Богатые и бедные в русской деревне

    Современные либералы хотят убедить нас в том, что в старой России всё было прекрасно: и бедных не было, и голод не гулял по губерниям, и высшая власть была высокоморальной. Всё плохое началось в семнадцатом году. Одни, наивные и малообразованные верят в это. Другие, зная, что всё было не так, поддерживают эти  настроения. Строится царство лжи.  Вот и я встретился в инете с такими рыцарями «белой идеи». И до того невежество этих паладинов благополучной старины бросалось в глаза, что захотелось мне ответить им, в частности, о жизни деревни. В ней, по их мнению, беден был только тот, кто не хотел работать, был ленив и нелядящ. Были и такие, и всякие. И община, «мир», как тогда говорили, не была такой уж монолитной. В ней были разные люди.
Как человек, воспитанный на классической литературе, я знал, как изображали деревню писатели прошлого, реалисты до мозга костей. Напомню «Деревню», «Суходол», «Антоновские яблоки» И. Бунина, рассказы и повести писателей-народников Слепцова, Решетникова, Новодворского, Засодимского, чуть позже И. Вольнова. На сострадании простому народу была замешана вообще вся литература «кающихся дворян» и революционеров-народников. Земельный вопрос был самым насущным и острым для русской деревни. И вот что мне хочется ответить сторонникам идиллической картины дореволюционной России. Что грамотность была невысокой, что диких обычаев и предрассудков было в избытке, а бедность была явлением обыкновенным. Причин расслоения деревни на бедных и богатых много. Всё не так просто. Слово "кулак появилось ещё в дореформенной деревне и означало крепкий, прижимистый, даже жестокий справный мужик. Слово это встречается ещё у И. С. Тургенева. Кулаками были старосты, управляющие, всякие маленькие начальники из крестьянской среды. У них накапливался стартовый капитал для зажиточности. Они начинали торговать излишками зерна, особенно, в голодные годы. А неурожаи случались раз, а то и два в несколько лет. Бедные хозяйства подкашивались, богатые наживались. В общине, конечно, существовала взаимопомощь: землю делили на сходках по жребию. Но у богатых были способы вытянуть счастливый жребий: подкупить "мир", подпоить и т. д. Одним попадал плодородный надел, другим - песок да глина. К тому же землю давали по душам (мужским). а если в семье семь девок, жена и один кормилец, понятно, сколько земли выпадало на долю беднякам. Так что, дело не том, что одни были работящие, а другие лентяи. Голод заставит работать кого угодно. А тут ещё недоимки, налоги, подати. впору корову или лошадь со двора сводить. В голодный год снимали солому с крыш, чтобы прокормить скотину. А если крыша прогнила, нужен был лес, чтобы её покрыть. А если местность была безлесная, надо было платить втридорога. Да платить помощникам. Крыли мхом, соломой. Железные крыши были только у помещиков, и то до реформы, когда  они были достаточно богатыми землевладельцами. А бедному приходилось идти в батраки или подаваться в попрошайки, чтобы не умереть с голоду. От отчаяния бедняк запивал. и совсем разорялся. А тут ещё, не дай бог, болезни, опять плати. Бери в долг, попадай в кабалу и т. д.  Один старый крестьянин из Смоленской губернии рассказывал, как его отцу попал маленький  земельный участок на две души. Его опашут со всех сторон - он и поползёт. Весь гумус уйдёт. А если пожар, что не редкость в деревне, на какие шиши строиться? Так что, причин для бедности в деревне было хоть отбавляй.
А «холодные почвы», нехватка пригодных для пахоты земель, корчевание леса, засухи, низкие урожаи.  Стон стоял по всей северной России, на девяносто процентов состоящей из крестьян: «Земли! Земли»!  Отсюда настроения недовольства, скрытой и явной готовности к бунтам и мятежам, к анархии. Подпольные организации «Земля и воля», «Чёрный передел». Отмена общинной  зависимости в 1909 году Столыпиным только усилила расслоение, отток в города, образование пролетариата и приблизила революции 1905 и 17–го года.


Рецензии