Не сгинет летопись моя...

                «Не сгинет летопись моя…»
( О творческом наследии Акиндинова Александра Ивановича, 111 годовщине со дня рождения).
Как неумолимо и безжалостно быстро текущее время!
Неожиданно и внезапно оказался в отряде 80 летних и теперь с душевной радостью предаюсь воспоминаниям.
  «Там, в сумерках, горит воспоминание, как тихое, вечерне сияние…».(ДС Мережковский).
«Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровей, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое – нибудь воспоминание…
Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек…» (ФМ Достоевский).
Понял и принял эту поэтическую мудрость, ранее бескомпромиссно отвергаемую.
Теперь моя голова повёрнута назад, в былые счастливые дни. Они моя отрада.
Считаю себя счастливым человеком, длинён список воспоминаний  о добрых людях, встреченных на дорогах жизни.
И в первой десятке изумительный, добрый, мудрый, внимательный  Акиндинов Александр Иванович.
Краткое сообщение о жизненном пути Александра Ивановича Акиндинова.
Родился 21 июня 1907 года в городе Темникове тогдашней Тамбовской губернии в семье сапожника и прачки. Рано остался без родителей и с 1917 года в течении десяти лет воспитывался в детском доме.
Последующая жизнь Александра Ивановича связана с воспитанием, просвещением людей, постоянной работой над самообразованием…
Только вчера, кажется, его знали не только  в Уварове, но и в нашей области, да и за её пределами.
Прошло более тридцати лет, как он в мире ином.
 И теперь, в который раз перечитываю в интернете подробную, добрую справку - ходатайство работников уваровского архива на присвоение Александру Ивановичу заслуженного им звания «Почётный гражданин города Уварово».
Терпеливо разыскиваю в Тамбовском областном архиве в газетах «Коммунар» , «Заря коммунизма» его  многочисленные краеведческие материалы.
Вспоминаю длинной бессонной ночью  былые встречи с Александром Ивановичем.
Только сняв солдатскую шинель в декабре 1963 года, в январе 1964 года призван был работать в уваровском комсомоле. Не расстался с армейской привычкой писать в газету.
И однажды другой замечательный человек, бывший сотрудник газеты Панин Дмитрий Емельянович , настойчиво порекомендовал зайти к директору типографии , прекрасному человеку Акиндинову.
Я уже много доброго  слышал об Александре Ивановиче, о его краеведческой работе, обширных знаниях. Не окажусь ли я при встрече совсем серым, не образованным человеком? – с сомнением думал, переступая порог  директора  типографии.
Кабинет оказался маленькой комнатой с единственным окошком, за которым кипел – бушевал рынок – базар. В кабинете всюду были папки – в единственном шкафу, на подоконнике и столе.
Много, очень много папок!
На стене в рамках многочисленные Похвальные грамоты, Благодарственные письма.
Александр Иванович, уже не молодой человек, встретил доброжелательно.
Бывают редкие люди, и после нескольких минут общения, почувствуешь, как дуновение первого весеннего ветерка, благорасположение собеседника. И станет сразу  уютно, спокойно.
Хозяин кабинета задал мне единственный вопрос: «Где проходила армейская служба?».
- В Средней Азии, в Туркмении, в Кизил –Арвате, Казанджике – отвечаю.
И услышал от Александра Ивановича целую лекцию – о гордых и выносливых туркменах. о знаменитых ахалтекинских скакунах, о жестоких басмачах, о штурме крепости Геок –Тепе войсками русского царя, о «белом» генерале МД Скобелеве, об уваровцах, изыскателях трассы Каракумского канала…
Я был удивлён и сразу покорён собеседником. За два с половиной года службы в этих суровых краях, никто и никогда, ни один офицер не вдавался в историю края.
И я к стыду, не проявил интереса к былой жизни гордых и воинственных   людей  пустынного, экзотического края…
В следующий раз Александр Иванович с азартом рассказывал мне о возникновении моего родного посёлка Прогресс, называл фамилии братьев Евдокимовых Сергея Степановича  и Афанасия Степановича , основателях посёлка, ещё живых тогда моих соседях.
И  осознавал, маленький кабинетик его расширялся до огромных размеров. Казалось, он вмещает многовековую историю  нашей огромной державы.
Здесь можно было встретить самых разных людей: первых комсомольцев Инкина Ивана Ивановича,  Пашкова Александра Ивановича, живого ещё тогда одного из первых коммунистов Чарыкова Андрея Васильевича,  Покалюхина Михаила Ивановича, Тарабрина Ивана Леонтьевича, нашего прославленного адмирала Измайлова Фёдора Дмитриевича, министра Данилова Александра Ивановича, журналиста, писателя Илёшина Бориса Ивановича.
