На перекрёстке памяти

Отзыв о поэме Валентины Игнатьевой «Псковские панфиловцы», Псков, 2018, ООО «Печатный двор «Стерх».

   Поэма «Псковские панфиловцы» посвящается памяти 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка 76-й Псковской дивизии ВДВ в преддверии 20-летия беспримерного подвига Российских Солдат.
   Валентина Петровна Игнатьева – опытный поэт, много сил отдавший русской поэзии.  Поэма «Псковские панфиловцы» мне представляется венцом её творчества. Её поэма всей мощью поэтического слова увековечивает память героев-десантников. Поэма пронизана трагизмом и болью  и в то же время – высоким достоинством, с которым приняла бой сводная 6-я рота на высоте 776,0 в горах Чечни 29 февраля – 1марта 2000 года с превосходящими силами ваххабитов и арабских наёмников.
  Восемьдесят четыре десантника погибли в том бою, и только шестеро остались в живых. Вся страна восприняла эту трагедию, как величайшую, со времён Великой Отечественной войны. Подвиг десантников сравнивается с подвигом 28 панфиловцев, не допустивших фашистских захватчиков к Москве.
    Поэма состоит из 3 частей: 1 – Прощальные звоны, 2 - Голоса, 3 – На перекрёстке памяти.

    Март 2000 года. «В том памятном всем високосном году» горе захватило всю страну. В Псков прибыл «груз 200», гробы с телами героически погибших солдат-десантников. Вот как об этом пишет Валентина Игнатьева (стр. 13):

Темнело в глазах
от нежданных потерь,
А горе входило
в открытую дверь.
И мать, каменея,
сходила с ума,
И билась в истерике
чья-то жена,

И плакал младенец
под горький зачин
При виде суровых,
в погонах, мужчин.
И мальчик, прижавшись
к доске гробовой,
Твердил: « А мой папа
вернулся домой!»

   Вернулись герои, чтобы быть похороненными в священной псковской земле, чтоб родные и близкие могли достойно проводить в последний путь погибших отцов, мужей, сыновей, братьев, и чтобы это было по православному обряду. Об этом на высокой трагической ноте стихи Валентины Игнатьевой (стр. 18):

Огромное горе –
не выплакать слёз.
Шагнувших в бессмертье
признает Христос:
Они на Голгофу
всходили свою –
На смертные муки
в последнем бою…

   Но разве что-нибудь может утешить тех, кто потерял в том бою своих близких, я думаю, любое утешение будет слабым. Но на (стр. 19) читаем:
Ушла наша рота
в небесный дозор.
    Эти слова можно написать, только искренне веруя в Бога и в ту жизнь, которая продолжается после земной, на небесах. Господи помилуй!

    Вторая часть поэмы названа: «Голоса». И это не случайно, ибо в памяти живущих навечно остаётся голос родного, близкого человека.
   Герои-десантники 6-й роты выбрали честь, отвергнув бесчестие, которое могло выразиться в сделке с ваххабитами Хаттаба, а сделка могла заключаться в беспрепятственном прохождении бандформирований Хаттаба в Аргунское ущелье и далее за пределы России. Вот как пишет об этом Валентина Игнатьева на (стр. 22):

Просто пробил он – час
исполнения клятвы.

Просто пробил он – миг
Исполнения долга.
   
   И был страшный бой с превосходящими силами противника, неравный бой, но десантники не дрогнули, не отошли в тыл, а героически сражались до конца, до последнего патрона, до последнего бойца. Этот момент запечатлён на (стр. 25)

Тот последний удар
Принимали мы стоя
Да в грязи! Да – в чаду!
На коленях и лёжа!
И в слезах, и в бреду,
Но стояли мы всё же!
   
   Бой кончился только тогда, когда некому стало защищать высоту. Но до этого была рукопашная схватка. (стр. 26)
  «Кто – стволом, кто ножом, Кто сапёрной лопаткой» - дрались русские солдаты. «Прикрывая живых, умирали мы стоя!» Оставаясь один, командир батальона подполковник Марк Евтюхин вызвал огонь российской артиллерии на себя и сам погиб. В поэме есть очень сильные слова на (стр. 27).

Это честь – умереть,
Коль пришлось за Россию.

   Очень верно пишет Валентина Игнатьева о том, что побудило солдат встать на защиту России на этой номерной высоте, и это звучит так: (стр. 28)

В грозный час говорят,
Голос свыше взывает –
Всё решает солдат,
И народ всё решает!

