Нечеловеческая сила земное сбросила с земли

В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
..
(Александр Кочетков "Баллада о прокуренном вагоне")

Две недели в соц.сетях общественность бурлила вокруг "прокурорского" выступления Юлии Меньшовой о Марине Цветаевой в программе "Живая жизнь" Первого канала (16.03.19).
ТВ-портрет поэта Серебряного века был расписан дёгтем сверху-вниз, вдоль и поперёк.  Цветаева в красках Меньшовой - экзальтированная куртизанка, мать-кукушка, детоубийца, жена-мегера и недоучка-истеричка. Не плюнул в её имя только ленивый. Монолог артистичной ведущей был построен на неизвестно каких источниках и напомнил одновременно церковные  пляски "пуси-райт", "Встать, суд идёт!" и анекдот "моё дело сказать, а вы решайте".

Инет молниеносно растащил "цветаевский бенефис" Ю.Меньшовой по всем углам. Популярнее в новостях был только Путин.
Очарованные сочным эфирным "разоблачением" забрасывали Цветаеву булыжной мостовой. Немногочисленные просвещённые одиночки оказывали сопротивление этой "фальшивке". Сила ТВ-искусства выиграла битву, инет наполнился мнениями и заявлениями а ля "Цветаеву геть! Серебряку на гуляку!". Одни бурлили -"Ах вот она дрянь какая! Проститутка, мать-убийца!", другие интеллигентно негодовали ложными, передёрнытыми, вырванными из контекста фактами биографии и пошлятиной "вроде образованной" актрисы.

Прозорливая Цветаева и тут оказалась права - «Когда меня любят — удивляюсь, когда не любят — удивляюсь, но более всего удивляюсь, когда ко мне равнодушны».
Государственный Дом-музей Марины Цветаевой наблюдал эту драку, как Наполеон на  барабане, стратегически хладнокровно. Оскорблённый созданным в эфире лжеобразом поэта, музей принял грамотное рефери-решение - сказал "брейк!", организовав у себя живой разговор "мифы над именем поэта". 30 марта мемориальный дом Поэта и его высококвалифицированные научно-просветительские обитатели назначили встречу.
Побывала.
Собрался полный зал. Со сцены на собравшихся "цветоводов" смотрел  портрет Цветаевой. Поэты, биографы, искусствоведы, журналисты, экскурсоводы - основная публика, но были и "гости сада" - прохожие, заинтригованные эфиром и анонсом музея, пришли познакомиться с "чудо-автором, чудо-поэзии".
 
Опровержения от музея эфирным оговорщикам "Первого канала" прозвучали невнятным бормотанием.
 
Послушали, повозмущались, поопрвергали, в глаза М.Ц. посмотрели и по домам.
Где бы мы сейчас были, если бы за Сталинград, так же, постояли, посидели, поговорили и .. разошлись. 
Разочарована.
«Баллада о прокуренном вагоне» - послевкусье встречи.

***

Скажем прямо, разговор у музея с прибежавшими на ЧС "спасателями" не получился, от музея, хранителей "жизни и творчества" Поэта ждали большего.
Опровержение, "разрушение мифов" возмутительного эфира в стоместном зале - слону дробина, причём, мимо цели. ТВ-"спекулянты", как в том анекдоте, на войну не явились, на "приближение к чуду" и "развенчание мифов" приглашены не были. Собравшиеся "знатоки" в перевербовке не нуждались, а непосвящённые непросвещёнными и остались, для знакомства с поэтом нужен другой формат, формат  экскурсии. 

Как тушить пожар в умах, как сокращать радиус поражения и последствия разрушительной силы скандального эфира, не обсуждалось.
Центральный цветаевский музей, в лице молодого директора, определил широкомасштабную провокацию и фальсификацию биографии своего мемориального героя как "запутанный клубок", а свою роль - его "распутывание" в камерном зале.
"Читайте дневники и стихи .." - совет музея, иммунная вакцина, подаренная цветаевским домом. Совет идеальный, но как адвокатский ответ публичному "суду" ТВ-канала, слабоват.
Однако, ст.научный сотрудник музея Г.А.Данильева в своём выступлении очень точно отметила широту проблемы - она не локальная, это "Дамоклов меч" над всей нашей культурой. Именно поэтому о проблеме надо говорить и писать, её надо решать. А то проснёмся однажды под "А гимн то наш писал заика-ловелас и дети у него такие же.." или "Алигер - одесская жидовка, провалившая институтские экзамены.." И всё! И до свидания "Россия великая наша держава.." и здравствуй "Живи спокойно, страна.." Кто же знает, с какими фантазиями и с чьими семейными альбомами завтра будут кофе пить на ТВ-эфире.
На чём будем воспитывать патриотизм у памятника Зои в Петрищево?
На эфирах Ю.Меньшовой и сорванных ею музейных замках?

Известно, что художника обидеть может каждый, но Русская культура, её признанное представительство - это наше всё, наша ментальная идентичность, с неё начинается наша Родина, которую мы должны защищать!
Если бы подобное случилось с охраняемой памятью персоны Центрального музея Вооружённых Сил, то вся страна накрылась бы предупредительным оборонительным  залповым огнём, и на ТВ был бы введён комендантский час.
Для атаки выбрали самых беззащитных, самых "перламутровых", самых сиротских. Музей - не родственник, в суд не пойдёт. Искусствоведы и поэты - народ интеллигентный, тихий, кулаком не стучащий, от весенних ароматов в обморок падающий. "Панфиловцы" из них слабенькие.
Защита и безопасность культуры - дело государства.
   