Люди уважали  краеведа, историка Акиндинова, дорожили общением  с ним. Не мало наших земляков, пребывая в отпуске в Уварове, стремились посетить Александра Ивановича. А нередко, передать документы, свои воспоминания.  Засвидетельствовать ему своё почтение.
Мои воспоминания спустя десятилетия, как страницы книги жизни, которые перелистывает буйный ветер. Одно памятное воспоминание, один эпизод встречи с Александром Ивановичем, спешат сменить  друг друга.
Любил Александр Иванович встречаться с молодёжью, ценил эти встречи и не помню, чтобы он отказался от встречи, к примеру, с работниками  милиции, учащимися, трудовым коллективом. С удовольствием рассказывал о новых добытых, «откопанных» им в архивах исторических, героических событиях, о славных земляках.
Бывая в отделе милиции, где я уже служил, настойчиво призывал создать в отделе комнату – музей.
Убеждён, это по призыву, настойчивой просьбе Александра Ивановича другой не равнодушный человек Тарабрин Иван Леонтьевич, будучи начальником Уваровского отдела милиции, нашёл возможность, а главное желание, и опросил, записал воспоминания  десятков людей –свидетелей трагических событий в борьбе уваровской милиции с антоновцами.
 Больше десятка сотрудников погибло в те трагические дни. Были зарублены, утоплены в проруби, заживо сожжены в риге, повешены…
В конце своей жизни Иван Леонтьевич вручил мне эту папку, с наказом беречь, хранить и использовать для сохранения памяти о том суровом времени.
Потом на основе этих исторических материалов был создан по совету Акиндинова стенд, рассказывающий о героизме уваровской млиции, позже памятная стела у входа в отдел…
Генератором этих идей, поступков был Александр Иванович. Умел он увлекать людей на краеведческие поиски, на сохранение памяти о славных людях.
К сожалению, время и равнодушие людей многое безвозвратно поглотило.
Однажды в отдел из УВД прибыл полковник Трухачёв Александр Филлипович, добрый, интеллигентный человек. В беседе настойчиво  пожелал видеть материалы, на основании которых создан стенд, стела.
Вручил ему папку Тарабрина ИЛ, предоставил выступления Акиндинова АИ в печати, предложил ему  встречу с уваровским краеведом.
Папку полковник забрал для музея УВД и она исчезла. Мои попытки отыскать её оказались безрезультатными.
Не сберёг я бесценную папку!
Потом равнодушные люди погубили и стенд с историческими сообщениями, безжалостно снесли и стелу.
Теперь уже мало людей знает, кто  и за  какие подвиги занесены  на памятную доску при входе в здание отдела.
Вот так «не горят рукописи»!...
«Ничто не шевельнёт потухшие сердца,/в священном ужасе толпа не содрогнётся,/ и на последний крик певца ничто, никто не отзовётся».
Знал, о чём писал полтора века назад русский поэт, писатель, философ, проживший большую часть своей жизни в Париже, ДС Мережковский…
Александр Иванович был мягким человеком, но в интересах дела мог быть требовательным, настойчивым.
Вспоминаю, как он  неоднократно, с звенящей ноткой в голосе требовал ускорить изготовление, установки памятной доски при входе в отдел о пребывании Котовского Григория Ивановича в Уварове во время борьбы с антоновцами .
Как светилось его лицо при торжественном открытии стелы…
Помнится, редко, когда Александр Иванович не выступил бы на активе, собрании в городском комитете партии при обсуждении  улучшения патриотического воспитания молодёжи. Его  всегда с интересом слушали. Он всегда открывал новее имена, важные исторические события на уваровской земле. Вносил деловые предложения. В который раз призывал к созданию городского исторического музея. Люди внимательно слушали.
Краевед  Акиндинов часто выступал с интересными сообщениями на работавшем тогда уваровском радио…
Всегда с интересом рассматривал с его позволения переписку Александра Ивановича с архивами, учёными - историками, известными людьми. Получал он письма из Швейцарии, Франции, США, Польши, Чехословакии и даже Бразилии.
В 1967 году советский народ готовился торжественно отметить 50 летие становления советской власти . Без преувеличения, Александр Иванович открыл целый огромный исторический пласт истории Уварова.. Он первый описал зарождение советской власти в нашем крае.
К этому времени Александр Иванович работал председателем Уваровского районного совета общества охраны памятников истории и культуры, оставив пост председателя районной организации общества «Знание». Его он возглавлял с 1953 по 1966 год.
Все эти годы он работал на общественных началах.
Был он удивительно бескорыстным человеком!
Занимался он любимым делом, считал его самым важным и нужным.
