Кельты. 2006

Москва. 2006.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, апрель 2019.


Я запутался в нашем чередовании лекций. Что я читал прошлый раз?

Студент: Этрурия и Рим.

Другой студент: Нет, нет. Неделю назад мы не закончили домонгольскую Русь.

Махнач: Так, еще веселее. Тогда, может быть, вы мне скажете, что я читал позапрошлый раз?

Студент: Рим.

Махнач: И закончили поздней Античностью? Тогда уезжаем на запад, а продолжение Руси будет в следующий раз. И закончил я, если правильно помню, римским наследием, а упадок Античности не успел прочитать. Тогда давайте снова обратимся к римлянам и к еще одному народу.

Мы с вами читаем историю религий как историю великих культур или иначе, как любят говорить англосаксы, цивилизаций. Но было бы несправедливо не отметить одну культуру, которую некоторые считают самостоятельной, а некоторые не считают самостоятельной. Тойнби, например, так не считал, но назвал ее «трагически не сложившейся». Это еще одна великая культура, которую мы зря забываем, потому что она оставила колоссальное по объему наследие, которым мы все кормимся. Это кельты или кельтская (или кельтическая, если хотите) великая культура. Этнические параметры этногенеза кельтов не вполне понятны. Проще всего было бы полагать, что это народ Великого арийского переселения, о котором мы с вами уже говорили. То есть, они этнически стартовали где-нибудь в первой половине 2-го тысячелетия до Р.Х., не позднее. Но тогда, по Гумилеву, около Рождества Христова они должны были закончить свой этногенез. Однако в V веке нашей эры они выглядят очень даже неплохо, а затем оставляют плодовитый, плодородный реликт в Ирландии и очень сильный след в Шотландии. О кельтах мы знаем в основном из римских и греческих источников, которых довольно много. Сохранились их эпические произведения. Есть кельтская мифология. Она сохранилась не только хуже, чем греческая, но даже хуже, чем германская, но все же лучше, чем славянская. Ну, вот там записали, а тут не записали.

Что нам дает археология? Напомню вам, что в археологии культура — это совокупность материальных памятников, но часто мы не знаем, кому они принадлежат, сведений о народе нет, а черепки безмолвствуют, даже если они очень красивы. Тем не менее к жизнедеятельности кельтов обычно относят культуры Гальштат и Латен. Названия даны, как обычно, по местам крупнейших собраний находок. Гальштат находится в Австрии, Латен — во франкоязычной Швейцарии. Точно никто ничего сказать не может. Говорят о «раннем Гальштате», о «позднем Гальштате». Некоторые различают «ранний Латен» и «поздний Латен».

Но уж одно-то мы знаем точно. Их родина — верхний и средний Дунай. Это такой пуп Европы, ибо что же еще может быть пупом Европы, как не верхний и средний Дунай. Памятников Латенской культуры предостаточно в Польше. Есть они также в Белоруссии. По всей вероятности кельты — наша родня, довольно близкая, они наши боковые предки, они участвовали в этногенезе славян, не русских, родившихся в XIII веке, а славян, родившихся с точки зрения Гумилева в I веке нашей эры, а с точки зрения академика Рыбакова — во II-I веках до нашей эры (в разных работах Рыбакова по-разному). Разброс в два столетия получается из-за отсутствия текстов, он совсем небольшой, терпимый, на него можно не обращать большого внимания. Наши прямые предки — протославяне. В русском курсе мы проскочили вперед. Вы уж извините, но это два разных курса.

Ранний Гальштат относится к середине второго тысячелетия до нашей эры, заканчивается где-то в XII веке до Р.Х. Поздний Гальштат — это XII-VIII века до нашей эры. От него, кстати, осталось очень много. Это случайная удача археологов, потому что Гальштат — это огромные солевые пещеры, там добывали соль. И, как вы понимаете, в соленой среде все сохранилось на Ять. После VII века до нашей эры мы можем наблюдать уже памятники Латенской культуры.

Я обязан высказывать свою точку зрения, потому что исследований на русском языке нет. Есть «Археологический словарь», авторы — Брей и Трамп, два английских ученых. Словарь небольшой, неплохой, и, слава Богу, что он есть, ибо другого нет. Но путает он больше, чем проясняет.

Трехтомная «История древнего мира» под редакцией Дьяконова, давно вам рекомендованная, просто демонстративно игнорирует кельтов. Они в тексте кое-где упоминаются, но отдельной главы нету. Там тоже толком ничего не найдете.

Есть гораздо более высокого качества, чем «Археологический словарь» Брея и Трампа, «Словарь античности», авторы — Ирмшер и Йоне. Его сделали в Германии. Было два издания крупным тиражом. Это доступная литература, в хорошие библиотеки учебных заведений он попал. Естественно, здесь в библиотеке тоже есть, но там только вскользь. Словарь-то античный, галлы, то есть кельты для них же боковой материал.

