Поэты, поглощённые войной Леонид Розенберг

В Москве, в 1924 году родился Леонид Осипович Розенберг.

В 1938 году семья из трёх человек уменьшилась до двух.

А 1942 году мама с сыном эвакуировались в Новосибирск, где Лёня закончил девятый класс.

Вскоре был направлен в артиллерийское училище и в звании лейтенанта отбыл на фронт.


          Из писем, отправленных маме с фронта: -

          *****

     Проходит неделя, проходит другая,
     И третьей место дают, умчась...
     Пишу тебе письмо, дорогая,
     Сегодня в свободный час.

     Сумерки подкрались за порошею,
     Темнеет за окнами улица снежная.
     Я хочу сказать тебе самое хорошее,
     Самое ласковое и нежное.

     Я знаю, одна в этот вечер,
     Не зажигая огня,
     Опустив усталые плечи,
     Ты грустишь, вспоминая меня.

     Вспомнишь детство моё, годы школы,
     Юность начатую мою.
     Вспомнишь, сердцем грустя невесёлым,
     Нашу маленькую семью.

     Снег и ветер тебе напомнят
     То, что было словно вчера,
     В тишине наших маленьких комнат
     Те далёкие вечера.

     А потом бомбёжки, тревоги.
     Вспомнишь - тень пройдёт у лица.
     А там дороги, дороги
     Без края и без конца.

     Куда нас с тобой не бросало,
     Лишь голову только нагни,
     И вспомнятся рельсы, вокзалов
     Мелькающие огни.

     В дороге случалось нам туго,
     Но легче в невзгоде вдвоём,
     Как два закадычных друга,
     Мы делились последним куском.

     И так же на равные части
     Мы честно в невзгоде любой
     Горе своё и счастье
     Делили между собой.

     Пока ощущали мы рядом
     Материнской заботы тепло,
     Нам казалось, что так и надо
     И иначе быть не могло.

     Лишь, когда повернёт жизнь иначе,
     Начинаем мы понимать,
     Как это много значит,
     Когда рядом с тобою мать.

     Когда горесть узнаешь разлуки
     И с тоскою смотришь назад,
     Снятся нам материнские руки,
     Материнские снятся глаза.

     В мороз, в непогоду, в ненастье,
     Возвращаясь усталый с пути,
     Какое большое счастье
     Письмо из дому найти.

     И тотчас же с первых строчек,
     При коптилке, в мерцанье свечи,
     С детства милый, знакомый почерк
     Взглядом радостным различить.

     И в бою неустанном,
     В беде и невзгоде любой
     Пронесу своим талисманом
     Святую твою любовь.

     Я вернусь. С добытой Победой,
     Сквозь невзгоды и смерти, промчась,
     Я к тебе невредимый приеду
     В долгожданный, заветный час.

     Я возьму тебя в свои руки
     Так, как могут лишь обнимать
     Сыновья после долгой разлуки
     Наконец обретённую мать.

     И счастливая и молодая,
     Все печали оставя в былом,
     Ты сядешь со мною, родная,
     За праздничным нашим столом.

     Так будет - я верю и, веря,
     Всё пройду и перетерплю,
     Уж скоро на горле зверя
     Мы смертельную стянем петлю.

     А пока пуст и тёмен твой вечер.
     Бродит вьюга, огни затая,..
     До свиданья, родная, до встречи,
     Единственная моя.

     8 марта 1943



            АРТПОДГОТОВКА

     Часы в руке у генерала.
     Ждут у орудий номера.
     За стрелками, следя устало,
     Он тихо говорит: "Пора".

     Качнулось небо в редких звёздах,
     И, ветви елей шевеля,
     Разорванный метнулся воздух,
     И тяжко дрогнула земля.

     За муки Родины любимой,
     За слёзы русских матерей
     Рванулся в ночь неумолимый
     Огонь тяжёлых батарей.

     Он темноту ночную выжег,
     Но снова залп и вновь другой...
     Зарницы орудийных вспышек
     Дым заволок пороховой.

     Во имя праведного мщенья
     В расположении врага
     Бушует смерч уничтоженья,
     Огня и стали ураган.

     В залог успешного похода
     Огонь преграды все прорвёт.
     На штурм поднимется пехота,
     И ринутся полки вперёд!

     1944
     Действующая армия



            *****

     На отвоёванном вчера лишь полустанке,
     Решив отметить дело наших рук,
     В накуренной, натопленной землянке
     Мы у огня уселись в тесный круг.