Всюду он оставался в первую очередь краеведом, историком, журналистом. Считал эту работу главным смыслом своей жизни.
В представлении на присвоение звания «Почётный гражданин города Уварово»  работники нашего архива пишут: «Главным увлечением Александра Ивановича было краеведение. Он свято верил: прошлое надо знать и изучать, оно не должно  кануть в лету. Член Союза журналистов СССР, Александр Иванович опубликовал в уваровской газете «Коммунар» и « Заря коммунизма» почти сто(!) краеведческих страниц – своеобразную летопись революционной, боевой и трудовой славы наших предков, очерки и зарисовки о знатных земляках».
Многолетней, постоянной мечтой Александра Ивановича было создание в городе музея.
По сути дела, музей уже был. Многолетним старанием его был накоплен огромный исторический, краеведческий материал – папки с документами, статьи из газет, фотографии, вещи.
Для горожан музей уже жил полнокровной жизнью. Они несли сюда памятные, исторические вещи, свои письменные воспоминания, грамоты, награды, фотографии.
Не было помещения, а музей уже  делал своё благородное дело. Служил людям.
Не раз слышал от Александра Ивановича: «Строится новый, современный город. Растёт крупнейший завод. Со всех краёв страны едут люди. Будет авиационное сообщение с Москвой. Железную дорогу переведут на электрическую тягу. Откроют филиал института. Возможно, театр построят…
Разве может жить молодой город без музея? Нет! Такого не может быть!...».
В конце 1966 года, накануне 50 летия советской власти районный Совет депутатов  объявил о создании музея.
Александр Иванович воспрянул духом. Очевидно, только ему, да его семье известно, скольких сил потребовалось, чтобы «выбить» хотя бы какое – то помещение для родившегося музея.
Нет, никто не отказывал ему: « Надо подождать! Есть в городе дела поважнее!»
Вечная у нас «расстановка приоритетов!».
В конце 70-х годов, очевидно, к 60 летию революции, решил Александр Иванович строить здание музея, как тогда говорили, хозяйственным способом, с миру по нитке.
Убедил тогдашнего начальника милиции Игнатова Сергея Васильевича в
Ленинский субботник коллективу милиции отработать два дня на закладке фундамента музея.
Заложили фундамент, пусть и не сразу, выросло здание и поселился …магазин…
«Первый директор музея, работая на общественных началах, Александр Иванович собрал в нём около 7 тысяч экспонатов – бесценное богатство. Он с трепетом относился к каждому экспонату музейного фонда» - не могу не согласиться с утверждением сотрудников Уваровского архива. Точно так!
Александр Иванович был удивительно скромным, бескорыстным человеком. Другой, «пробивной», несомненно, хотя бы мизерную зарплату себе выбил…
Есть все основания Акиндинова АИ назвать писателем – историком.
Он создал бесценные исторические, основанные на документах, воспоминаниях участников, ставшие теперь  библиографическою редкостью, книги: «Становление Советской власти в Уварове» , «Уварово в период гражданской войны 1918 – 1921 годы», «История Уваровской комсомольской организации», «Уваровская  партийная организация и три Программы партии», « Революционным бурям навстречу ( к 90 – летию со дня рождения ГА Усиевича)», « Героические подвиги уваровцев в Великой отечественной войне», « Рабочий посёлок Уварово».
В соавторстве с преподавателем  Тамбовского пединститута МК Снытко Акиндинов написал и издал в Воронеже в 1969 году книгу «Город Уварово».
Книга содержит сведения о становлении советской власти в Уварове, о первых поселенцах на реке Вороне,  глубокой старине, известных людях.
Как говорят историки, Александр Иванович «ввёл в исторический оборот» первых руководителей советской власти в нашей волости Ф. Богачёва, М.Л.Кабаргина, ИС Попова. АВ Чарыкова ,  Мыльцина, Солнцева, СА Румянцева.
Поразительна и удивительна скрупулёзность в изучении исторической личности. Он никогда не ограничивается архивной справкой, отыскивает родословные корни своего героя,   родственников, вступает в переписку с детьми, потомками.
В материалах Александра Ивановича можно найти воспоминания  жены Попова Ивана Спиридоновича, дочери Степана Андреевича Румянцева, сестры Мирона Леонтьевича Кабаргина,  брата Андрея Васильевича Чарыкова  Якова Васильевича…
Титанический и бесценный  труд! Оценён ли он потомками по достоинству?.
А ещё Александр Иванович упорно, настойчиво, скрупулёзно открывал для любознательных потомков имена писателя ШиряеваПА ( добился присвоения его имени улице нашего города), художника ВД Поленова, генерала Воейкова АВ, разных былых помещиков, предпринимателей земли уваровской.