Что же остается? Как всегда в советское время самое лучшее, что делали, так это комментировали издание памятников. В любой районной и школьной библиотеке есть том из серии «Библиотека всемирной литературы» под названием «Исландские саги. Ирландский эпос». Там можно прочитать кельтские тексты, они очень красивы. Между прочим, я не знаю, почему всегда так увлекались исландскими сагами, а не ирландскими. Я тоже увлекался.

Студент: Извините, а «Тристан и Изольда» — это их произведение?

Махнач: Браво! Это не их произведение. Это произведение средневековой Западной Европы, но с их подачи. Так же точно, как и с кельтской подачи, что гораздо важнее, весь цикл о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Собственно король Артур и был кельт, британский кельт, бритт. Он, несомненно, лицо историческое, просто мы о нем почти ничего не знаем. Значит, можете посмотреть и вот этот томик.

В серии «Университетская библиотека» есть отдельное издание, которое просто называется «Ирландский эпос». Тираж тоже сто тысяч. Там великолепны и комментарии, и статьи. Обложка, как и подобает Ирландии, зеленого цвета. Наверное, тысяч сто отбили этой книжки. Нередкая книжка. В каталоге любой библиотеки вы много чего найдете, а можете найти и у себя на полке. В дальнем углу часто пылятся книги, о которых вы давно забыли, потому что раньше книг много покупали.

Наконец, тоже с прекрасными комментариями в серии «Литературные памятники» (малый формат) вышел толстенький томик «Похищение быка из Куальнге». Похоже на африканское слово, но ничего подобного. Тоже, между прочим, сто тысяч отбухали. То есть, повторяю, если не у вас дома, то на полке у приятеля, у родственников, в ближайшей районной библиотеке это есть, а в библиотеках солидных учебных заведений есть все, но в общем этого всего довольно мало.

Исследований о кельтах западной Европы очень мало, притом они посвящены кельтам Галлии, галлам. Но есть книга автора Широковой, забыл название (наверное, «Мифы кельтских народов», — С.П.). В каталоге найдете. Она наиболее интересна, потому что рассказывает об ирландцах и бриттах, наименее порабощенных античными.

Вот я нашел в памяти почти все, что мог найти. Разумеется, все равно остается лучшее наше издание «Мифы народов мира», 2-томное. Но там, чтобы что-нибудь прочитать о высшем божестве кельтского пантеона Луге Великом, надо на имя «Луг» искать. Конечно, «Мифы народов мира», а также чуть-чуть сжатый малоиллюстрированный 1-томный вариант того же издания «Мифологический словарь». Это как раз гордость отечественной энциклопедистки, настоящая гордость, это блестяще сделанные словари. Но с ними труднее работать. Вам нужно помнить не только, кто такой Луг, но и кто такой Мананнан Мак Лир. Даже я не помню всех имен ирландских полубогов. Видите, как я много названий сегодня цитирую, а много, как раз потому, что их мало. Античных же столько, что если все античное, что есть на русском языке, сюда втащить, то книги заполнят всю эту комнату. Барахла, правда, много будет, но все же.

Я редко рекомендую исторические романы, хотя в русской истории рекомендую всегда, просто всегда. Знаю, чего стоит историческая беллетристика только одного, например, убиенного Дмитрия Михайловича Балашова. В нашей же теме рекомендую вам трилогию о Мерлине и короле Артуре. Она общего названия не имеет. Имя автора — Мэри Стюарт. Заметьте, фамилия кельтская, да к тому же еще королевская. Разумеется, то не значит, что госпожа Стюарт принадлежит к королевской династии Стюарт. Это значит, что она принадлежит к клану Стюарт, к которому в том числе принадлежала королевская династия. Мэри Стюарт и три ее книжки называются «Хрустальный грот», «Полые холмы» и «Последнее волшебство». Изданий несколько, но в Совдепии все было не как положено, потому они разбросаны, издали сначала почему-то, ну, потому что самая увлекательная, вторую часть «Полые холмы» (в самом конце 70-х годов, может быть, в 1980 году). Успех книги был огромный, издали еще раз вторую и третью часть в 80-х, и только где-то в середине 90-х издали «Хрустальный грот». И перевода два. Но это совершенно неважно. Здесь вы найдете для себя очень много для вашей получаемой ныне профессиональной ориентации, потому что это хоть и «фентези» немножечко, но очень грамотное «фентези». Это как раз то, что вам негде взять. Это история Британии, которая переставала быть языческой и становилась христианской. Вместе с тем уходили римляне и начинали наползать германские варвары англы, саксы и юты. Это время жизни короля Артура, V век нашей эры (годы не известны), время поразительное. А Мэри Стюарт заканчивала Оксфорд, знаете ли, и не у «Хрюшкиных» училась (повезло леди), а у Джона Толкина и Клайва Льюиса, его друга. Ей было, у кого учиться. Так что, если сможете, Мэри Стюарт почитайте и другим передайте. Мои экземпляры все затрепаны, и еще один пропал.