     Трофейного вина достали мы к обеду
     (Поскольку утром выпили своё)
     И выпили по стопке за Победу
     И за друзей, погибших за неё.
    
     Потом решили: каждый пусть из нас
     Поднимет тост заветный самый свой,
     А пить всем вместе каждый раз.
     Так порешили мы между собой.

     В землянке не подняться в полный рост,
     Но всё ж, когда, за друга пригубя,
     Я в свой черёд сказать был должен тост,
     Я встал и поднял чарку за тебя.

     Кругом на много вёрст легли снега,
     Метели все дороги замели,
     Где мы с боями шли, гоня врага,
     С родной своей измученной земли.

     А там, началом всех земных дорог,
     Началом нашего победного пути,
     Лежит Москва, которую не мог
     Я в этом месте словом обойти.

     Люблю его я, город наш большой,
     И улицу, где маленький наш дом,
     К которому привязан я душой
     За то, хотя бы, что живёшь ты в нём.

     С работы, знаю, вечером идёшь
     И посмотреть торопишься скорей -
     Найдёшь моё письмо иль нет
     В почтовом ящике, что у твоих дверей.

     Я знаю, что тревожит твой покой, -
     Боишься ты всем существом своим
     Застать письмо с моею почтой полевой,
     Но писанное почерком чужим.

     Опасен и суров солдатский путь,
     И матери солдата тяжело.
     Умей надеяться и мужественной будь
     Пройдёт беда, как многое прошло.

     Должна счастливой быть судьба у нас с тобой.
     Я верю в жизнь, и ты со мной поверь.
     Пройдут бои, пройдёт последний бой -
     Я неожиданно твою открою дверь.

     Пропахнув порохом, и дымом от костров,
     И пылью всех исхоженных дорог,
     И запахом всех четырёх ветров,
     Я отчий свой переступлю порог.

     За этот час, заветный этот час,
     Когда обнимет каждый мать свою,
     В огонь и воду мы идём сейчас,
     И не страшна нам смерть в бою.

     Руками волосы мне теребя,
     Заглядывая ласково в глаза,
     Ты скажешь, что сегодня для тебя
     Такой же я, как много лет назад.

     За праздничным столом в счастливый этот вечер,
     От счастья своего хмельной слегка,
     Я за тебя, за нашу встречу
     Свой первый подниму бокал.

     И сразу вспомнится, как в маленькой землянке,
     В которой не подняться в полный рост,
     На отвоёванном у немцев полустанке
     Я поднял за тебя когда-то тост.

     Кругом на много вёрст легли снега.
     Под ними пепел сел, изрытые поля.
     А там, на западе, в неволе у врага
     Лежит и ждёт родимая земля.

     И нам пора вперёд. Не затихая,
     Идёт упорный, беспощадный бой.
     Далёкая моя, родная,
     Со мной иди и будь моей судьбой.

     29 марта 1944
     Действующая армия
    


Погиб командир противотанковой батареи 1 августа 1944 года на латвийской земле
и похоронен в селе Тилжи.
    
   

    
    


Рецензии
Баллада о матери!
И ведь, это, тоже - грань Жизни!

Владимир Кирилуша   03.04.2019 17:33     Заявить о нарушении
Граней у жизни много.
Разных.
Но мерзких хотелось бы избежать.

Варакушка 5   03.04.2019 18:41   Заявить о нарушении
И первая из них - война.

Йозеф Зюс   03.04.2019 22:09   Заявить о нарушении
Первая грань, думаю, Рождение.
А все остальные - потом.
Со мной можно не соглашаться.

Варакушка 5   04.04.2019 06:21   Заявить о нарушении
Уважаемая Варакушка, мы отступаем от войны с 99-го (бомбардировка Сербии), избегаем...

Владимир Кирилуша   04.04.2019 07:52   Заявить о нарушении
А я соглашусь.
Рождение - это начало конфликта.
И каждый последующий шаг его усугубление.
Но не пройдя свой "граненый стакан" нам не обрести мудрость.
А она так нужна потомкам, чтобы... обрести баланс.

Йозеф Зюс   04.04.2019 09:02   Заявить о нарушении
Не хотят "потомки" учитывать ошибки предков.
Предпочитают "Грабли"
А войны избегали потому, что не были к ней готовы.
Какой смысл уменьшать население страны, если его защитить нечем?
Слава Богу, что на бойню не отправили.
Сейчас другое дело! Прежде чем сунуться - подумают... Надеюсь.

Варакушка 5   25.04.2019 04:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.