Чемпион района

Вспомнить точно не могу – думаю, что впервые прыгнуть в длину я попробовал в четвертом классе начальной школы. На занятиях по физкультуре мы играли в лапту, футбол, бегали наперегонки. А однажды нас научили прыгать в длину. Это было интересно – попробовать свои силы в определенном, заданном направлении. Сколько раз приходилось прыгать через лужи после дождя, канавы, ямы, всякие препятствия, встречающиеся на пути. Даже через прорубь во льду на речке. Но там достаточно было преодолеть препятствие и всё – цель достигнута. А тут результат учительница зачем-то записывала в свой журнал. Мы встали в ряд друг за другом, затем по очереди разбегались и прыгали в какую-то яму с опилками. Нужно было прыгнуть как можно дальше. В один приём, вначале мальчики, затем девочки. Я тогда был удивлён тому, что мой прыжок без всяких усилий и чрезмерных стараний оказался самым длинным. Результат конечно не помню. Мне было неловко за такой прыжок. Ребята некоторые были покрепче, повыше и постарше меня. Как-то всё это казалось неправильным. Нескольких учеников с наиболее высокими результатами попросили прыгнуть еще раз. Мы отталкивались с разных точек, не придерживаясь точной отметки начала прыжка. Кто-то оттолкнулся ближе к черте, кто-то дальше. Кто-то переступил черту. Но и на этот раз мой результат оказался лучше других, даже учитывая разброс точек начала прыжка. 
Ничем это не кончилось. Попрыгали, посмеялись надо мной: «попрыгунчик» оказался, и забыли. Я еще несколько раз дома на мягком грунте огорода попробовал свои силы. Но там без свидетелей, без стимула (ни мальчиков, ни девочек нет) результат был хуже. Разбег ведь проходил по мягкому грунту огорода. Скорость невозможно набрать. Через некоторое время у меня пропал интерес к этому явлению.
В пятый класс мы пошли в другую школу - восьмилетку в соседнем селе. И здесь мы также на физкультуре играли в лапту, волейбол, футбол. Но были упражнения и сложнее:  подтягивались на турнике, прыгали через спортивный снаряд – конь. В седьмом – восьмом классах бросали учебную гранату по программе военной подготовки. Игра в русскую лапту в старших классах восьмилетней школы приобрела более серьёзные очертания. Мы как угорелые носились по площадке, убегая от противников и мячика, которым в нас пытались попасть. Так же и наши оппоненты вели себя, когда мы менялись ролями. Однажды мы с Юрой Казаковым, находясь в одной команде, стремились навстречу друг другу. Я спешил за линию «Кона», а он возвращался в «Город». Это понятия из игры. Бежали, уворачиваясь от «врагов» и не заметили друг друга. И вот в середине пробежки так столкнулись, что разлетелись в разные стороны и упали на землю. Если бы встретились не плечами, а головами, точно заработали бы как минимум сотрясение мозгов. А мы просто стукнулись и даже ключицы не сломали. Повезло, в общем. Но больше всего мне запомнились прыжки. Впервые в этой школе я освоил и прыжки в высоту. И надо же - в этом виде спорта я тоже преуспел. Легко преодолевал натянутую нить между двумя стойками перед прыжковой ямой. С каждым годом несколько сантиметров прибавлял. Сто тридцать сантиметров, если не ошибаюсь в седьмом классе способом «ножницы» я брал. На прыжках в длину тоже позиции не сдавал. Нашел способ увеличить результат следующим образом. Заметил, что дальность полета зависит не только от скорости разгона, а еще и от высоты полета. Но как прыгнуть выше, не имея какого-либо горизонта, невидимой линии, которую нужно преодолеть. В этом мне помог наш Володя Бычков. Мы его звали «Бычок». Он был старше нас года на два-три. Этакий крепыш не высокого роста, но мускулистый. Хорошо сложен. Почему он так поздно пошел в школу неизвестно. Когда он разговаривал, в произношении некоторых слов был заметен небольшой дефект. Возможно, поэтому в первый класс пришел с опозданием. Это был добродушнейший, спокойный парень, которого мы все уважали. Кстати, он прыгал в длину не хуже меня. Но по бегу на короткие дистанции, это были 60 и 100 метров, ему не было равных. Он «шёл» по дорожке как плыл. Не было рывков, резких движений. Только головой помахивал влево-вправо и работал ногами, руками. Может быть мы и кликали его Бычком не от фамилии, а от того, что он головой крутил, как молодой бычок? И так крутил: не макушкой вертел, а двигал подбородком из стороны в сторону. Но «летел» так, что только пыль за ним кружилась. Беговые дорожки, сами понимаете, были не асфальтовые, не гаревые, а земляные. Он на этих дистанциях всегда приходил первым. Одно загляденье было смотреть на этот бег. Кричали кому-то, кто отошел с площадки: «Идите сюда скорее, сейчас Бычок будет бежать!». Всем хотелось посмотреть на это действо. Однако вернёмся к прыжкам.