Так что, опираясь на столь скудный материал, я предполагаю, что культура Гальштат — это протокельты, а культура Латен — это собственно кельты. И тогда кельты получаются примерно ровесниками или чуть моложе древних греков и древних римлян, которых мы начинаем исследовать совершенно точно с IX века до Р.Х. Может быть, кельты даже VII века. Именно потому произошел маленький кельтский ренессанс, произошел довольно редкий случай. Когда в Британию хлынули грубые германские варвары, хотя и весьма героические, часть наверное довольно доблестных, но хитрых бриттов уехали с островов на континент, где основали новую или малую Британию. Это полуостров Бретань на северо-западе Франции, где население говорит по-французски, офранцужено, но в общем-то они кельты, реликт тех кельтов. Живут кельты и в Шотландии, живут кельты и в Ирландии.

Интересно, что среди ныне существующих европейских народов, потомков кельтов или галлов, что одно и то же, повторяю, очень много, но прямых основных потомков очень мало, не повезло кельтической традиции. Кельты — предки испанцев и португальцев. Кельты — предки англичан, поляков и, следовательно, всех славян, потому что славяне в 1-ом тысячелетии до Р.Х. — это единый народ, не славянские народы, как сейчас, а один славянский народ. Это вообще не подлежит сомнению. И совершенно ясно, что галлы оставили заметный след во Франции. Франция и называлась Галлией, пока не стала Францией. А шотландцы и ирландцы просто кельты. В Шотландии на шотландском языке, то есть на гэльском языке говорят только «гэлы» (во Франции галлы, в Шотландии гэлы), они же «highlanders», то есть горцы. И даже они больше говорят по-английски. Их всего тысяч пятьдесят. А равнинные шотландцы давно уже не говорят по-гэльски, только по-английски.

В Ирландии, где были все основания ненавидеть жестоких оккупантов англичан, где вся интеллигенция конца XIX и всего XX века пыталась возродить собственный ирландский язык, тоже говорит по-английски. Только изысканные интеллектуалы могут говорить на ирландском кельтском языке.

Есть еще кусочек такой в Англии — Уэльс, со своим валлийским языком, но там тоже больше говорят по-английски. Во всяком случае, там не будет ситуации, когда вы зашли в паб, заговорили по-английски, а вам ответили, как в какой-нибудь Эстонии, «твоя моя не понимать». Практически не осталось кельтскоязычного населения, хотя если начинать разбирать испанский язык, то он окажется латинско-кельтским или кельтско-латинским, если хотите. Там только следы латыни и следы древнекельтского. Там нету ничего специфически испанского.

Вот такая коллизия, жестокая по отношению к кельтам. Но на все воля Божья. Еще неизвестно, чем все обернется.

Студент: А где находится центр кельтов?

Махнач: А слушать меня можно?! Я же сказал, верхний и средний Дунай, я же рассказал про Гальштат в Австрии и Латен в Швейцарии. Уж упрекнуть меня, что я не уделяю внимания географическим привязкам, вы не можете. Иногда после лекции я прошу посмотреть хоть какую-нибудь карту, неважно политическую или физическую, реки-то там есть, города-то там есть. Истории без географии не бывает.

Что мы о них знаем? Знаем немало. О них очень много рассказали греки и римляне. И до нас дошел их прекрасный эпос, притом жутко героический! Повествование о Кухулине или Фергусе, несомненно, не слабее эддических скандинавских саг и намного выше пресловутых «Нибелунгов». Я школьником еще читал скандинавскую и старогерманскую литературу, просто некому было подсказать, ткнуть меня носом в еще кельтскую литературу. Я очень ее люблю.

Мы представляем себе их типическую внешность, их типический характер. Думаю, что это представление немножко утрировано инородческими авторами, они сгущали чуть-чуть. Если разобраться, то можно найти и темноволосых галлов, но типичный галл или кельт рисуется рыжеватым вплоть до рыжего блондина с белой кожей, такой молочно-белой, рослым (все высокорослы, довольно высокая расовая группа), ну, и, как вы понимаете, как правило, с голубыми глазами, хотя зеленые не исключены. Нет, какая группа крови была, сказать не могу. У меня два плюс.

Они любили яркое, яркие орнаменты, носили яркую одежду. Их росписи наверняка имели магическое, обереговое, защитное значение, но не очень всерьез. С боевыми щитами, расписанными яркими красками. В ярких штанах в крупную клетку. Мы знаем, что шотландцы даже сейчас носят клетчатый плед. Кельты времен Ганнибала и Сципионов носили клетчатые штаны. Юбку носили только очень дальние кельты, шотландцы и отчасти ирландцы, только, прошу прощения, не юбку, а килт.

