Школа лемуров. Игры для медлительных детей
дошкольников. Тогда готовилось к печати новое издание книги
М.М.Кольцовой и С.А Ахмедовой «Медлительные дети».
К сожалению,
проблемам детей с низкой подвижностью нервных процессов до сих пор
уделяется гораздо меньше внимания, чем, к примеру, проблемам детей
гиперактивных. В условиях определенного дефицита литературы по данной
теме эта небольшая книга уже много лет является спокойным, разумным и
несложным руководством.
В последнее время, пожалуй, уже как аксиомы воспринимаются
утверждения, что левшей не нужно переучивать, что к обучению мальчиков и
девочек надо подходить по-разному, что попытка «усадить» гиперактивных
детей обречена. Однако утверждение, что нельзя поторапливать медлительных
детей до сих пор вызывает удивление не только родителей, но и некоторых
педагогов. В книге рассказывается не только о том, что не нужно торопить, но
и почему – не нужно, дается подробнейшее физиологическое обоснование
особенностей поведения этих детей с точки зрения павловской теории.
В условиях, когда необходимое задание нужно выполнить без ограничения
времени, разница в показателях медлительных и подвижных детей невелика.
Когда задание требует длительной кропотливой работы, медлительные бывают
даже успешнее. Но вот если дать указание: «Сделай это как можно быстрее»,
время выполнения задания у подвижных уменьшается, а у инертных – увы,
увеличивается. У медлительных выражено врожденное, внешнее торможение
— они с трудом справляются с новыми неожиданными раздражителями,
нарушением стереотипа. Совершенно иная ситуация складывается с выработкой
внутреннего торможения, как дифференцировочного (основы сопоставления,
различения – от понимания норм поведения до различения букв и цифр), так и
запаздывательного (основы умения ожидать и терпеть). Именно внутреннее
торможение у медлительных развито слабо. И в этом они товарищи по
несчастью с совершенно другой категорией – детьми гиперактивными.
Интересен случай долгосрочного наблюдения детей, описанный в
американской периодике. Четырехлеткам предлагали лакомство, mash-mellow.
«Можешь съесть его прямо сейчас, но если подождешь, пока я вернусь,
получишь два», — и взрослый выходил из комнаты. Те немногие, кто
дожидался возвращения взрослого, действительно получали вторую порцию.
Однако более серьезная награда ждала их впереди: к окончанию школы именно
терпеливые получали высшие баллы и пользовались высоким авторитетом у
одноклассников.
Еще во время нашей работы в Лаборатории высшей нервной деятельности детей
дошкольного возраста, руководимой профессором М.М.Кольцовой, сотрудники
подбирали игры, помогающие медлительным детям: как для тренировки
скорости движений, переключения с одного темпа на другой, так и для развития
внутреннего торможения. Игротека была поначалу невелика и в дальнейшем
понемногу пополнялась народными и авторскими играми.
Много лет спустя, уже после расформирования лаборатории мною были
«сконструированы» несколько игр под конкретную задачу: помощь медлительным
детям, собирающимся в школу. Как любое искусственное образование, они
несовершенны. Однако задачу свою они выполняют, и дети обычно играют в них с
увлечением. Рада, что сейчас они оказались востребованными.
Курсивом (если он здесь вообще возможен, а если нет, то обычным шрифтом) даю комментарии, указывающие происхождение игры.
ДОМ-УЛИЦА-ДЕТСАД-ШКОЛА
Ведущий по очереди кидает детям мяч, одновременно с броском произнося
одно из четырех слов, вынесенных в название. Ребенок, поймав мяч, тотчас
отправляет его назад, сопровождая словом, впрямую относящимся к только что
произнесенному.
Дом: мама, завтрак, кровать…
Улица: машины, светофор, асфальт, прохожий…
Детсад: воспитатель, игрушки, группа…
Школа: учитель, доска, звонок…
Кто сбился или замешкался – выходит из игры.
Для пятилетних детей: каждую новую игру можно предварять коротким
рассказом о школе, постепенно расширяя список предметов и понятий,
связанных с ней.
Для шестилетних детей: перед каждой новой игрой можно устраивать
маленький «мозговой штурм», предлагая детям добавить в каждый раздел по
два-три новых слова.
Второй вариант той же игры. Ведущий становится в центр круга,
образованного участниками и, как будто ведя считалку, по очереди указывая на
каждого, перечисляет: «Дом, улица, садик, школа, дом…). Внезапно ведущий
замолкает. Тот участник, на которого указали последним, должен тотчас назвать
понятие, соответствующее последнему названному слову.
(В основе – традиционная игра многих народов «Небо-земля-вода-огонь». По
ее схеме построено множество современных тренинговых игр.)
РАССЕЯННЫЙ ВАНЯ
Дети усаживаются по кругу, между собой делят названия предметов,
наполняющих портфель первоклассника:
-ручка,
-карандаши (два),
-линейка,
-тетрадки (две),
-учебники (два),
-дневник
Водящий произносит:
- Ваня ищет карандаш!
- Здесь! – откликается «карандаш», вскакивая. Затем опять садится.
- Ваня ищет тетрадки!
- Здесь! – откликаются обе «тетрадки» и быстро меняются местами.
В случае, когда названы парные предметы, водящий во время перемены мест
пытается занять освободившийся стул. Если ему это не удается, он продолжает
игру, по очереди выкликивая названия предметов. Выкликнув всех, можно не по
одному разу, он произносит:
- Ваня ищет весь портфель!
Все играющие вскакивают и быстро меняются местами. Ведущий занимает
место зазевавшегося, и игра начинается заново.
(Первоисточник – неоднократно описанная в этнографических сборниках
забава детей прислуги, дворового люда. Расторопность ценилась в этом кругу
едва ли не болееа других добродетелей. Дети, подражая родителям,
обыгрывали процедуру утреннего одевания барыни.
«Барыня просит чепчик! – Здесь! – Барыня просит перчатки! – Здесь! –
Барыня просит весь туалет!..»)
БЕЗ СВЕТА
Если лампа в комнате перегорела или электричество отключили, портфель
придется собирать на ощупь. Получится ли?
По одну сторону стола ставят портфель, по другую – корзину для игрушек.
На столе раскладывают школьные принадлежности: тетради и папку к ним,
карандаши, ручку, линейку, учебники, а кроме этого – мелкие игрушки,
машинки, куклы. Ребенку завязывают глаза. Взрослый начинает равномерно
считать вслух или включает секундомер. Ребенок собирает портфель, причем
сначала тетрадки вкладывает в папку, карандаши и ручку — в пенал.
Попадающие под руку игрушки отправляются в корзину.
В этой игре ребенок соревнуется сам с собой, запоминая, на каком числе он
закончил сборы в первый раз, а затем постепенно это число уменьшая.
Возможно соревнование двоих детей, если они сопоставимы по темпу
деятельности.
(Первоисточник – девичья забава. Во время зимних деревенских посиделок
девушки могли смешать на столе два вида крупы, затем затушить свечу или
лучину. Каждая начинала в темноте сортировать крупу, беря ее из общей кучи.
Через некоторое время свечу зажигали, и все смотрели, кто сколько крупы
разобрал. Парни в игре не участвовали, но между делом присматривались,
насколько хозяйственны их будущие невесты.)
Эти и несколько других игр и появились в новом издании книги
«Медлительные дети», впервые увидевшей свет в 1982 году, да и поныне не
утратившей актуальности.
Свидетельство о публикации №219040201110
Тамара Белова 10.07.2019 17:04 Заявить о нарушении