Однажды я предпринял несколько попыток прыгнуть как можно дальше. Вроде куда уж дальше -  и так почти лучше всех. В то время мой результат в длину приближался к пяти метрам. Но у меня тогда уже проснулся интерес к легкой атлетике, особенно к прыжкам.  Результат не увеличивался. Тогда меня посетила смелая идея. Я крикнул Володе:
- Бычок, иди сюда, помоги мне прыгнуть!
- За ноги тебя подержать что-ли? - спросил он, шутя.
- Иди, расскажу, –  я попросил его встать в яму, повернуться ко мне боком и наклониться так, чтобы спина его приняла горизонтальное положение. В общем, прыжок через препятствие.
- А ты мне голову не снесёшь? - спросил он.
- Постараюсь.
Я разбежался, что было сил и сиганул через Володьку. Но он перед моим отрывом от земли присел: «Я подумал, вдруг ты мне «съездишь по башке». – «Не бойся, я перелечу через тебя».
Повторили. Теперь он выдержал стойку. Этот метод дал результат. Так далеко я еще не прыгал: превысил результат сантиметров на десять. В дальнейшем я представлял себе преграду в виде нашего Володи Бычка и прыгал уже без него. Я не делал мах ногами, просто летел согнув их в коленях.
 Но вот закончили восьмой класс. Теперь нужно было переходить в десятилетнюю школу. В девятом классе появилась мода на ручной мяч. Мы с великим удовольствием играли в эту игру на каждой физкультуре. Но однажды преподаватель попросил нас попрыгать в длину. Намечались соревнования, и нужно было отобрать кандидатуры лучших прыгунов. Мои результаты в этой школе не знали. Конечно, я не удивился, когда с первого раза прыгнул дальше всех. Прыгали ещё в высоту. Тот же эффект. Я прыгнул неумело, но  результат показал хороший. На соревнования мы так и не поехали. То ли их отменили, то ли по другим причинам, но нам не суждено было показать результаты своих тренировок.
И вот прошёл год. Предстоял последний год учебы в школе. Мои земляки предложили перейти в школу в другом населенном пункте. Это было село Лакедемоновка. Перешел. Начали учиться. А в середине осени опять нас просят попрыгать. Я прыгнул в длину, и тут же преподаватель меня как бы отстранил от прыжков: «Так, ты отойди в сторону,  вот сюда». Потом ещё кого-то, потом ещё. Оказалось, лучших прыгунов и бегунов отбирали для соревнований. И соревнования на этот раз состоялись. Это были зональные соревнования района по лёгкой атлетике среди средних школ. Как я потом понял, наш Неклиновский район был разделен на несколько зон. Мы были в одной из них.