Они были отчаянными бойцами первого броска. Потому нанимавший их против римлян Ганнибал ставил их в первую линию, зная, что кельты (галлы) римлян сразу же собьют или не выдержат римского натиска, что они не надолго хороши. Их религия, потом этика отличалась демонстративным пренебрежением к смерти. В частности, те же самые галлы времен Сципиона, времен Пунических войн, демонстративно наплевав противнику в морду, вступали в бой голыми до пояса. Шлем притом одевали, щит брали, сапоги, поножи одевали, а выше пояса голый, и с дикими военными воплями, которые кого угодно могли напугать, бросались в атаку. То был не единственный случай.

Кельты не строили городов. У них вообще не было городов до соприкосновения с античным миром. Укрепленные поселения были, но то, что мы в полном смысле называем городом, где преобладают ремесленники и торговцы, а не земледельцы, не молочники, у них не было. В Ирландии вплоть до христианской эпохи не было городов. Потому именно в Ирландии было нарушено правило, неоднократно повторяемое в канонах, начиная с апостольских правил, о пребывании епископа во граде. Я об этом уже говорил в прежних лекциях. А ему негде было там пребывать: градов не было. Потому, как и в Эфиопии, где это правило тоже нарушалось, епископы жили в монастырях. Были только деревни, укрепленные частоколом, рвом, но деревни, где все жили вместе, все — скотоводы, земледельцы, ремесленники.

У кельтов и в Галлии, и в Британии, и в Ирландии повторялась воспетая и любимая мною, идеальная Полибиева схема власти, то есть все три вида власти — монархия, аристократия и демократия в одной упаковке. Конечно в разных соотношениях, но мы все время видим у них явную аристократическую знать, постоянно видим у них очень мелких, правда, но везде монархов, племенных князей, и везде есть собрание свободных граждан.

Кстати, лишний раз вспомним, что кельты — одни из предков славян, а для славян в лучшие времена их жизни характерна именно Полибиева схема, например, в XI-XII веках — князь, бояре, вече, в XVI-XVII веках — царь, боярская дума, земский собор и земское самоуправление. И мы шли к полному восстановлению Полибиевой схемы во второй половине XIX века и в XX веке, но вместо того с дуру сделали революцию. Об этом читайте мои работы «Полибиева схема власти» и «Демос и его кратия». Вторая книга вот на столе лежит. Моих книг тут целая куча.

Студентка: Статьи «Русский город и русский дом» уже нету в «Олимпийском».

Махнач: Но есть в Высоко-Петровском монастыре и в магазине «Русский вестник», это во дворе «Славянского фонда», Черниговский переулок, там единственная усадьба, дом 9/13. Переулок же маленький, два доходных дома, два храма, колокольня и одна усадьба, где «Славянский фонд». Да, вот есть еще книжка «Политика. Основные понятия», порвана, тоже разобрана. Две последние лекции посвящены русским политическими традициям. И словарь еще в конце. А соавтор — мой ученичок. Некоторые статьи, правда, мои, но в основном это Сереженька сделал, мой любименький. Он не единственный. У меня 9 тысяч прямых учеников, что немало для старого профессора, большинство умирают, не имея столько учеников. И на 9 тысяч есть, наверное, человек сто, про которых я могу сказать: «А вот это мои любимые ученики». А дальше среди них уже разбираться невозможно. Вот Сережа к ним относится.

Кельты совершенно не обладали инстинктом созидания государства. А потом им не обладали славяне, между прочим, в отличие от русских. Мы сильно не похожи на славян XI-XII века, они были абсолютно не государственники. Наверное, они не хотели междоусобиц, но если им предлагали что-то такое, как государство Русь, у них крыша ехала. Зачем нам какое-то государство? Русь и так велика и обильна, все равно же к нам никто не смеет лезть. Но так было лишь до XIII века. А потом все закончилось.

Так вот, кельты были в еще большей степени совершенно лишены настоящего инстинкта созидания государства. Среди славян кельтской крови вероятно больше всего среди словаков и поляков. Поляки же сами говорят, не я то придумал, не немцы: «Польша стоит беспорядком». А немецкие ученые просто пренебрежительно отмечают, что в поляках слишком много кельтского.

Можете прочитать еще одну книгу в серии «Литературные памятники», трижды изданную, «Записки Юлия Цезаря». Нашему вопросу, как вы понимаете, посвящены «Записки о Галльской войне» («Commentarii de Bello Gallico»). Там все ясно. Воевать кельты умели, и не всегда же голые ходили в бой, и я не знаю, был ли Верцингеторикс слабее Гая Юлия. Судя по всему, он был незаурядный военный лидер. Но все дело заключалось в том, что приходили римляне, из леса вылезали или с горы спускались галлы и начинали, понятное дело, римлян шпынять и пырять. Римляне уходили в укрепленный лагерь. Галлы были на своей земле более многочисленны и радостно брали лагерь в осаду. День осаждали, два осаждали, на третий день им становилось скучно, и они расходились по домам. А вот тогда римляне выходили из лагеря. И так было всю их историю.

