Надлом. Часть 4. Глава 7

Матрена.

Алексей в детстве слышал от родителей, что бабулька участвовала в соревнованиях на скачках. Он любил рассматривать медаль, которую хранила она на божнице вместе с Молитвословом. Однажды, читая надписи на медальоне «Всевеликое Войско Донское» с одной стороны, а с оборотной «Защитнику Вольного Дона», «1917-1919», спросил:
- Бабулька, расскажи, как ты медаль получила?
- Не трогай никогда дьявольскую награду! - заругалась Матрена на внука.

Любопытство взяло верх, и Алексей показал медаль учителю истории, который подробно рассказал о событиях тех лет, объяснил значение медали и надписи на ней.
- В январе 1918 года в Чирском казачьем крае установилась Советская власть. На станцию Чир для поддержания порядка был направлен Красногвардейский отряд под руководством Дорофея Ефимовича Хлопова. Среди казаков возникло недовольство новыми порядками, они были против "расказачивания". Комиссары хотя и обезоружили казаков, забрав даже коней, но оружие у них все-таки было припрятано «про черный день».

День этот близился. Казаки с осторожностью поддерживали беспрерывную связь между хуторами и станицами, выжидая момента для выступления. Доведенные до крайнего отчаяния, пробирались из одного хутора в другой, собирали сведения о количестве казаков, готовых к неизбежному восстанию. Объединившись, казаки внезапно напали на станцию Чир. После кровопролитного боя отряд красноармейцев был наголову разбит. Оставшихся в живых членов Ревкома, повстанцы взяли в плен и двинулись на Нижнечирскую станицу. Восставшие казаки превосходили численностью красноармейцев в десятки раз и брали с налету станицу за станицей. Так в Чирском казачьем крае установилась власть Донского казачьего войска.

А в мае 1918 года «Круг спасения Дона»» - съезд донского казачества, объявил о создании нового государственного образования – «Всевеликого Войска Донского». На первом заседании был утвержден особый знак - жетон в память исторических дней, заседаний Круга Спасения Дона для чинов Круга и всех, кто принимал участие в работах по защите родного края. Выдавался он, как за военные, так и за гражданские отличия. 

Донское казачье войско было самым многочисленным из казачьих войск Российской империи. Размещалось на отдельной территории, которая занимала часть областей Украины и Юга Российской Империи, где находятся современные  Ростовская, Волгоградская и Воронежская области. Историческое название связано с рекой Дон. Станица Нижнечирская переходила из рук в руки несколько раз. И только в 1920 году здесь твердо установилась Советская власть. – Закончил рассказ учитель.
Объяснение учителя ничего не прояснило Алексею, только еще больше разожгло любопытство. Матрена не любила вспоминать о гражданской войне. Родилась она в станице Нижнечирской в семье Миколы Силантьевича Забияки, хорунжего Донского казачьего войска, который не поддержал революцию и сражался против Советской власти.

…В тот злопамятный день в станице Нижнечирской красногвардейцы объявили скачки. Матрена собралась на алань. Надела полевую форму, поверх накинула чекмень.*(1)
- Маманя, шемпугу*(2) опять сховала? - спросила она.
- Па што набодна? - поинтересовалась бабушка Васса.
- Сбечь хочет. Расстебайся! - Гданка загородила дверь.
- Намедни на катухе важал. Не скубись, Гданка, Мотря гарна девица. Дюжего жалю найде.
- Тю! Баклая*(3) никудышного? Сталкуйте за ради! Способляешь опять, - ругалась мать. 
- Кулючить горше. Ихнай солдат добрый, ловкай. Не кипичись, - не отступалась Васса.
- За ради Христа, маманя. Я остатний раз пощикиляю.
- Прилабунилась, жалочка! В гамазею заехай, - смирилась Гданка.
- Ще набрать? - спросила Матрена.
- Кофия на утренню, остатний намедни спили.

Гданка за Мотрю боялась, зачастила на гульбище, слюбится с антихристом. Замуж пора, а она верхом на коне скачет, будет потом негодной жонкой. Дочирь младшую сбаловал Микола. Породой вся в него удалась, в низовых казаков, которые внешне более красивы, чем сероглазые и светловолосые верховые казаки. Черноглазая, с яркими маленькими губками и азиатскими чертами лица, Матрена была хороша собой. Нос с небольшой горбинкой придавал ей некую горделивость и непокорность. Матрену Микола с пятнадцати лет приучил к седлу. Бесстрашие дочери приводило его в умиление. Езда на коне не терпит физического недостатка, требует от всадника силы и выносливости, а тут дивчина. С семнадцати лет Матрена стала участвовать в скачках наравне с молодыми казаками.

Советскую власть Гданка не признала. Ждала и надеялась, что Микола с казаками освободит станицу от ревкомовцев. Мести желала, что разорили баз, стоят катухи и конюшня пустая. Больше всего она горевала за лошадей. Табун угнали комиссары, только Гордого спрятать удалось. Скакун Гордый был чистокровной Донской породы «Дончак», которая создавалась в течение многих тысячелетий. Он чувствовал свободного наездника, презирающего опасность. Любая трусость обнаруживалась конем на уровне биологических рецепторов. На скачках наездник сливался с конем в единое целое.

Сколько не отговаривала Гданка дочирь не ходить на скачки, да разве ее удержишь, когда вся станица собралась за куренями на поляне. Матрена стала на крайнюю беговую дорожку. Прогремел выстрел и лошади рванули с места. Она сразу обошла всех и вырвалась вперед. Позади слышен был рев толпы. Дело привычное, казаки любят гарно покричать.