  Не русские воины развязали эту войну, и не русские воины создали нестабильность в Северо-Кавказском регионе России. Откуда взялись арабские наёмники (ваххабиты), что они делали в России, как они пробрались в Россию, остаётся тайной. Но также остаётся правдой: «Весь чеченский народ не запишешь в бандиты».
   Вот так и получается, что всегда злу и насилию противостоит русский солдат, готовый на подвиг и самопожертвование во имя высоких целей единства и величия России и все посулы Хаттаба в данном контексте становятся мелкими и ничтожными. Об этом на стр. 30 – 31:

Ну а русский солдат
По-другому устроен.
Честь и доблесть свою
Пронеся сквозь невзгоды,
Он врагу мстит в бою –
Не стране, не народу.

   И это так. Весь многовековой опыт русской армии – тому подтверждение. Доблесть русских солдат всегда приводила к победе. Война заканчивалась миром или, в крайнем случае, перемирием. Но какие разрушения, какое количество жертв приносила война, реки слёз, выплаканные матерями. Поэтому и сегодня актуальны следующие слова из поэмы на стр. 34:

От войны проку нет,
Есть лишь опыт  печальный.
      
   Чеченская республика является равноправным субъектом Российской Федерации. Развязанная в Чечне война по отделению этой республики от России превысила масштабы локального, внутреннего конфликта, поскольку к ней подключились и международные террористические группировки  и наёмники из других стран, представляющие внушительную силу.  Командировка в Чечню. Никто не предполагал, что она окажется такой трагической для псковских десантников. Но они с честью выполнили свой долг перед Родиной, солдатский долг. Малым числом вступили в бой с превосходящими силами противника и погибли, создав прецедент беззаветного мужества на войне, которой могло и не быть, но которая была развязана в первую очередь по вине сепаратистов и ваххабитов. Вот как пишет об этом автор на стр. 35:

Лучше сгинуть в огне,
Да во имя свободы,
Но проклятье войне,
Что стравила народы,
Что столкнула, свела
Их на самой границе,
Где от чуждого зла
Дым тяжёлый клубится.
И умом не понять,
Ну а сердцем – тем паче.
Плачет русская мать
И чеченская – плачет!

  Теперь следующая тема. Как относились местные жители к российским солдатам. Очевидно так, как и бывает на войне, когда люди убивают друг друга, то есть считали русских солдат «чужаками». Вот как об этом пишет Валентина Игнатьева. В одном из селений Чечни во время похода отряд десантников увидел, как местные жители прощались с убитыми сородичами: (стр. 37)

Мы не прятали глаз,
Мы несчастных жалели,
Но чеченцы на нас
С осужденьем смотрели.
Кто тут прав, кто не прав?
А беда всех коснулась…

    И о том же на стр. 39:

Разве можно объять
Материнское горе?
В глубину заглянуть
Материнской печали?

   Любая война – тяжёлое испытание для человека. Солдат – не исключение, хотя он всегда готов к испытаниям. На то он и солдат. Но на войне, как на войне. Без шутки, без песни, без воспоминаний о доме – никак нельзя. Приведу строчки из поэмы, которые об этом говорят: (стр. 41)
 
Дом на то он и дом,
Чтоб в любой дальней дали
Вспоминали о нём
И о нём тосковали.

На войне всё вдвойне –
Обретенья и раны.
И уже в полусне
Снились нам наши мамы…

   Чуткий сон на войне, но всё равно, то главное, из детства, присутствует в нём, и тогда на стр. 42 – 44 читаем:

В нашем сказочном сне
Свет сиял отовсюду.
И неслось: - «Мама жди!»
Через снежные дали.
 
    Всем хотелось вернуться домой из командировки целыми и невредимыми. Но на стр. 44:

У судьбы на краю,
У врага под прицелом
Память песню свою
Бесконечную пела.

    Тяжёлые дороги войны, которые нелегко преодолеть даже машинам. Марш-броски с полной выкладкой по горным тропам, по каменистым берегам быстрых рек. И об этом точные, выверенные слова автора на стр. 46:

Нас февраль донимал:
Не дорога – трясина.
Вот вам, братцы, привал –
Сели глухо машины.

    И сразу же из соседнего аула прибежали ребятишки, у детей к военным и военной технике всегда интерес, особенно, когда угощают и когда у солдат весёлые лица. Это всегда подкупает. Читаем на стр. 47:

На привет и ответ –
Мы друзьями расстались.
               
    Добро за добро. Женщина из аула принесла солдатам гостинец – лаваш, да такой, что на всех хватило. Об этом на стр. 50:

Хлеб. Тряпицей накрыт.
Аромат очумелый.
«Хорошо», - говорит, -
«Что детей пожалели».

     Вот оно – истинное человеколюбие.  Без помпы, без гордыни, запросто, что и наталкивает автора на размышления. И они в пользу мира (стр. 51):

Под пятой у войны,
В злой её круговерти
В чём виновны они –
Жены, матери, дети?!