Соревнования были в крупном селе Красный Десант на побережье Азовского моря, а точнее Таганрогского залива. Впервые я участвовал в таком крупном организованном мероприятии. Настроение было приподнято выше головы. Мы с товарищами защищали честь нашей школы. Руководитель – наш преподаватель по физкультуре. В разных секторах одновременно начались соревнования. Мы начали с прыжков в длину. Прыгнули раз, прыгнули еще. Потом еще. Мой результат оказался самым лучшим – шесть метров девять сантиметров. Больше из наших ребят никто не вышел в первую тройку. Я и сам этого не ожидал. И не замерял никогда результат. Но первое место за мной. Поздравили. Перешли в сектор для прыжков в высоту. Здесь уже нужно больше времени, чтобы определить победителей. Преодолели минимальную высоту, кажется сто двадцать сантиметров. Все участники успешно взяли эту высоту. И так дальше по нарастающей. Нам предварительно дали возможность потренироваться один день, и я примерно определил свои возможности. Поэтому сегодня даже одну высоту пропустил. У меня был друг с параллельного класса Володя Шаповалов. Он выступил здесь в качестве моего «тренера». Понятно, что никаких тренеров ни у кого не было. Кроме преподавателей по физкультуре никто нас не курировал. Но Володя мне шепнул что-то перед прыжком. Сделал вид, что даёт мне какие-то наставления. Прошло несколько подходов. Прибавляли по пять сантиметров. Нас участников оставалось все меньше и меньше. Однажды где-то на 145 сантиметрах, когда нас оставалось трое, я зацепил перекладину, и она упала. Кто-то из наших заметил мою ошибку и подсказал, что надо бы над перекладиной сильнее выгнуть спину и тем самым поднять пятую точку. Прыжки почти все мы выполняли способом «ножницы», то есть перешагиванием. Перед второй попыткой мой «наставник» Володя пошептал мне на ухо. Собственно не шептал, но сделал вид, а я его «выслушал». Разбег, и высота взята. Все наши аплодировали. Следующий этап - высота 150. Я взял с первой попытки. Из двоих оставшихся один участник, местный ученик средней школы из Красного Десанта взял со второй попытки. Между прочим, как потом выяснилось, он был фаворитом в этом виде соревнований. Другой спортсмен три попытки использовал и сошел с соревнований. Третье место ему гарантировано. Мы – оставшиеся боремся за первое и второе места. 155 сантиметров. Володя обнимает меня и «шепчет». Разбегаюсь – взял с первой попытки! Второй участник разбегается – провал! Я отдыхаю. Ребята интересуются: «что тебе там Володя нашептал?! Взял с первой попытки!» – «Это секрет!». У второго еще две попытки. А я пока сижу. Не расслабляюсь. У соперника вторая попытка. Разбег и под планку! Просто сбил, почти не прыгая. Очевидно, потерял самообладание.  Опять отдыхаем. Но он видимо почувствовал: или сейчас или никогда. Сконцентрировался, мало времени отдохнул, решил рискнуть. Прыгнул, сбил планку. Я победитель! Но ведь моя планка не сбита. Нужно продолжать. Поставили на отметку 160 сантиметров. Ни разу в жизни такой высоты, понятно, я не брал. Но надо попытаться. Володя от меня не отходит. Он рядом со мной на старте. Нам теперь никто не мешает. Я соревнуюсь сам с собой. У меня мандраж, нервное состояние. Все участники сгрудились у сектора прыжков в высоту. Приоритет отдавали местному спортсмену, он тренировался на этих спортивных площадках, именно на этом секторе, показывал неплохой результат, говорят 160 сантиметров. Имеет базовую подготовку. Но я его выбил из соревнований и теперь один пытаюсь побить свой уже состоявшийся первый результат. Володя меня обнял. Прижался к моему уху и опять сделал вид, что шепчет наставления. Шелестит губами. И я, видимо от того, что замер на несколько секунд, как-то успокоился. Набрал в легкие воздуху и пошёл покорять высоту 160. Разбегаюсь, ближе к зоне прыжка чувствую, что не нужно сейчас прыгать: