами. Тем более что сегодня существует масса недорогих способов самоиздата и самораскрутки, они совершенно очевидно действенны и набирают популярность.

Если позволяют средства, вы можете купить услуги профессионального издательства, даже вписать его в выходные данные своей книги, но реально издателем будет тот, кто заплатил за тираж и владеет им – то есть, вы. Вам и отвечать за реализацию и рейтинг издания.   

Став сам себе издателем, автор так же, как и в случае издания его за счет издательства, не получит никакого финансового навара, так же вынужден будет заниматься самопиаром, расходуя на это время и средства. Тогда зачем же осваивать профессию издателя, тратить личные сбережения и мучиться с совершенно чуждой творческой природе графолюба реализацией книг? Есть, друзья мои, несколько важных плюсов, которые, на мой субъективный взгляд, должны подвигнуть авторов встать на путь самоиздата.

1). Бумажная книга – очень действенный способ долговременного архивирования своих произведений. В Интернете они исчезнут вместе с отключенным электричеством или ликвидацией сайта, к электронным носителям – дискам, флэшкам – нужно иметь считывающее устройство, а в реальном томе, особенно изданном на хорошей бумаге, книги будут жить долго, всегда доступными к чтению без каких-либо гаджетов, с возможностью передавать из рук в руки любителям читать по старинке, не с монитора.

2) Не верю тем, кто говорит, что пишет для  себя. Всем авторам нужен читатель. Если вы реально графолюб, а не графоман, ориентированный только на себя - ему не важно, кому адресовано произведение, он выше «толпы», тогда будете нуждаться в общении с читателем. Как правило, оно происходит на творческих встречах, презентациях книг в клубах, библиотеках, в социальных сетях, и всюду возникает потребность не только показать некий текст, но и дать ссылку на издание – для тех, кто заинтересовался вашим творчеством и хочет продолжать знакомство с ним.
Самоиздание на базе издательских платформ так же, как и в профессиональном издательстве, позволяет автору продвинуть свои книги к читателям: разместить их на продажу в интернет-магазины.

3) Работа над подготовкой текста к изданию повышает собственную авторскую квалификацию. Перечитывая, редактируя и корректируя свои произведения, графолюб имеет возможность исправить то, что ему не понравится (если всё написанное нравится сразу, без последующей доработки - возможно, вы графоман) своими силами, в своей стилистике, при этом сильно экономя средства. Единственное, что вы не сможете сделать самостоятельно, это напечатать тираж, придётся поискать типографию. Знайте: офсетная печать выгодна лишь при тираже 1000 и более экземпляров, при цифровой печати стоимость одного экземпляра не зависит от тиража. Графолюбу, особенно начинающему, советую с офсетом не связываться, выпускать в свет за один раз не более 100-150 экземпляров. После, если вы увидите, что книги хорошо расходятся, допечатывать по мере надобности.

4) Печатные издания позволяют автору наглядно видеть собственный рост. Сравнивая «я ранний» и «я поздний», графолюб отмечает и анализирует своё движение по пути писательства и может вносить коррективы.

К самым большим минусам самоиздата я отношу то, что дилетант, как бы он ни старался, сделает дело хуже опытного профессионала и книгоиздание не исключение.

Список плюсов и минусов самоиздата можно продолжать. Буду благодарна каждому, кто его дополнит.

В заключение совет от самоиздателя со стажем (первую свою книгу я выпустила в 2008 году, вторую – в 2012-м, третью – в 2016-м, готов уже 4-й сборник рассказов, ждёт спонсора): возможно, с годами у вас сложится собрание своих сочинений, поэтому, замышляя первую книгу, сразу думайте о последующих и выбирайте такой дизайн, чтобы полное собрание ваших сочинений выглядело красиво и узнаваемо. Не смейтесь, единый стиль изданных книг не обязательно будет скучным, но многое скажет читателю о вкусе и творческих возможностях автора.


Рецензии
Советы замечательные.
Только вот воспользоваться ими мне не даёт осознание того факта, что не только мировая, но и отечественная культура отлично обходятся и в дальнейшем обойдутся без напечатанных на бумаге моих б/п (без преувеличения) нетленок.

А кому-то обязательно пригодится!

Удачи Вам!

Стасик Мармеладов   02.04.2019 14:28     Заявить о нарушении
Приветствую Вас! А не надо заботиться о мировой, а тем более отечественной литературе)) Фиг бы с ними! У меня есть дети, внуки, будут и пра... и им - я убеждена - прикольно будет почитать, что там бабка в том веке нацарапала)))

Светлана Куликова   02.04.2019 23:57   Заявить о нарушении
Повезло Вашим внукам и пра... - есть что почитать.

Стасик Мармеладов   03.04.2019 13:04   Заявить о нарушении
:-))) вот-вот, дополнение к школьной программе)) пусть напрягаются))

Светлана Куликова   03.04.2019 20:08   Заявить о нарушении
Стас, как там у классика... "если можешь не писать - не пиши", если не нужны свои публикации - не публикуй, такой период я уже пережила, сейчас есть желание довести труд до логического конца, то есть, до книги.

Светлана Куликова   03.04.2019 20:13   Заявить о нарушении
Светлана, так то труд! Его, безусловно, надо довести куда надо.

Стасик Мармеладов   04.04.2019 09:18   Заявить о нарушении