Кельты были великим мигрирующим, то есть странствующим народом. Со своей прародины на Дунае они сначала двинулись на запад, и двигались до тех пор, пока в VI – в начале V века до Р.Х. не уперлись окончательно в Атлантический океан. Дальше Ирландии земли нету. Я не имею в виду Оркнейские и Фарерские острова, туда они тоже добрались.

Кстати, они побывали в Америке не только до Колумба, но и до викингов. Следы кельтского пребывания в Америке есть, они бесспорны. Но видимо их там было очень мало, возможно, их вообще туда ветром относило, тогда потеряться в океане было делом простым. И потому великая «дальнезападная культура», как ее назвал Тойнби, не состоялась. История сильно бы изменилась, если бы их туда попало много. Они устроили бы одну, конечно христианскую, культуру и цивилизацию с индейцами. И тогда все пошло бы не так. Я не могу позволить себе гадать, но если бы они привезли с собой лошадь, желательно еще собаку, но прежде всего лошадь, то я сомневаюсь, что американская сволочь, среди которой намного позже тоже были потомки кельтов, вырезала бы индейцев в Северной Америке. Да, и колесо, конечно, но его они завезли бы в первую очередь. Все пошло бы иначе.

Но на том кельты не успокоились — если на запад дальше не получилось, тогда пойдем на восток. Об их пребывании в Польше я уже сказал. На нашей земле, на Руси, следы пребывания галлов — это Галиция, она же Галичина, крайний юго-запад Украины, город Галич. А в Малой Азии было небольшое царство галатов. Кстати, «Послание к Галатам» святого апостола Павла — это послание именно к малоазийским галатам, а не куда-нибудь в Галлию. А предместье Константинополя и сейчас называется Галата. Ну турки — тупенькие, они ничего придумать не могут, они сохраняют греческие, славянские топонимы, все что угодно, только переиначивают по страшному.

Студент: Высшее божество у кельтов — Великий Луг. А Великие Луки никакого к ним отношения не имеют?

Махнач: А никто не знает. Большинство ученых считают, что, скорее всего, это все-таки излучина реки, хотя на гербе Великолукском изображены три лука. Но гербы придумывали в XVIII веке, при Екатерине Второй, и можно тому доверять, а можно и не доверять. Это запад Руси, там они могли быть.

Я, например, считаю, что вандалы были протославянами. А Вандея рядом с Бретанью (слово того же корня) — это напоминание о какой-то протославянской группе, которая некогда там поселилась. Было восстание в Вандее во время французской революции. И вели они себя, кстати сказать, упрямо, не как французы, а как славяне. Но происходит смена этноса, и остается только память.

Надо сказать, что при своей более или менее деревенской жизни у них были большие села и прекрасные ремесла. В частности, в этих своих больших деревнях они владели искусством работы по металлу. Например, существует один памятник, он происходит из Гальштата, огромный кратер, более метра высотой, отлитый в золоте, со скульптурным рельефом. Кратер — форма греческая, это классическая греческая ваза. Кратер придумали не кельты, и научились они у греков, форму подобрали у греков. Но ни один грек не стал бы отливать кратер из золота, у них и золота столько не было, и не сумел бы. Метровая ваза — это довольно трудное литье, одна только форма, она же трескаться будет. Греки так в металле не работали, а кельты сделали, кратер существует. А мелкая пластика из бронзы, золота, сплавов, иногда железа (она ржавеет, потому ее мало где можно найти) просто идеальна, ею восхищаются все художники уже лет 150, когда было увлечение всем галльским.

Так что они были, как видите, не только хорошими скотоводами, земледельцами и бойцами, они были также очень неплохими ремесленниками.

Кстати, сравните, проведите параллель. Русский город ведь тоже был большой деревней, он был гораздо ближе к деревне, чем западноевропейский город. Так что, может быть, и тут есть нечто родственное и очень даже людям полезное. Кто еще не прочитал «Русский город и русский дом», все же прочитайте. Мы с Марочкиным не самую большую глупость написали, может быть, это одна из самых лучших наших работ.

В рабы галлы толком не годились. Характер слишком нерабский, из поколения в поколение гордые люди. Потому много галлов среди рабов никогда не было. Но римляне, великие администраторы, нашли им применение. Большинство рабов гладиаторов были галлы. Для такой рабской работы они годились — убивать друг друга.