не смогу. Надо остановиться и попытку не засчитают, она останется в запасе. Нужно вернуться на исходную позицию. Но не останавливаюсь, бегу. Толчок и планка падает вместе со мной. «У-ухх!» - выдохнули теперь уже и болельщики, и противники, все разом. Да-а, не перемахнул. Вот чувствуешь ведь когда нужно идти на прыжок, а когда нет. Всем своим существом чувствовал промах, но пошёл. Зачем, что меня туда повлекло?! Азарт какой-то что ли. Попытка потеряна без всякой борьбы, просто так. Но теперь я понял, что всё мое туловище пролетело над планкой с большим запасом высоты. На такой высоте, чтобы при этом примитивном способе прыжка «ножницами» перелететь планку, во время полета я вытягиваюсь почти в струнку. И зацепил планку спиной. Значит, сильно выгибаю середину туловища, поднимая зад, а спина при этом провалилась. Надо учесть это. Вторая попытка. Володя так и сказал: «переборщил с задницей, спину подбери и высота наша». Отдых короткий. Пока мышцы горячие, пока силы собраны в кулак, нужно прыгать. Нас трое: Я, Володя и планка. Странно: я только сейчас заметил, что она, эта лёгкая дюралевая трубочка находится выше моей головы. Она выше меня! Это же надо так оттолкнуться от земли одной лишь ногой, чтобы перелететь планку, которая выше меня ростом. Это открытие меня почему-то не испугало, а наоборот «окрылило». Подошёл к планке, померился с ней ростом, вернулся на старт. Всё! Я готов. Володя на месте. Бьёт меня по плечу. Он как часть меня, улавливает все мои чувства. В глазах злость, скулы напряжены до боли. Разбег. Ближе, ближе и толчок левой. Правая вперёд и вверх, за ней весь я. Что-то долго я летел в этом прыжке, упал на спину.  Чувствую: точно зацепил планку. Зажмурился. Жду, когда она упадет мне на голову. Но она побренчала и осталась на месте. Победа! 160 сантиметров! Спасибо, планочка. Ты удержалась, не соскользнула вниз. Помогла мне победить и побить мой первый личный установленный сегодня рекорд. Слышу только шум, крики. Смотрю вокруг: все бегут меня поздравлять. Сам еще не осознал своей победы. Боюсь, что от шума планка упадёт. Какое там! Её уже убрали, чтобы народ не сломал.   
Однако не успел я принять от организаторов и всех одноклассников поздравления, как меня уже наш руководитель тянет куда-то в сторону.
- Пойдем скорее, бросишь ядро! Там уже соревнования идут.
- Да Вы что, я его не только не бросал, я даже его в руках не держал!
- Ничего. Ты высокий, тебе рост поможет. И Володьку возьми с собой, он «подскажет».
И как я не упирался, пришли мы всё же в сектор метания ядра. У меня внутри всё горит и трепещет от триумфа. Я ещё не отошёл от внутренней борьбы самого с собой, когда брал высоту. Но немедленно записали меня в число участников. Подержал ядро в руках. Посмотрел, как надо его упирать в подбородок, как метать. Володя рядом. Метнул. Из трех попыток взяли лучший мой результат. И у меня оказалось третье призовое место! Так я понял, что в школах не очень-то много уделяли внимания спорту. Что же это такое, я без всякой подготовки, без регулярных тренировок оказался призёром в трех видах соревнований. Но эта мысль пришла много позже, а теперь я радовался такой победе.
Итак, я занял два первых места по прыжкам в длину и высоту, и ещё третье место по метанию ядра в зональных соревнованиях среди средних школ! Прошло немного времени, и у нас в школе объявлена незапланированная линейка. Это построение учеников на школьной площади. Приехала комиссия из района награждать чемпиона. Вызвали меня из строя, поставили лицом перед всей школой и вручили медаль. На ней надпись: «Чемпион района». Стою весь красный, мне стыдно из-за чрезмерного торжества, причиной которому был я. Не привык к такому пристальному вниманию. Что потом было в родной деревне – «ни в сказке сказать, ни пером описать». Герой нашего времени. Медаль эту иногда носил.
