Четвёрка из 7 Б 33-34

 *   *   *

     Тем временем мальчишки и девчонки, подсвечивая себе фонариками, продвигались по подземному коридору. Он оставался такой же ширины и высоты, только чем дальше уходили дети от входа, тем более спёртым становился воздух.
     Ребята прошли уже около полукилометра, когда коридор неожиданно разделился на два ответвления. Друзья остановились.
- Ничего себе! – шёпотом сказал Артём.
- И куда дальше? – так же тихо спросила Лида.
     Ещё у входа ребята договорились говорить внутри только шёпотом, и то только если будет что-то серьёзное. Костя, как самый начитанный, сказал, что внизу надо будет беречь кислород и не создавать резкого колебания воздуха. «Знаете, как в горах можно вызвать лавину? Иногда достаточно просто громко чихнуть!»
     Сейчас посовещаться было просто необходимо. Мальчики и девочки внимательно осматривались в подземелье. Куда же в самом деле надо идти?
- Смотрите, ребята! – позвала Ксюша и показала на потолок.
- И что? – не поняла Лида. – Камни как камни… Такие же как и в том коридоре – грязные.
     Ксюша пояснила, что камни-то такие же, только на них не грязь, а копоть.
- В те времена у людей не было таких фонариков как у нас. И электричества не было, - сказала Ксюша.
- Представляешь, мы знаем! – глубокомысленно изрёк Артёмка.
     Но девочка не обиделась и пояснила, что, если как следует приглядеться, то можно заметить, что копоти на потолке в одном коридоре больше, чем в другом. Ребята последовали её совету и убедились, что она права.
- А ты молодец, Ксюш! – похвалил подружку Костя. – Получается, что по тому ответвлению ходили чаще, раз там камни более закопченные.
     Остальные согласились с ним. Ребята решили исследовать сначала именно этот коридор. Они опять замолчали и пошли вперёд.
     Идти пришлось не долго – буквально через пару минут поисковая команда оказалась в небольшом помещении, где все смогли собраться вместе и даже выпрямиться во весь рост. На этом продвижение закончилось – выход из этой подземной комнаты был только один, и они только что пришли оттуда.   
     Ребята потоптались немного, осмотрелись, а потом решили вернуться и исследовать второе ответвление.
    Теперь первым шёл Артём.
     Но в другом коридоре совершенно ничего интересного не нашлось. К тому же он оказался намного короче первого, и буквально метров через двадцать искатели уткнулись в тупик. Пришлось опять возвращаться к развилке. Посовещавшись, мальчики и девочки снова прошли по длинному коридору и, оказались в непонятной комнатке. Они включили ещё два фонарика и стали осматривать всё более тщательно, буквально каждый сантиметр.
     На этот раз им повезло. На одной стене ребята нашли почти незаметное металлическое кольцо. Небольшого размера, почерневшее от времени, оно было накрепко вбито между камней почти под самым потолком. Чтобы достать до него, требовалось поднять руку вверх, а Лиде, которая была меньше всех ростом, пришлось встать на цыпочки.
     Друзья, чтобы беречь зарядку аккумуляторов, выключили три фонарика, и при свете одного оставшегося начали строить догадки – зачем здесь кольцо. Если на него раньше что-то вешалось, то что именно и зачем?
- Странно всё это, правда? – сказала Лида. – Два коридора, эта железяка…    
     А Костя задумчиво посмотрел вверх, потом подошёл к стене, где было кольцо, и стал её внимательно разглядывать. Он был выше всех, и ему было хорошо всё видно.
- Слушайте, а ведь это, по-моему, какой-то люк! – заявил он через некоторое время.
     Ребята подошли к нему. А Костя показал на камни и пояснил, что, если присмотреться, то везде камни выложены вплотную друг к другу, но без всякого порядка. Потом Костя провёл рукой, как будто очертил квадрат.
- А вот тут, смотрите, камни лежат ровно.
     Артёмка даже ещё один фонарик включил, чтобы было лучше видно. И точно! Если как следует присмотреться, то получался ровный квадрат, каждая сторона которого была около полуметра. А железное кольцо находилось наверху этого квадрата.
- Ребята, может быть нам лучше вернуться? – предложила Ксюша. – Даже если это и в самом деле люк, нам самим его не открыть. Да это и опасно, мало ли что там за ним находится?
- Вот ещё! – первой фыркнула Лида. – Мы уже почти всё нашли, и вдруг повернём назад! Ксюш, ты, что, боишься? Лично я ни за что не отступлю!
- Я не боюсь, я просто так спросила, - пожала плечами Ксюша. – Мне и самой очень интересно!
     Мальчики тоже не собирались отступать, и ребята стали прикидывать - как открыть эту потайную дверцу.