Их литературы мало, но достаточно, чтобы доставить нам удовольствие. Колоссальный по значению след они оставили уже в истории Средних веков, два пласта, и один другого дороже. Во-первых, именно кельты оставили в Европе небывалое для древнего мира уважительное отношение к женщине. Оттуда почитание дамы — дама сердца; дама, так сказать, чисто абстрактно возлюбленная; вообще все, что связано с дамой, связано с рыцарством. Это наследие кельтов, это подтверждается археологически. Женщин хоронили с такими же почестями, как и мужчин. Понятно, что королеву хоронили, как и короля, а крестьянку хоронили, как и крестьянина, то есть по-разному, но в своем сословии одинаково. Это очень интересный след.

Во-вторых, кельты породили рыцарский кодекс, он восходит к позднейшей Античности. Именно они оставили после себя текст, на котором воспитывались все рыцари и создавалась вся рыцарская литература. Я уже сказал, это Король Артур и Рыцари Круглого стола. И сэр Тристан (по-французски, а прежде, первоначально «Тристран») и сэр Ланселот. К сожалению, все дошло до нас не на кельтском языке, все переписали. Переписал Кретьен де Труа, но на старофранцузском. Переписал Вольфрам фон Эшенбах, но на старонемецком. Мы читаем уже не то, что написали кельты. Но все это идет оттуда. Артур был кельт, бритт.

Потому, если мы говорим о рыцаре как о тяжеловооруженном кавалеристе, склонном к тактике индивидуального боя, поединку, то это уходит к сарматам, к парфянам, к персам, тоже к арийцам, но к восточным арийцам. Кстати, сарматы тоже наша родня, как и кельты. Если мы говорим о рыцарях как о части феодального сословия, то это порождено создающимися в IX-XI веках феодальными общественными отношениями. Но если мы говорим о рыцарском кодексе чести, о рыцарском этосе (о рыцарском поведении), то прежде всего это относится к кельтам.

И последнее наследие кельтского мира — это несостоявшаяся дальнезападная культура, это Ирландия. Она была зажата с востока культурой (цивилизацией) западноевропейской. Это можно прочесть у Тойнби. Он это четко прописывает в своей книге «A Study of History» («Постижении истории»). Она два раза издавалась, не редкость. Наверняка, она есть и в интернете, но это страниц семьсот сокращенного русского перевода, это не то, что удобно читать в «нете».

Ирландский мир, чисто кельтский мир, как, кстати, и шотландский, был очень мало затронут Античностью. Восточные кельты, наша родня, наверняка в какой-то степени эллинизировались, а уже потом славянизировались. Кельты Галлии, галлы, романизировались, естественно, Галлия стала римской провинцией. Не меньший след римляне оставили в Британии, но к северу от Адрианова вала, уже в Шотландии Античности не было, и в Ирландии не было. Она туда почти не дошла. И в итоге там возникла своя культура, вот эта самая сельско-городская. Они очень рано приняли христианство. Мы почитаем крестителя Ирландии, святого Патрика. По-нашему он Патрикий. Интересно, что ирландцы на гигантском сходе, практически демократически принимали решение о христианстве. И у нас вече сыграло свою роль. И скандинавы в Исландии на «тинге» (на соборе) принимали решение стать христианами.

Интересно, что победа христианства состоялась, потому что против жрецов, кстати сказать, совершавших и кровавые жертвоприношения, друидов, выступили представители второго сословия, поэты, они же «филиды». В Шотландии их называли «бардами». Вы все прекрасно знаете это слово. Слово «филид» у нас менее известно. Филиды выступили против друидов, и христианство довольно быстро стало религией всех ирландцев. После того остатки цивилизации в Европе — это прежде всего ирландские монастыри. Их было всего несколько, но там умели разводить молочный скот, выращивать виноград, им были известны все виды сельского хозяйства. Там читали книги, переписывали книги. Особенно был знаменит в северной Италии ирландский монастырь Боббио. Докушав Античность, о чем я вам расскажу после короткого перерыва, Европа погрузилась во тьму. Античность Европа доедала с конца V по VII век. Затем, до настоящего Средневековья следует пара веков глубочайшего провала — это Темные века, VIII и XIX. И вот тогда немногие монастыри, а среди них половина — ирландские, были последними светочами. Кругом была тьма, время считать разучились, часы делать не умели, дороги заросли, мосты обвалились, почта пала сразу вместе с империей, полная разруха, которая нам сейчас и не снится. Потому не будьте так пессимистичны сейчас, все еще не так плохо. И вот на этом фоне полного провала кое-где что-то светится, в том числе средневековые ирландские монастыри. Их религия была христианской, а вот их культура была ближе не к Западу, а к Византии. Их богослужение также больше напоминало наше, византийское по происхождению, хотя мы жили в противоположных концах Европы. Но потом их сломали, веками ломали и доломали. Сейчас они нормальные римо-католики, как и все римо-католики, а прежде там было поинтереснее. И в этом тоже огромная заслуга ирландцев, что-то они в Европе сохранили. Десять минут перерыв.