Но вот прошло некоторое время и меня теперь уже одного единственного из всей школы направляют на соревнования по легкой атлетике среди средних школ всего Неклиновского района. Больше ни в каких видах спорта на зональных соревнованиях наша школа хороших результатов не показала. И соревнования пройдут на территории летнего спортивного комплекса районного центра - села Покровского. 
Тренировочные сборы и подготовка длились два дня. На третий – соревнования. Мы с ребятами других школ тренировались усиленно. Тем более что больше и делать было нечего кроме посещения столовой. На тренировке на меня обратили внимание участники других школ. Я прыгал дальше и выше большинства спортсменов.
 - Как ты прыгаешь в высоту!? Это же прошедший день! Попробуй «перекидным». Это я и сам знал. Но ведь в нашей школе этим не занимались. Перекидным способом – это перелететь планку лицом к ней, спиной вверх. Я конечно попробовал несколько раз. Это было интересно и как показалось - легче. Но результат не улучшил. На этом и закончил опыты.
Но вот на второй день тренировок у сектора прыжков в длину меня совсем «затюкали» все, кто был на тренировке. Теперь мы уже почти все знали друг друга по именам. 
 - Как ты прыгаешь!? Ты летишь как мешок. Тебя кинули, и ты полетел, не шевелясь словно тюфяк. Удивительно, что ты при этом умудряешься показывать хороший результат. – Я и это понимал. Все прыгали так: оттолкнулись от земли, потом в полёте делают мах ногами: левой, затем правой или наоборот. Как бы перешагивают через невидимую преграду. Это движение увеличивает длину полёта. Я же, как оторвался от земли, так и летел с согнутыми в коленях ногами. Так же и приземлялся. Начали меня учить. Да, через несколько попыток мне это удалось. Но не помогло перешагнуть через мой личный результат. Всё дело в том, что из-за отсутствия регулярных тренировок я стал чувствовать тяжесть в ногах. Так получилось, что на третий день, когда нужно выступать, ноги мои были «деревянными». У меня по плану были прыжки в высоту и длину. Наша школа не выставила участников в другие виды соревнований.
Наступил день соревнований. Я шел к площадке и с сожалением ощущал, что ноги меня не слушаются. Перетренировался. Мысленно ругал себя на чём свет стоит. Уже были известны предварительные достижения всех претендентов. Сегодня мог показать лучшие результаты. «Как же так! Есть такая возможность победить, и я не смогу её реализовать». Начались прыжки в длину. У меня шесть метров с первой попытки. Ого! Сам не ожидал. Но что там? Заступил! Другие не вышли за шесть метров. Но на шести кто-то отметился. Вторая попытка. Прыгнул, оттолкнулся что есть сил, если можно назвать силами из того, что осталось в запасах мышц. Пять девяносто пять. Но эта попытка в рамках правил. Результат зафиксирован. Подошло время третьей попытки. Я помню, что надо силы беречь для высоты. Эта мысль, учитывая моё состояние, не даёт мне покоя. Разбег, прыжок – шесть ноль пять, но опять заступ. Всё. Окончательный мой результат - пять девяносто пять. И … -- о радость! Второе место! Это же надо, мог быть первым!

Но переходим в сектор прыжков в высоту. Не так уж много участников. Не все школы выставили спортсменов. Нет, видимо в школах прыгунов. Начинали с высоты, которую даже не все взяли. Кажется 140 сантиметров. Когда нас оставалось трое, высота была 150. Все трое смогли её взять и подошли к планке 155 сантиметров. Эту высоту я не преодолел. Осталось два участника и высота 160 сантиметров. Еще один сошёл. А оставшийся еще преодолел 165 сантиметров. На этом соревнования закончились. У меня третье место. Вот ведь как! Я мог бы мог побороться за второе место. Вообще, когда я прыгал на зональных соревнованиях, наш преподаватель заметил, что у меня запас высоты над планкой сантиметров семь - восемь. Я и сам это чувствовал. Просто, какая-то часть тела иногда цепляла планку. В общем, запас был, результат мог увеличить.