    Что же в конечном итоге? Всякая война есть борьба за власть, и за господство, и за сохранение такой власти. Что реально и происходило в Чечне. А возможность наживы, использования чужого труда, диктата силы – затмило сознание многих лидеров этого гордого,  свободолюбивого народа. О них следующие строчки автора на стр.  52:

Но они – не народ,
А позор для народа.

   Какой же вывод делает Валентина Игнатьева (стр. 53)?

 Люди ж общий язык –
И народы – находят.
Шлют проклятье войне,
Просят сжалиться небо…
Что же надо Чечне?
Только мира и хлеба.

   Десантники не дошли до места дислокации, они добрались до высоты 776,0.
Но не успели укрепиться, их атаковали ваххабиты, завязался бой, который длился с перерывами около суток. 90 десантников сводной роты сразились с превосходящими силами противника. Погибли, но клятву свою выполнили до конца: не сдались, не отступили. У десантников существует девиз: «Если не мы, то кто же?»  Сильные слова есть в поэме Валентины Игнатьевой, как бы подводящие итог всему вышесказанному на стр.  55:

Гибли – знали за что!
Не в пример фарисеям.
Пятачок сто на сто
Был телами усеян.
В грудь горячий толчок –
Кто полёг, не очнулся,
Но о наш пятачок
Враг коварный споткнулся.
 
   Автор очень верно говорит, я думаю, каждый русский человек подпишется под этими словами (стр. 56):

Русский дух одолеть
Никому не под силу!

   Героически погибла рота, но русский дух остался непокорённым и неважно на большой войне или в локальном сражении. Взмыл русский дух и сияет в небе, и находится в вечном дозоре легендарная 6-я рота. То, что я попытался изложить в своём отзыве, есть восхищение силой и эмоциональным зарядом поэмы Валентины Игнатьевой.

    И, наконец, третья часть поэмы: «На перекрёстках памяти».
    Прошло много лет после того «неравного, жестокого, смертельного» боя. Но Россия помнит своих героев. Каждый год, 1 марта, проходит день памяти. Когда руководители области, ветераны-десантники, товарищи по оружию, родные и близкие собираются у могил павших героев на траурный митинг. Знаменательно  то, что павших героев-десантников сравнивают с героями-панфиловцами, и те и другие были на переднем крае борьбы со злом, будь то – фашистские захватчики, или – ваххабиты. Вот как пишет об этом автор на стр. 60:

И годы пройдут,
а, быть может, века…
Пока жизни нашей
петляет река
Меж кривдой и правдой,
меж злом и добром,
Панфиловцев псковских
не раз помянём.
Какой ни падёт
на главу острый меч,
Но памяти этой
ему не отсечь!

   И вознёсся перед КПП 104-го парашютно-десантного полка  стальной купол памятника в виде белого парашюта героически погибшим офицерам и солдатам 6-й роты. Их имена выбиты в граните, на плитах в виде георгиевского креста. Их автографы парят под куполом двадцатиметрового монумента. И в Чечне, мирной и созидающей, есть памятник героям-десантникам и улица их имени. Память героев увековечена, пусть потомки знают, что за правое дело отдали свои жизни псковские панфиловцы.
     И заключительные строки поэмы рассказывают о воздействии подвига героев на людей второго десятилетия 21-го века, на стр. 61-62 читаем:

И там ветровеи
про память поют,
Где в небо упёрся
стальной «Парашют».
Он стропами врос
в итальянский гранит,
Он куполом белым,
как солнцем слепит.
И кто ни проедет,
и кто ни пройдёт –
Слезу набежавшую
молча смахнёт.

    Валентиной Петровной Игнатьевой проделан колоссальный труд. Поэма создавалась много лет, и тем весомей результат её работы. Поэма вышла в свет в 2018 году тиражом – 1000 экземпляров.
    Хочется от всей души пожелать Валентине Петровне дальнейших творческих успехов. Пусть её поэма найдёт горячий отклик в сердцах тех, кто гордится Россией и Русскими Героями.




         


Рецензии
Иван Васильевич, Дорогой и добрый ты Человек. И поэма хороша.
Но помнить надо, что подвиг чаще всего прикрывает
чьи-то просчёты, ошибки, иногда и предательство.
Прочитал твой очерк и в очередной раз вспомнил
о книге Олега Дементьева и Володи Клевцова
"Шаг в бессмертие". Недаром она читается,
переиздаётся и постоянно дополняется.
Доброго здоровья тебе!

А сравнение с панфиловцами
мне не понравилось.

http://proza.ru/2015/06/07/1405

Василий Овчинников   03.04.2019 06:45     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Владимир Васильевич! Поэма написана о подвиге героев-десантников, память о них священна, поэтому о чём-то другом думать не хочется, а может и не надо.
С уважением!

Иван Иванов-Псковский 2   04.04.2019 10:55   Заявить о нарушении