Гнусность ситуации заключается вот в чем. При «перестройке», при Горбачеве, о чем я предостерегал и чему есть живые свидетели, все, ну 90% населения, любая тетя Дуся колхозница, понимали, чего не хотят, но подавляющее большинство не понимали, чего хотят. Я сказал еще в 1983 году, что скоро кончится этот режим, но меня слушать не хотели, хотя и тогда уважали. Мне говорили: «Ну, ты оптимист. Лет пятьдесят еще (продержится коммунизм), вряд ли десять». Но я оказался прав, и свидетели тому есть, еще есть. И напечатал это через десять лет. Все понимали, чего не хотят, а чего хотят, не понимали. А если бы понимали, чего хотят, то мы жили бы сейчас не так, как живем.

Нельзя на одном негативе. Так не получается. Нельзя говорить: «Ну, хорошо, если не Путин, то кто-о-о-о?». Какая разница? Если вы хотите традиционного российского, в частности во многом демократического пути развития, то вопросы так не решаются никогда! А решаются они иначе:

Избираем Иванова. Не годится? Вон!

После него избираем Мухаметдинова. Не годится? Вон! И в тюрьму, чтобы следующий подумал!

Избираем Рабиновича. Не годится? На кол!!!

И так до тех пор, пока не будет тот, который годится. Это и называется демократией. И другого пути не будет!

(В зале робкие возражения и сетования на то, что у нас нет «механизма обратной связи»)

Что значит «нет механизма»?! Создайте его за неделю!

Вот Артемов, Игорь Владимирович не думает о том, что у него нету механизма запретить педерастам устроить всемирное шествие по Москве. Но он просто приходит и разгоняет их уже шесть раз со своими РОНСовцами (Российский общенациональный союз), с Движением против незаконной иммиграции (ДПНИ), с обществом Память, с шестью-семью небольшими общественными организациями. Их милиция забирает, но отпускает, потому что сделать ничего нельзя.

Игоря Владимировича избили, в частности ногами! Но он готов, чтобы его били. Я говорил об этом на радио и в печати. А когда мне позвонили среди ночи, я был не в том физическом состоянии, чтобы ехать подставлять себя под чьи-то сапоги, но я тут же узнал все телефоны и позвонил. Вообще смешно, что мне отвечал капитан милиции Мирзоев. Вот ему бы в Баку служить, а он почему-то в Москве. Но при всем притом, что я всего лишь сопредседатель общественной организации Союза православных граждан, всего лишь профессор не самого видного учебного заведения, всего лишь помощник депутата на всякий случай, чтобы не били, как только я спокойно позвонил и спокойно представился: «У вас задержан депутат Владимирской областной думы Игорь Владимирович Артемов», капитан Мирзоев сразу же, почему-то, выучил мое имя и отчество: «Нет, что вы, он не задержан!». «Нет, простите, капитан, как это не задержан? У вас есть только два способа: либо арест, если есть ордер на арест, либо задержание на три часа», говорю я. «Но у него нет документов», возражает Мирзоев. «А у вас нет ЦАБа?», спрашиваю я. Это Центральное адресное бюро. Ой, как он ужом-то извивался! И через час всех отпустили. Махнача хватило. Но для того нужны ребята, которые готовы пойти, зная, что вообще-то могут и побить. Я был готов, но сейчас мне пятьдесят восемь. Зато все остальные, как только увидели, что наших бьют «несчастные мальчики милиционерики», немедленно, на следующий же день шли и давали письменные показания, что они видели, как несчастные мальчики милиционерики били ногами депутата. После чего пять несчастных мальчиков милиционериков придется посадить, но не на «красную зону», где одни менты сидят, но на зону, ребятки, на зону! Это ваш долг. И ваш долг! «Не лжесвидетельствуй», сказано в Синайской, если вам только показалось, что наш ударил милиционерика, или азербайджанчика, или педерастика. Но если вы точно видели, что педерастик осмелился ударить, вы должны дать показания. А иначе вам никакой обратной связи не будет и России в помине никогда не будет! Ладно, хватит! Политическими речами я здесь заниматься не обязан. Считаем, что это время было переменой.

Нету другого пути! И надо объяснять это каждый день. И надо гнать партию президента, даже если она опять изменит название, как уже меняла, и, например, будет называться вместо «Единая Россия» «Российское Единство» или «Россия Единая». Тогда вы точно должны голосовать против нее!

А если вам кто-нибудь скажет, что все равно сфальсифицируют, как захотят, отвечайте на то, как я отвечаю: «Если полное уныние, пойди, родная, в гроб уложись и самозакопайся!» Нельзя сфальсифицировать итоги выборов. Все мои друзья социологи, которые работают на меня, говорят, что можно изменить результаты на 6-6,5%. Это все, что возможно. А того мало, если все будут голосовать против «Единой России». Итоги никак не изменить. И никакого преемника Медведева или «Ведмедева» Путин себе не назначит. Не получится у него. Как только думские выборы он проиграет, которые раньше президентских, то в глазах 90% (10% подонков есть в любом обществе) он будет нулем, ничтожеством, воблой. Вы посмотрите на него анфас. Это же лещ анфас. Как сказала моя супруга, иногда удивительно точная леди, когда он только появился: «Нет, такого человека не существует, таких людей не бывает, это искусственный интеллект. Значит, у нас раньше всех создали биоробота».

