Воспоминание о школе

         Всегда, когда речь заходит о школе, находятся специалисты, которые постоянно её критикуют и предлагают её каким-то образом реформировать. Я пошёл учиться в школу сразу после войны в 1946 году. Не хватало учебников, тетрадей, писали мы фиолетовыми чернилами, поэтому все всегда ходили ими перемазанными. Обучение тогда было раздельное: мальчики учились в одних школах, а девочки в других.

         Вспоминая то время, я думаю, что это был единственный недостаток обучения. Не являясь специалистом в области образования, я всё-таки убеждён, что школьная система образования в то время была не хуже, а в чём-то даже лучше, чем сегодняшняя.  По крайней мере, математику мы знали значительно лучше, чем сегодняшние ученики, которые без специальной техники не могут сложить или умножить элементарные цифры. А мы всё это делали в уме.

         Ну и конечно, в общей массе мы в то время значительно лучше знали  литературу, историю и географию. К тому же мы изучали и астрономию. Единственно, что плохо преподавалось, то это иностранные языки. Я думаю, что это была специально придуманная методика обучения, которая не позволяла, не дай бог, выучить иностранный язык. Советским людям это было не к чему.

         Иногда в каких-то школах проходили эксперименты, были попытки что-то изменить в системе образования. Но они, как правило, кончались ничем. Единственным исключением, по моему мнению, являлось преподавание  в экспериментальной  школе №91 города Москвы, которая подчинялась Академии наук СССР, а не министерству среднего образования. Школа находилась на улице Воровского, недалеко от Арбата. У многих наших знакомых дети учились в этой школе, и я слышал  о ней много восторженных отзывов.

         Поэтому, когда моему сыну  в 1975 году пришла пора учиться, мы отвели его на конкурсное собеседование в эту школу, которое он легко выдержал. Действительно, в этой школе преподавание отличалось о других школ. Вот несколько примеров. Английский язык начинали изучать с первого класса, вместо арифметики в первом классе изучали теорию множеств, во втором классе дети учились писать стихи, два года физику изучали без учебников: ребята сами ставили опыты и выводили  физические законы. И эти примеры можно продолжать. Важно, что учеников постоянно приучали самостоятельно думать. Но главной особенностью школы было нестандартное мышление педагогов и их поведение по отношению к школьникам. Вот один из таких примеров.
 
       Во втором классе на уроке по русскому языку ученикам дали задание написать сочинение на тему, что такое лень. Класс, где учился сын, справился с этой темой неважно. На весь класс была только одна пятёрка, и получил её самый слабый ученик в классе Вадим Пономарёв, для которого отметка четвёрка была большой редкостью.  Вот дословно его сочинение. На первой странице двойного листа было написано: сочинение ученика  второго класса Пономарёва Вадима на тему «Что такое лень»? Следующие две страницы были полностью пустые. А на последней  странице было написано: «Вот, что такое лень».

      Я представляю, как бы в обыкновенной школе среагировали на это сочинение. Наверно, поставили бы за такое сочинение двойку, если бы и не кол, ну и, конечно, вызвали бы на ковёр родителей ученика.  А в этой замечательной школе поступили не стандартно. Ведь он полностью раскрыл тему, за что и получил заслуженную оценку. И я очень рад, что мой сын обучался в этой школе, где с самого раннего детства вращался среди таких замечательных педагогов.


Рецензии
Здравствуйте, Юрий!

Вы правы, Школу по-настоящему школой делают учителя с нестандартным мышлением, дичности высокодуховные, бесстрашные и уверенные в своей миссии.
Я училась в 70 годы. Для нас учителя были образцом культуры, они казались нам людьми из другого мира. Что-то в них было правильное, что не встречалось в нашем рабочем микрорайоне.

У Вас хорошие воспоминания, написанные с чувством благодарности и восхищения.
Вы знаете, можно да и нужно написать больше, особенно про свою послевоенную школу. Много ли живых свидетелей осталось этого трудного и радостного времени (год после войны)?
Дополняйте свои мемуары, читателям, поверьте, будет интересно.

Успехов Вам!

Софья Биктяшева   02.04.2019 19:07     Заявить о нарушении
Добрый день. Спасибо, что прочли мой рассказ о школе. Три года я потратил на написание своих воспоминаний. Это я сделал для внучки, которой сейчас уже 26 лет. Хочется, чтобы она и её дети знали, как мы жили, как учились, влюблялись. С тех пор выросло уже несколько поколений. Всё в этой жизни изменилось, но неизменными остались воспоминания о трудном, но сейчас я знаю, самом счастливом времени моего детства и юности. Наверно поэтому из 700 страниц моих воспоминаний половину занимают воспоминания о том времени. Постараюсь последовать Вашему совету и написать побольше о тех годах. А книгу я издал тиражом 15 экземпляров и раздал уже к сожалению немногочисленным родственникам и друзьям.
С уважением. Юрий

Юрий Слуцкин   02.04.2019 19:38   Заявить о нарушении