2. Дилеммы обреченных

(заготовка, пояснения к слайду доработаю и размещу)

Не знаю, не думаю, чтобы каждый в гитлеровском гетто занимался самоанализом. Но, представить систему деталей и отношений, которая ощущалась подсознанием и, в еще меньшей степени, осознавалась – можно попытаться. Опять-таки, используя детали, выхватываемые из материалов интернета.

Обобщенный субъект, чьё представление, оценки и побуждения к действиям меня интересуют, - молодые люди в Варшавском гетто.

Рисунок над текстом показывает две подсистемы:

- внутренних, собственных «предметов», которыми располагает молодой человек в гетто. Этими «предметами» он может оперировать, осуществляя свое пребывание во внешней среде;

- внешних факторов среды – благоприятствующих целям и задачам самоуправляемого поведения или угрожающим, ограничивающим. 

Проблема


Проблема – наличие существенного расхождения между той ситуацией, которая видится, и той желательной, которая ощущается возможной. Решение проблемы – определенность в пути перехода от существующей ситуации к той желательной, которая ощущается возможной.
Особо сложная проблема – когда видны и ощущаются препятствия, показывающие невозможность перехода, но есть ощущение, что в ситуации есть и скрытые возможности перехода. Структура этих скрытых возможностей – сочетание неизвестных или кажущихся недоступными внешних благоприятствующих факторов с неочевидными собственными ресурсами субъекта, переживающего проблему. Концептуальный подход к решению проблемы для Субъекта – исследовать систему «я с моими неясными ресурсами – проблемная ситуация с её неясными угрозами и благоприятствующими мне факторами». Результатом такого подхода может оказаться готовность планировать и, затем, осуществлять переход к желательной ситуации.

Субъекты проблемной ситуации

Конечно, было много препятствий для организации вооруженного сопротивления. Евреи в гетто столкнулись с ужасными дилеммами, такими как риск коллективного наказания и угрозы для их семей, использование располагаемых небольших денег для оружия для покупки еды, или для спасения евреев, скрывающихся за пределами гетто. Кроме того, молодежные движения до лета 1942 года занимались, прежде всего, вопросами образования и социального обеспечения. В большинстве это были еще молодые люди – в возрасте около двадцати лет. Многие из них, в своих организациях, готовились к иммиграции в Палестину – они были очень маловероятными кандидатами на вооруженное сопротивление против немцев. Более того, большинство членов ZOB, более крупной боевой группы, не имели абсолютно никакой военной подготовки.

Располагаемые ресурсы

= "имущественные"

Кроме отсутствия какой-либо обученности, ZOB имел и мало оружия, с которым можно сражаться с немцами. 3 сентября 1942 года был захвачен первый жалкий тайник оружия-пять пистолетов и восемь ручных гранат.

= личностные коллективные

В тот же день, 3 сентября, были арестованы и убиты двое из лидеров ZOB; сообщество осталось дезорганизованным и деморализованным, и вообще без оружия.

= мотивационные

Тем не менее, эти молодые, в основном неподготовленные и безоружные узники Варшавского гетто решили, что будут бороться, когда немцы придут ликвидировать гетто.


Рецензии