Гордый первый пришел  до финишной черты, Матрена оглянулась. На поляне стояла суматоха,  люди бежали в разные стороны, а конные казаки и красноармейцы рубились на шашках. Ближе к вечеру все стихло. На поле брани валялись трупы, порубанные в бою. Повстанцы во главе сотника,*(4) Дерябко Олеся, согнали жителей станицы к зданию Ревкома.

Сотник, увидев в толпе Матрену, что-то шепнул рядом стоящему казаку. Тот кивнул и направился к девушке. Не по себе стало Мотре, беду почуяла и, выбравшись из толпы, дала деру. Казак поймал девушку, но вырвавшись, Матрена стеганула преследователя плетью. Почти добежав до своей усадьбы, Мотря услышала храп лошади. Сбесившийся казак, на первом попавшемся коне, быстро догнал казачку и на ходу схватил ее за косы. Намотав их на руку, притащил к сотнику.
- Звиняй, другаль! Резвай дюжа, сбечь подобилась! - швырнул казак девушку к ногам Олеся.

Матрена с ненавистью смотрела на красивого казачьего сотника, которого хорошо знала. Не о такой встрече с Олесем, покорившим ее девичье сердце, мечтала она.
- Будь милостива! Прими, жаля, награду от Донского казачьего войска, - сказал Олесь и силой вложил в руку Матрене медаль. - Жди на вечерю.
 Матрена хотела выбросить побрякушку белогвардейскую, да сунула машинально в карман.
- Бечь табе надобно,  - сказала бабушка Васса.
- Куды бечь? Спочивает нехай, - вступилась Гданка. - С зорею пийдите вдоёх. На станси сховаетесь у сына.
Васса собрала котомку со снедью. Положила теплую кохту и холщовую юбку.
- Спидницу *(5), Мотря, покласть?
- На что? Я в бешмет*(6) и шаровары за раз обрядилась. Режь, бабушка, косы.
Ни Васса, ни Гданка  не стали губить девичью красу. Тогда Мотря, взяла ножницы-стригуны и сама обрезала косы. Теперь она женщина-казачка, имеет право носить оружие наравне с мужчинами и участвовать во всех походах.

Как только стало рассветать, Мотря вывела коня из конюшни, и они с бабушкой Вассой отправились в путь. Вернулась Васса домой через неделю, а на месте станицы сплошное гарище*(7). Все, что могло гореть, выгорело, стояли одни обожженные глинобитные стены, из которых торчали трубы. Станичники разбрелись по зимовникам, только кричали дико кошки, да рылись в поисках пищи собаки, разгребая кучи сгоревших сараев. Васса подошла к своей усадьбе. Двухэтажный курень*(8) смотрел на нее пустыми глазницами. Печь-голландка с длинной трубой стояла внутри, как маяк.

Вокруг валялись открытые кованые сундуки, было чем поживиться в доме хорунжего. Васса ходила по двору, подбирала  обломки от кованых зеркал, складывала в кучу. Дошла до база*(9), летницу*(10) в саду огнем не тронуло. Она стояла среди деревьев, обвитая виноградной лозой. Просторная, разделенная на две половины летница, была больше, чем курень у простого казака. В передней собирались летом всей семьей за столом, а во второй половине отдыхали в жару. Вторую половину ее Кузьма сделал теплой, чтобы в ней можно было зимовать.
В теплой половине часто оставались спать пьяные казаки после шумного застолья. Не раз приходилось ее Кузьме, есаулу*(11) Донского казачьего войска, отлеживаться в летнице. Бывало привезут его казаки хворого, а Васса стоит у плетня, подбоченившись: «В летницу, в летницу тащите». Здесь у нее все снадобья и травы хранятся. Бабчит*(12) над ним, пока не поставит на ноги.
Васса зашла в теплую половину.

- С чаво сбегла, туды и  причикиляла, - промолвила она, притулившись к стене.
Простояла в забытье не ведомо сколько времени. Много лет прошло с тех пор, когда ее, пятнадцатилетнюю девчонку, с Запорожья увез из бедной семьи Кузьма, видный богатый казак.
А Матрена в это время уже далеко была от родных мест. В степи она прибилась к отряду красноармейцев.

*(1) чекмень - открытый верхний кафтан из сукна у донских казаков со свободными рукавами,
*(2) шемпуга - плеть, нагайка,
*(3) баклай - лентяй,
*(4) сотник  - обер-офицерский чин в казачьих войсках, соответствующий поручику в регулярной армии.
*(5) спидница - нижняя юбка,
*(6) бешмет - вид длинной рубахи, запахнутой наглухо и застегнутой на крючки,
*(7) гарище – место поле пожара,
*(8) курень - дом, жилище донского казака,
*( 9) баз - скотный двор,
*(10) летница - летняя кухня,
*(11) есаул - обер-офицерский чин в казачьих войсках русской армии, приравнен
к чину капитана и стал соответствовать современному званию майора.
*(12) бабчить - лечить.

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/04/02/655   


Рецензии
Легендарная была бабулька у Алексея. Хорошо написано. Только пока непонятно,
как это с современностью связано?
Спасибо, Люба. Иду дальше.

Мила Стояновская   10.03.2023 19:54     Заявить о нарушении
Добрый день, Мила! Спасибо за чтение:) Про бабульку писала, чтобы показать, как жил Алексей, откуда пошли его корни. Трудно дались эти главы, нужно было раскрыть быт донских казаков. Мне посоветовали, казацкие слова сразу в скобках писать, так и не дошли руки.
С неизменным уважением и теплом,

Любовь Голосуева   11.03.2023 05:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.