"Развенчание стереотипов" крупнейшего российского ТВ-канала с эфиром на сотни стран мира, в камерном зале музея - неэффективная мера.
"Первый канал" - это та эфирная высота и частота, которая транслирует голос России  на весь русский и нерусский мир.  На Родине это тот исторический тв-канал, которому народ привык доверять, на котором страна полвека смотрит программу "ВРЕМЯ". Первее первого нет. Ответственность за эфир должна быть колоссальной.
Ведь не в Цветаевой дело, а дело в тенденции, системном  недопонимании границ свободы слова. Соблюдение исторической точности и политкорректности никто не отменял.
Сегодня Первый, а завтра второй и десятый. Сегодня Цветаева, Есенин, Симонов, а завтра Маяковский, Твардовский, Алигер, Лермонтов и Пушкин? А послезавтра Иисус  из Назарета и все его библейские родственники?

Необходимость контрдействий и сатисфакций продиктована ответами на эти стратегические вопросы и обеспечением безопасности отечественной культуры. Свобода творчества и аполитичная анархия, это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Если игнорировать разрушающую культуру закономерность, мы рискуем быть обескровленными и завоёванными изнутри.

Для кинопроката "пропуск" выписывает Минкульт, а для эфиров ТВ кто? С кого спрос?
Подобные СМИ-провокации - не что иное, как формы информационной войны с радиационной степенью поражения. Такие "вбросы" медленно, но верно разрушают культуру. Проще изъять пулю из тела, чем забитый в мозг идейный гвоздь. 
Цветаева - часть списка  антикультурной атаки. Не с неё он начат и не ею закончится, если не сказать "СТОП!".
Об этом  надо думать, позволяя фривольно "трепаться" о представителях национальной литературы, "гордости великоросской". И конечно, не только музейщикам, первыми принимающими удар, а и федеральным советам, комитетам и ведомствам по культуре, её законодательным защитникам.
Необходимы форматные встречи и договорённости, с целью пресечь публичные вольные прочтения  истории, меняющие своей подачей суть событий. Необходим партнёрский диалог для правильного понимания форматов ретрансляции истории/культуры в массы.  Публичные трибуны, распространяющие сфабрикованные факты, становятся соучастниками лжесвидетельства.

Сочли же необходимым защищать реноме гос.чиновников на законных основаниях, а признанные представители Русской культуры менее значимы? 
Все мы патриоты и культурное небо Родины у нас одно на всех. Его чистота и безопасность наша общая задача. Не ожидала, что потребуется "С-300" на чужих, среди своих. Жизнь показывает - система ПВО в культ-небе нужна.
Раньше "системой ПВО" в СМИ были высоко образованные редакторские советы и продуманная система подготовки эфирных материалов. Сейчас весь этот профессионализм обозвали "совковой цензурой", свободолюбиво  упразднили, удемократились, выплеснув вместе с водой и ребёнка.

Литфонд не для того открыл в 2000 году цветаевские архивы, чтобы эфирной «фальшивкой» прихлопнуть к ним интерес, а вместе с ним и интерес к Серебряному веку - значимой эпохе отечественной культуры, той части истории государства, которая подарила нашей стране прогрессивное развитие всех видов искусств - театра, кино, живописи, литературы.

Марина Цветаева - часть национальной культуры, государственной образовательной и просветительской политики России.
Марина Цветаева - мемориальная персона восьми государственных музеев.
Марину Цветаеву читает весь мир, она переведена на все языки, сегодня она самый читаемый русский поэт.
Марина Цветаева - часть жизни Русского Мира и предмет культурных отношений между народами. Как после "бульварного трёпа" главного российского ТВ-эфира работать Россотрудничеству? Организовывать выставки, концерты, конкурсы на цветаевскую  тему? Собирать "обработанных эфирными маслами" парижан и пражан в гостиной на Борисоглебском?..
Творчество Марины Цветаевой - тема театральных, библиотечных, форумных, конкурсных, фестивальных отечественных и международных проектов. Как теперь "развенчивать стереотипы" соотечественникам от Владивостока до Калининграда? Кто и как "раскодирует" родительский мозг, обеспокоенный увлечением школьника поэзией "дрянной матери"?.. А "домино" уже посыпалось, Рунет наполняется "раньше я её читала, а теперь ненавижу!"
 
Текст поста, опубликованный музеем на своих официальных соц.ресурсах, директор флагманского цветаевского государственного мемориального музея считает достаточным официальным ответом.
С таким узким "поэтическим ответом" не согласились представители филиалов и другие специалисты, участники встречи. Перекреститься цветаевскими строками, подставляя щёки - не ответ государственного учреждения культуры на системный произвол. Нужна эффективная реакция, необходимы приостановительные и профилактические меры.
Возникшая обеспокоенность в обществе – предмет внимания федерального руководства Культуры РФ. Необходима вдумчивая оценка произошедшего, его возможных последствий, а также принятие предупредительных мер для защиты чести исторически значимых личностей отечественной истории и национальной культуры в целом.

Расходились с тревогой за легальность антикультуры на ТВ и надеждой, что команде государственного  музея М.Цветаевой и др. специалистам сферы культуры будет предоставлена сомасштабная эфирная возможность в защиту своей мемориальной персоны и встречных заявлений в защиту интересов национальной культурно-просветительской политики в целом.
На этой аккордной ноте и расстались. 

Прощаясь в этот вечер с "моим волшебным домом" на Борисоглебском, подойти к бронзовой Марине не смогла.. Не подпустила к себе её склонённая голова. 

***
"Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами..
- Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы.."


Рецензии