Бережливое производство

Генеральный директор сообщил нам о введении в штатное расписание нового подразделения: Лаборатория бережливого производства; и своего очередного заместителя: Директора по бережливому производству. И попросил:
- Антон Павлович, представьтесь нашей команде.

К столу Генерального директора подошел молодой парень, и немного волнуясь, сказал:
- Антон Павлович Власов, мне двадцать четыре года, окончил МГУ, работал в одном НИИ Саранска, затем курсы повышения квалификации. Разместил резюме в интернете и получил приглашение приехать работать на Ваш завод. Готов ответить на ваши вопросы.
- Получается, что нынешнее производство у нас не бережливое? – спросил начальник пятого цеха, известный своим острым языком.
- Пока не знаю, мне и моей команде надо провести исследования, а через три месяца я смогу ответить на Ваш вопрос, - ответил Антон Павлович.
- А как Вас занесло в Саранск после МГУ? – спросил начальник ОТиЗ.
- МГУ – это Мордовский Государственный Университет, - ответил Антон Павлович под хохот в зале.
- Когда надо вывести в ремонт подстанцию в цехе, я обращаюсь к Директору по производству, - начал я, - а по каким вопросам я должен обращаться к Вам? Я Главный энергетик.
- По вопросам производительности труда, оптимизации численности работников, изменение условий труда, - ответил Антон Павлович.
- Я правильно понимаю, что Вы будете заниматься эргономикой?
- И ей тоже.
- А ОТиЗ перестанет оптимизировать число работников?
- Нет, мы будем это делать совместно: наш специалист и ОТиЗ.
- Значит, у нас еще и бережливый ОТиЗ появится? – спросил Главный механик и все засмеялись.
- Так, успокоились! – крикнул Генеральный директор, - дело новое. Что-то покажется диковинным, но на Западе этим занимаются. Значит, польза от этого есть. Я уверен, что мы все поможем Антону Павловичу в его начинаниях.

К себе я возвращался с нехорошими предчувствиями. Айтишники обещали мне в отдел четыре новых компьютера, но что-то мне подсказывало, что их отдадут Антону Падловичу, как я его окрестил. Так потом и вышло.

Месяц спустя мне позвонил начальник 27-го цеха:
- Срочно дуй ко мне в цех. Тут Гандон Подлович свою кодлу привел, они хотят оптимизировать расстановку станков. И будет тебе геморрой.

27-й цех был самым новым на заводе. В нем даже полы были покрыты полимерным покрытием, чтобы было меньше пыли. Площадь цеха использовалась на четверть, а остальная пустовала. В кабинете начальника цеха меня ввели в курс дела. Я растерялся от неожиданности. Береженцы предложили сдвинуть работающие станки поближе друг к другу.
- Зачем? – спросил я.
- Мы так рассчитали, - ответил девица в юбочном костюме, в туфельках, в очках и с планшетом в руках.
- А что это даст? – не унимался я.
- Главному энергетику ничего. Суммарная электрическая мощность установленного технологического оборудования не изменится. А шестнадцать светильников на потолке можно будет отключить, и это даст экономию электроэнергии.
- И сколько? – спросил я с сарказмом.
- Мы сами не можем подсчитать, и нам нужна ваша помощь, - ответила девица.
- Это через Главного инженера, у нас полно других дел, - ответил я.
- Да что тут сложного? Умножаете шестнадцать на мощность каждой лампочки и умножаете на цену единицы электроэнергии. Вот и все.
- Лихо! Вот Вы и сами все подсчитали, я-то Вам зачем?
- Вы эксперт. И подписанный Вами расчет будет документом.
- Ладно, саботажем заниматься не буду. Записывайте. Для расчета экономии надо еще на время умножить. Вы обратили внимание на трубы, торчащие из пола около каждого станка?
- Да.
- По ним идут провода к станку для подачи напряжения. Если станок сдвинуть, то проводов не хватит, и их надо будет наращивать. А если сдвинете далеко – придется заново перекладывать трубу. А это долбежка пола, а такую красоту портить не разрешат. Кроме того, если вы сдвинете станки, их будет трудно ремонтировать. Работать рядом с работающими станками ремонтники не будут. Значит, на время ремонта одного станка надо будет останавливать окружающие. А это потери. А зачем Вы это затеяли?
- Чтобы сократить время переноски детали от одного станка к другому. Ну и место высвободить.
- Зачем?
- В цехе скоро будут установлены еще станки.
- Какие? Их мощность? И почему я об этом ничего не знаю? Кто это решил?
- Директор по бережливому производству.
- А он уверен, что мощности цеховой трансформаторной подстанции хватит?
- Мы прикидывали, должно хватить.
- Покажите расчеты.
- Да их нет. Мы подсчитали, сейчас в цехе занято четверть общей площади, значит, мощность трансформаторов загружена на четверть. Вот мы и заставим оставшиеся три четверти оборудованием. И ваши трансформаторы будут загружены на полную мощность. Чего они прохлаждаются?
- Если бы Вас забросить в тыл к немцам, то война бы закончилась быстрее, - ответил я и беспомощно посмотрел на начальника цеха.
- Оскарыч, они полуавтоматы к окну хотят поставить, а контейнеры краном выдергивать над головами работающих станочников.
- Окна большие, кран не достает до окон, - съязвил я.
- Господа! Вмешалась девица, - я призываю вас к конструктивному диалогу! Мы все делаем одно дело! Мы одна команда! Что вам не нравится?
- Когда два трансформатора работают параллельно, их загружают на 70% каждый. Итого 60% минус. Мощность станков и занимаемая площадь – не есть константа. Поставите закалочные электропечи, и капут трансформаторам. А площадь у них небольшая. Это не так делается! Технологи рисуют планировку с параметрами оборудования. А потом отдают нам, и мы считаем. Если там есть мощный точечный однофазный кондуктор, то при его срабатывании отваливаются все магнитные пускатели. Да и воды ему понадобится много.
- Ну, с водой здесь все нормально, - подавленно сказала девица, - я проверяла.
- Это на попить, руки помыть и в туалет сходить нормально. А на охлаждение не хватит. Дайте Вашу новую планировку на существующие станки. Вот видите, контейнеры для полуавтоматов стоят вдоль окон, а тележка мостового крана туда не доедет. Как их таскать туда-сюда? Они очень тяжелые.
-  Вы говорили, что можно через окна?
- Я пошутил. Вы кто по образованию?
- Экономист.
- Возьмите в свою команду толкового технолога, ошибок меньше будет.
- Он у нас есть, недавно университет окончил. Технолог автоматизированного производства.
- Я сказал про толкового, с опытом работы лет в десять-пятнадцать.
- Так он старый, - неожиданно ответила девушка.
- А Вы его варить собираетесь?
- Нет, просто, в команде должны быть ровесники, чтобы атмосфера была соответствующая. Взаимопонимание.
- Ладно, делайте что хотите. Будет команда Главного инженера – выполним. А я работать пойду.