  *   *   *

     Приехав в Петушки, Сергей Владимирович увидел, что по дороге им навстречу идёт тот самый учитель, с которым они познакомились во время похода. Машина плавно остановилась с ним рядом.
     Михаил Александрович тоже узнал молодых коллег. Все поздоровались.
- Понравилось, видно, вам в наших местах! – улыбнулся пожилой учитель. – То ученики ваши стали приезжать, теперь, вот, вас встретил.
- Наши ребята? – заинтересовался Сергей Владимирович. – А где вы их видели?
- Да возле своего дома в прошлый выходной, - пояснил Михаил Александрович.
- А сегодня? Сегодня не видели? – спросила Екатерина Ивановна.
- Сегодня – нет. – Учитель пожал плечами. – А вот в прошлую…э-э… да, это точно была суббота, я встретил одного вашего мальчика. Он полный такой…
     Сергей Владимирович и Екатерина Ивановна переглянулись: «Пузякин». Михаил Александрович рассказал о встрече с Петькой, а потом спросил:
- А что, он и сегодня здесь у нас в селе гостит?
     Молодые педагоги снова переглянулись, а потом рассказали, что сегодня в Петушки приехали другие школьники. Их четверо – два мальчика и две девочки. И эти дети собираются искать здесь  какой-то клад.
      Михаил Александрович рассмеялся, и рассказал коллегам про то, что уже говорила Артёмке и его друзьям Лера. И про легенду о кладе, и про то, что не одно поколение школьников увлекалось в своё время этими поисками.   
- И что?
- Да ничего, - пожал плечами Михаил Александрович. – Никто пока ничего не нашёл. Если честно, то в последнее время поиски как-то поутихли. Я уже думал, что никто больше ими заниматься не станет. Неужели всё-таки ищут?
- Ищут, - подтвердили Екатерина Ивановна и Сергей Владимирович.
     Они сказали, что ребята уехали в Петушки самостоятельно, не предупредив никого из взрослых. На телефонные звонки никто из компании не отвечает, хотя дозвониться до них пытались даже по пути в село. И самое главное - школьники не просто не берут трубку. Все четыре телефона вообще недоступны.
     Теперь уже заволновался  Михаил Александрович. Он спросил, откуда ребята узнали про клад. Но молодые учителя и сами не знали ответа на этот вопрос - Пузякин, разболтавший секреты Артёмкиной компании, не смог толком подслушать всех разговоров друзей.
- Если они узнали про местную легенду, то, наверное, ведут поиски на берегу реки.
     Сергей Владимирович согласился с ним – Петька же говорил, что поход именно в Петушки ребята организовали не случайно. Тоже мне, разведчики и следопыты…
     Посовещавшись, решили все вместе ехать к реке.
     Пока машина медленно преодолевала ухабы сельской дороги, старый учитель рассказывал легенду о сожженном городе. Когда он учился в институте, у него появилась возможность ознакомиться со старинными документами. Естественно, Михаила Александровича интересовала история родного края. Из тех документов он узнал, что много лет назад там, где сейчас находится село Петушки, был довольно большой город. Место очень удобное – земля давала отличные урожаи, река была рядом. Кстати, оказывается, речка Маюша тогда была довольно большая и по ней даже плавали торговые суда.
     Но времена были очень неспокойные, русская земля всегда привлекала к себе завистливых иноземцев. И однажды на мирный город напали монголо-татары. Жители города отчаянно сопротивлялись. Осада длилась очень долго, но врагам всё никак не удавалось завладеть городом. И тогда они сожгли его дотла.