Соревнования прошли. Учеба продолжается. Близится конец учебного года и выпуск десятиклассников. Однажды меня вызывают к директору школы. Это всегда вселяет тревогу и волнение. Что-то сделал не то, не так, не там. Вошел в кабинет. У директора сидят незнакомые мне люди. Хотя одного припоминаю: на соревнованиях в районе он был в оргкомитете.  Оказывается, приехали представители района – ДСО «Урожай». Добровольное Спортивное Общество. Это районная спортивная организация. Приглашают в состав команды. Тренировки, соревнования, Подготовка по программе ГТО (Готов к Труду и Обороне), ГЗР (Готов к Защите Родины), выезды по районам нашей области, в другие области и пр. При этом ничто не мешает поступлению и учебе в ВУЗе.  Не мог представить себе, как совмещу всё это в комплексе. Отказался, в общем.
Через некоторое время опять меня – к директору. Одноклассники подшучивают:
 - Иди. Тебя в сборную Мира записывают. – Пришёл. Сидят опять незнакомые лица. Это приехали представители Таганрогского педагогического института. Гарантируют поступление в институт без экзаменов. Предоставляют общежитие независимо от семейного положения. У них нет прыгунов. Институт должен готовить спортивные резервы. Да, было у меня временное увлечение педагогической профессией. Но это позже. После того, как будучи на втором курсе политехнического института посмотрел фильм «Доживем до понедельника». Я и тут отказался от предложения. Но нормы ГТО я и так защитил вплоть до 3 ступени включительно. Для моего возраста это означало полное выполнение норм. Имел так же значок ГЗР. Не помню точно какого ранга, но начальной степени.
Во время учебы в институте тоже было возвращение к теме прыжков. На первом курсе спустя несколько пройденных уроков физической подготовки: занятия на турнике: физические упражнения, футбол, волейбол, бег и т.п. однажды прыгали в длину. Преподаватель после урока пригласил меня посещать секцию легкой атлетики. Я и тут отказался. Посещение секции обязывало посещать тренировки иногда в выходные дни, ездить на соревнования. А я еще не отвык от родного дома, родной деревни. Почти все выходные, а тем более праздничные дни проводил дома. Отказался. Напрасно, конечно. Все говорили: что-то из меня вышло бы. Или кто-то.
Учеба в институте продолжается. Периодически мы еще посещаем военную кафедру при институте, где нас учат штурманскому делу Военно-Воздушных Сил. Кто после окончания пройдет ВЛК – врачебно-летную комиссию, того призовут на воинскую службу в ВВС. Действительно, так и случилось. Служили мы три года. Пришли в часть лейтенантами, а демобилизовались старшими лейтенантами (выслуга – год за два). Во время учебы после третьего и четвертого курсов нас отправляли на военную стажировку. Летали на самолетах. И вот однажды опять надо было прыгать в длину. В военной форме. Для нас курсантов – это кирзовые сапоги, гимнастерка, брюки. Кто-то из нашей группы был в курсе моих достижений, сказал: «Ну что, сейчас метров на пять сиганёшь?», - «Да думаю подальше», - ответил я.  Но какие же сапоги тяжёлые! К тому же и подошва скользкая. Не  смог я преодолеть пятиметровую отметку. Но вряд ли кто-то пролетел дальше меня.
 
Еще один раз зацепила меня эта прыжковая стезя. На первом году службы в армии состоялись соревнования по бегу и прыжкам в длину. И тут в прыжках я победил.    
Больше к прыжковой яме я не подходил. Волейбол, футбол остались приоритетными видами моего спорта, чем я в дальнейшем и занимался. Через год после окончания десятилетней Лакедемоновской школы мне посчастливилось присутствовать на встрече выпускников. На школьном стенде висела моя фотография: готовился к прыжку в длину. Больше я там никогда не был.
Вот такая история.
Фото из личного архива.


Рецензии