Сквозь годы 90

                Мой друг Дон Кихот. Эссе. Глава 12.

     ...Сложный и тернистый путь актёрства - от преследований властями и церковью до занятия особого положения в обществе. Актёры в современной России возомнили себя почти героями, властелинами чувств и мыслей, повелителями душ, руководителями поступков людей; они позволяют себе делать громкие заявления, высказывают суждения о деятельности властей предержащих...

     И дело не только в дешёвом пиаре, хотя и это есть. Всё идёт со времён Шекспира, когда на авансцену его пьес выходит ШУТ.
     Лицедею, фигляру, ШУТУ доверялось то, что никому не позволено: обличать, осмеивать, наставлять. Как произнёс Гамлет, актёры - "обзор и краткие летописи века".
    Актёры-образы превращаются почти в национальных кумиров, хотя, как личности, в массе своей не представляют никакой значимости - на них работают талантливые писатели, вкладывая в их уста МЫСЛИ, которые они ОЗВУЧИВАЮТ... При этом все понимают, кроме самих актёров(?), что их жизнь - иллюзия, даруемая экраном или театром... Говорить же о их поведении в быту просто нет желания - они выставляют себя на продажу и по-мещански гордятся этим, ПРЕЗИРАЯ людей-зрителей...

     Вспомним монолог героини романа С. Моэма "Театр" Джулии: "Лишь мы, артисты, реальны в этом мире. Все люди - наше сырьё. Мы вносим смысл в их существование. Берём их глупые мелкие чувства и преобразуем их в произведение искусства, мы создаём из них красоту... Они инструменты, на которых мы играем, а для чего нужен инструмент, если на нём некому играть?.. Только мы существуем. Они тени, мы вкладываем в них телесное содержание..."  Актёры берут на себя функции Бога...

     ...Я. Э. Голосовкер остроумно заметил, что артист живёт внутри каждого из нас: "Мы о нём знаем и в то же время не знаем, мы о нём помним и в же время забываем... Мы разыгрываем не только других, но и самих себя, так как этот артист не рефлексирует по поводу нашего внутреннего спектакля..."
     Человек РАЗЫГРЫВАЕТ спектакль даже с собственной совестью... или с тем, что в нынешние времена гримируется под совесть...

     Общаясь с людьми, мы ловим себя на том, что ведём себя так же, как в день знакомства. И не можем избавиться от этой, взятой однажды на себя роли, хотя она тяготит нас, не свойственна нашему внутреннему самочувствованию... Но...но мы несём на себе бремя удовольствия от своей роли, узнавая в ней себя, многих, подразумевая, что МОЖЕМ играть и других. Наслаждаемся реальным или потенциальным лицедейством.

     Человеку свойственно вживаться в платье, которое он носит. История гоголевского Акакия Акакиевича - история человека, погибшего из-за зависимости от одежды. Или другой гоголевский герой, потерявший Нос. Нос - не фрагмент лица, он - главная часть МАСКИ лица, без него эта маска не соответствует себе, её можно выбросить. Утративший нос утрачивает "лицо".Так маска-нос съела человека и зажила собственной жизнью...

                Продолжение следует...


      


 


Рецензии