     После этого здесь очень долго никто не селился, лишь примерно лет триста назад тут появились первые жители. Город уже не возродился, зато появилось село Петушки. Единственное, что напоминало теперь о нём – старинная церковь. Она была построена ещё жителями героического города. Церковь была каменная, и смогла уцелеть при пожаре. Новые жители восстановили её и даже сделали выше и красивее. Сейчас церковь пустует и снова разрушается.
- И, наверное, с тех самых времён как образовалось село, периодически всплывает легенда о том, что где-то в этих местах спрятан клад. Искали везде – и вокруг церкви, и в других местах. Даже на берегу реки. Но вы же понимаете, что легенда – это чаще всего лишь красивая история. – Закончил свой рассказ Михаил Александрович.
- То есть никто ничего так и не нашёл? – уточнила Екатерина Ивановна.
- Никто и ничего. – Учитель улыбнулся. – Хотя город, судя по всему, был богатый. Даже если судить по тому, что каменные храмы в ту пору по всей Руси можно было по пальцам пересчитать.
- Ой, смотрите, кто это? – Екатерина Ивановна посмотрела в окно автомобиля. – Уж не наши ли старые знакомые?
     Немного в стороне по полю шла девушка, а вокруг неё бегала большая собака.
- Да это же наши Лера и Лия! Они часто ходят гулять куда-нибудь подальше от села – овчарка молодая и крупная, ей нужно давать физическую нагрузку.– Сказал Михаил Александрович. – А вы, что, тоже с ними знакомы?
- Ага! В тот день, когда мы были здесь с ребятами, они тоже гуляли у реки – вот тогда-то мы и познакомились, – пояснил Сергей Владимирович.
      Поравнявшись с Валерией, машина остановилась. Все вышли из автомобиля, поздоровались. Лия тут же подбежала к хозяйке и навострила уши.
     Учителя спросили у Леры, не видела ли она сегодня где-нибудь здесь четверых ребят из 7 «Б» - двух девочек и двух мальчиков. Девушка сказала, что нет. Потом задумалась немного и рассказала, что встречала четверых ребят на прошлой неделе.
- А где это было? – спросил Сергей Владимирович.
- Там, у реки. Помните, где мы с вами тогда встретились? – Лера показала рукой в сторону речки и поведала о том, как они с ребятами разговаривали возле старого дуба. Сказала она и про карту, которую сама ещё в детстве нарисовала, и про то, что она совершенно случайно попала в руки к ребятам.
     Тут уже ахнула Екатерина Ивановна:
- А ведь это я во всём виновата!
- Почему? – в один голос спросили все.
     Екатерина Ивановна поведала всё с самого начала. Только она не стала подводить Артёмку, и не сказала про невыученное им стихотворение. Молодая учительница сказала, что она просто предложила мальчику прочесть рассказ одного писателя. А ему в библиотеке попалась та самая книга с картой.
     До берега реки, где стоял старый дуб, было уже совсем близко. Оставив машину у дороги, взрослые пошли к нему пешком. И сделали правильно, потому что вскоре увидели на земле чёткие отпечатки детских ног. Присмотревшись, Сергей Владимирович сказал, что они идут в правильном направлении. Судя по следам, не так давно по этой самой дороге прошли четверо детей.
- Ну, что ж, вот и для Лии нашлась работа! – сказала Валерия.
     Она подозвала собаку, показала ей следы ребят и дала команду: «Лия! Ищи!»
Продолжение:
http://www.proza.ru/2019/04/01/835
               


Рецензии
Юлечка, даже мне, взрослому человеку, читать всё интереснее. Хорошо держите интригу, и древняя легенда как бы склеивает фрагменты в единое целое. С уважением,

Элла Лякишева   07.08.2019 12:55     Заявить о нарушении
Спасибо,Элла! Я прошу прощения, что не называю Вас по отчеству)))
Начала знакомиться с Вашей Линой! Очень добрая история про всех нас в юности - наивных и целеустремленных! Недочетов не вижу совсем никаких!
Юлия

Ольга Юлтанова   07.08.2019 17:30   Заявить о нарушении