Мечтал открыть музей художника в Красном Знамени. Написал интересный, душевный очерк «Поленовы в Ольшанке».
Круг интересов Александра Ивановича, кажется, был неохватным. Его всё интересовало.
Трудно представить нам, сколько писем он написал, направил запросов в архивы, частным лицам, в институты, учёным, писателям, родственникам героев своих статей, произведений.
Невозможно переоценить вклад Акиндинова Александра Ивановича в сборе первых материалов о пребывании в Ивановке великого русского композитора Рахманинова СВ.
Надо справедливо отметить, с благодарностью сказать : Акиндинов АИ стоял у истоков признания величия и необходимости сохранения памяти нашего великого человека!
В те дальние годы делать это было нелегко и не безопасно. Рахманинов СВ в умах многих уваровцев,  и не только, всё ещё оставался эмигрантом, не признавшим Октябрь.
Помню, как Александр Иванович показывал с радостью, гордостью свою переписку с родственниками, советскими и зарубежными почитателями таланта композитора.
Александр Иванович обладал непревзойдённым талантом находить единомышленников, соратников в добром деле.
В том же благородном деле возрождения памяти Сергея Васильевича его соратниками стали секретарь Уваровского райкома партии  ВА Поротиков , талантливый журналист «Тамбовской правды»И.Овсянников,  журнлисты С.Голованов, Д. Калашников,А.Белкин, музыковед Н.Емельнова. редакторы уваровской газеты Е. Голошумов , Е Ломакин,  «известинец» Б.Илёшин…
Александр Иванович использовал каждую возможность для продвижения, воплощения в жизнь создания музея в Ивановке – газеты, радио, самые разные совещания. Призывал в своих лекциях  по линии общества «Знание».
Вряд ли кто теперь скажет, сколько он прочитал лекций. Много!
«Авторитет  Александра Ивановича был высок, его мысли всегда светлы и точны, его мнение ценили люди» - справедливо утверждают уваровские архивисты.
Добавлю от себя – мысли и дела добры! У него не было врагов. Он умел прощать людям глупость, озлобленность, зависть…
Краеведческие, исторические, архивные материалы добытые Александром Ивановичем послужили основанием создания мемориала воинам Великой Отечественной войны в городе Уварове.
Он собрал подробный материал на каждого Героя Советского Союза нашего земляка. Подробно записал свои беседы с ещё тогда живыми героями. С каждым он встретился лично.
В газете «Заря Коммунизма» в Тамбовском архиве обнаружил душевное письмо Александру Ивановичу матери Героя, нашего земляка, лётчика Попова Андрея Ивановича…
Акиндинов Александр Иванович умер летом 1984 года.
Только после смерти выдающегося человека приняты решения об увековечивании его памяти: в мае 1991 года его имя присвоено улице нашего города, в 2001 году посмертно присвоено звание «Почётный гражданин города Уварово».
При жизни  не удосужились присвоить ему  звание « Заслуженный работник культуры», которого он достоин, как никто другой.
Уверен, убеждён, нет моего преувеличения, когда пишу о наследии краеведа, журналиста, писателя, историка Акиндинова Александра Ивановича.
Он сделал, исполнил с честью своё патриотическое дело всей своей жизни.
Сумеем ли мы сохранить, сберечь, развить и достойно  продолжить его славное дело?
Мне созвучны стихи современной нашей поэтессы Натальи Татаринцевой, в них есть надежда: «Пока я здесь и ныне./И мечтаю, от себя тая,/ что потомки вспомнят моё имя,/что не сгинет летопись моя».
Это повседневная была мечта Александра Ивановича, как и любого творческого человека.
С продолжателями доброго, трудного, хлопотного музейного дела у нас  большие опасения.
Равнодушный человек в месяц погубит дело, над созданием которого увлечённый человек работал всю свою жизнь.
Найдётся ли у нас желание помочь, оценить и всенародно сказать «спасибо» его последователям, преемникам?
А они есть в Уварово  - Сахаров ВИ, Кириллов ГВ, руководители и создатели школьных музеев.
Первейшим  и реальным делом сбережения наследия АИ Акиндинова было бы создание, выделения, приобретения достойного помещения для музея, которое стало бы памятником Александру Ивановичу и моральным возвеличиванием города.
Вспоминая теперь удивительного человека, Акиндинова Александра Ивановича, вспоминаю и другого Человека из народа Алексея Максимовича Горького и его «Песню о Соколе»:
«Пускай ты умер!...Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь примером, призывом гордым к свободе, к свету!...
Безумству храбрых поём мы песню!».
Всю свою жизнь Александр Иванович пел песню, возвеличивал Соколов нашей жизни!
Декабрь 2018 года


Рецензии