Некоторое время спустя ко мне в кабинет пришли Антон Падлович и девица. Я решил, что они по 27-у цеху и ошибся.
- Вы написали служебную записку и просите в штат отдела ввести должность заместителя Главного энергетика по ремонту. Зачем он Вам, у Вас же есть два заместителя: по электрической части и по теплу?
- Капитальный ремонт требует отрешения от всего остального. Чтобы составить дефектовку на ремонт котельной, с четырьмя котлами, оба зама проведут в ней неделю. Потом будут писать заявки на материалы, лазить по складам, организовывать тендеры. Потом они будут контролировать качество выполнения работ. Решать спорные вопросы и проблемы. А котельная не один объект, в каждом цехе летом идет подготовка к зиме, а это тоже вал проблем. И ими надо заниматься. Таким образом, летом я своих замов не увижу. Ведь энергетиков в цехах сократили, и бюро планово-предупредительного ремонта тоже. А замам надо летом в отпуск съездить. Это значит, что я буду их подменять. А если я на больничный уйду? А так, будет зам по ремонту, который будет всем этим заниматься.
- Мы взяли в ОТиЗе копию фотографии Вашего рабочего дня. Вы очень много думаете. Почти три часа в день. Как-то странно.
- А у Вас есть норматив времени на раздумья?
- Нет, но надо как-то разумно.
- Вот возьмем таблицу Менделеева. Над этой загадкой думали многие ученые, и намного дольше Менделеева, а повезло ему. Так бывает.
- Но ведь Вы можете думать и весь рабочий день?
- Не смогу, голова заболит.
- Нам поручено принять решение по поводу Вашей служебной записки.
- А визы Главного инженера, Технического директора, Директора по производству Вам ни о чем не говорят?
- Без моей визы Генеральный директор решение не примет.
- И какой будет Ваша виза?
- Вы меня не убедили. Такой должности на нашем предприятии никогда не было.
- Согласен, но было бюро ППР, а сейчас его нет.
- Раз его сократили, значит он не нужно.
- Конечно, ведь трансформаторная подстанция или станок с ЧПУ не самолет в воздухе. Сломается – не упадет! Верно?
- Отчасти, его же можно оперативно отремонтировать.
- Хорошо, будем оперативно ремонтировать. У Вас все?
-  Нет, у меня личная просьба. Юля передала мне суть Вашего с ней разговора в 27-м цехе. Признаю ошибку. Вы правы. Я принял к себе в лабораторию инженера – электрика, и он теперь будет заниматься электрическими расчетами. Но он только окончил институт. Вы бы не могли взять над ним шефство?
- А ТГВэшника Вы не взяли? Он ведь вентиляцию, отопление и водоснабжение считать не сможет. А раз Вы собрались заняться сбережением, то дойдете до энергетики.
- Простите, как называется специалист?
- ТГВ: теплогазоснабжение и вентиляция.
- Спасибо. Хорошо, что напомнили.  А у Вас есть наработки по энергосбережению?
- Есть, но денег на них не дают.
- А Вы отдайте их нам, а я попробую открыть финансирование.
- Давайте флэшку. У Вас все?
- Пока да, но я не прощаюсь.

Антон Падлович со своими упырями проник во все службы. И после каждого похода рождался бизнес-проект. Поначалу их читали, а потом перестали, поскольку денег на их реализацию у предприятия не было…


Рецензии