Сверчок. На царских харчах. Гл. 108. Элегия
Часть 1
На царских харчах
108
Элегия
Разрабатывая жанр элегии, я следовал за Жуковским.
Смену жанровых предпочтений была связана с переломом в моем сознании, с тем временем, когда я был влюблен в Бакунину.
Тут меня подкатывало:
к анализу своих душевных состояний,
к углублению в себя,
в психологию.
Юношеская страсть к Бакуниной стала источником тех настроений, чувств, которые потребовали именно элегической формы.
Девять элегий составило этот цикл:
«Осеннее утро»,
«Опять я ваш, о юные друзья»,
«Сну»,
«Любовь одна веселье жизни хладной»,
«Месяц»,
«Элегия (счастлив, кто в страсти сам себе…)»,
«Когда пробил последний счастью час»,
«Друзьям (к чему веселые друзья)»,
«Слово милой (я Лилу слушал у клавира)».
Любовная элегия, в отличие от «унылой», выражала противоречивый внутренний мир моего Я. Здесь присутствует задумчивый отшельник, бегущий из общества в естественный мир любви, наслаждений, поэзии. Иногда он является в облике скептического вольнодумца. Любовная элегия наполнена чувственной страстью. Герой в любовной элегии противоречив: он жаждет полноты наслаждений, но она оказывается невозможной.
Любовь в этих элегиях – чувство сильное, но неразделенное. Моё Я разлучено с возлюбленной, потому погружено в воспоминания о ней. Любовь – чувство идеальное, платоническое. Оно направлено не столько на конкретного человека, сколько на его внутренний образ. Состояние грусти, отчаяния от разлуки с возлюбленной усиливается благодаря пейзажным реалиям. В природе воцаряется осень, а вместе с ней одиночество, пустота. И человек остается один на один со своим чувством, и мучительным переживанием расставания. Разлука и страдание давят на сердце. Однако же, пройдя путь испытания чувством ты снова возвращаешься на свой путь к друзьям, приобретя новый опыт:
Опять я ваш, о юные друзья!
Туманные сокрылись дни разлуки:
И брату вновь простерлись ваши руки,
Ваш резвый круг увидел снова я.
Чувство есть сочетание контрастов, борение противоположностей:
Любовь одна – веселье жизни хладной,
Любовь одна- веселие сердец.
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец.
Пророческим, по сути в творческом смысле оказалась для меня элегия «Желание»:
Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в увядшем сердце множит
Все горести несчастливой любви
И мрачное безумие тревожит.
Я слезы лью; мне слёзы утешенье,
И я молчу; не слышен ропот мой;
Моя душа, объятая тоской,
В ней горькое находит наслажденье.
О жизни сон! Лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое приведенье;
Мне дорого любви моей мученье-
Пускай умру, но пусть умру любя!
Жизненное мгновение – превыше всего!
Соединяются разные эмоции!
Смешиваются разные ощущения в одном переживании!
Душа испытывает борение сильных чувств!
Здесь и горести несчастной любви, разочарование и опустошение, им вызванные. Тревожное предощущение будущего. Контрастное восприятие времени: с одной стороны, ощущение краткости бытия, жизнь воспринимается как быстро пролетающее мгновение, с другой – ощущение замедленного, тяжелого хода времени. Сердце увяло, а, следовательно, не способно на сильный порыв, и в то же время в финальном накале эмоций проявляет себя страстная душа.
В элегиях я чувствовал себя возрождающимся человеком, обогащенным опытом жизненных испытаний.
Мне нравилось синтезировать различные жанровые формы. Показательным в этом отношении является стихотворение «Воспоминание в Царском Селе». В нем я соединяю две до того не совмещаемые традиции: опыт державинской оды и исторической элегии Батюшкова. В результате гражданская, патриотическая тема получила неожиданное эмоциональное обрамление: личные интонации, взволнованное, лирическое звучание.
Но, следуя чьей-то манере, я быстро начинал говорить по-своему:
А я, повеса вечно-праздный,
Потомок негров безобразный,
Взращенный в дикой простоте,
Любви не ведая страданий.
Я нравлюсь юной Красоте
Бесстыдным бешенством желаний.
По поводу этой моей надписи Батюшков заметил:
«О, как стал писать этот злодей».
Свидетельство о публикации №219040100884