Студентка: У наших людей в голове телевизор. Как они могут голосовать против? Как им по телевизору сказали, так они и голосуют, 70% народа.

Махнач: Я же смог сделать. Я не был сторонником ни Глазьева, ни Рогозина, но знал, что блок избирателей «Родина», если не самый лучший, то наименее поганый среди всех. Я сделал то, что в половине РФ родинцы набрали 10%, а в Москве 15%. Сделал это практически я один, задаром, потому что эти комсомольцы платить не умеют. Если бы я такую услугу оказал Чубайсу, то был бы уже, если не долларовым, то рублевым миллионером. Значит, можно, правда? Потому не надо говорить, что ничего нельзя сделать. Можно. Есть «Радонеж», есть «Народное радио», но главное, есть разговор за чаем, который был даже в советское время, когда не было ни «Радонежа», когда ничего не было!

Студентка: Все разговорами и кончалось.

Махнач: Кончилось тем, что мы их выгнали. Но они украли у нас победу. Я водил экскурсии по Ордыночке еще в конце 70-х годов, показывал Марфу и Марию, рассказывал историю убиенной великой княгини Елизаветы, еще далеко не канонизованной. Я не хвастаюсь, я сделал очень мало, я недостаточно спортивен, я старый, болезненный, выпить люблю.

Студент: Все любят.

Махнач: Я сделал мало, я действительно грешен, я зарыл кучу талантов, за что мне на Страшном суде мало не покажется. Но если бы каждый русский сделал хотя бы половину того, что сделал я, во была бы Россия уже! Хотя бы половину, хотя бы образованный русский человек. А вы же на то претендуете, вы же здесь неслучайно сидите.

Сейчас я вам расскажу, как это бывает. Античный мир погибал. И погибал он не почему-нибудь, не потому, что они стали безнравственными. Наоборот, они стали безнравственными, потому что они погибали. Они забыли римскую доблесть и греческое чувство прекрасного именно потому, что кончалась их жизнь, кончалась их история. Римляне и греки исчезали. Никогда не путайте причину и следствие.

Кстати, напомню, что у нас, у русских, еще 400 лет законного этнического возраста. А какая разница, что будет через 400 лет, да? Бог может совершить кучу чудес, появится какой-нибудь новый, следующий народ, все китайцы станут православными, сокрушат американцев. Вот ей Богу, рано нам еще.

Римляне служили. Сперва наемниками служили провинциалы, которые не имели римского гражданства. После 212 года, согласно эдикту императора Каракаллы все свободные получили римское гражданство. И вся служба стала наемной. Это тоже неплохо. Это бред советский, что наемник — плохой солдат. Наемник может быть великим патриотом, героем своего отечества. Просто работа у него такая, он зарабатывает деньги. Все офицеры были наемники и практически все сержанты.

Запишите: эдикт Каракаллы, 212 год. Все даты и рекомендуемые книги у меня в аудитории положено записывать, даже если стоят диктофоны! Во-первых, плохо записывается, потому что я все равно хожу и буду ходить. А во-вторых, потому что вы потом не найдете. Может быть, вам пригодятся эти записи. Может быть, они еще кому-нибудь пригодятся. Даты и литературу полагается записывать!

Студент: А казаки тоже были наемники?

Махнач: Казаки не были наемниками, казак жил со своей земли, если не офицер. Но они тоже были на особом положении. То было нормально.

Так вот, после службы, как до 212 года, так и после всем наемникам полагался дом и надел земли. В I веке нашей эры это вот так звучало! Во II веке хуже, а в III веке все расхотели работать. А климат там хороший, работать можно. Необязательно в Италии, и в Дакии, Паннонии, Мезии. Виноград там растет. Злаковые тоже. Бычки гулять будут. Все будет нормально. Но они не хотели, и размножаться не хотели. Когда народ погибает, он перестает размножаться. Бывают короткие падения рождаемости. Надеюсь, у нас сейчас короткое падение рождаемости. А вот когда совсем перестают рождаться, когда уже детей не любят, это плохо, это преддверие гибели.

Еще большое количество римлян не только служить, а вообще работать не хотели. Они были римские граждане. А римские граждане на наемную работу не шли, как вы помните, я говорил. Этика такая была. Могли идти, но то было не очень уважаемо. Римский гражданин должен работать на своей земле, или его рабы на его земле. И то, и другое — достойный вариант. Для римлян разницы не было. Если у тебя сто рабов, работают рабы. Если у тебя пять рабов, работаешь ты с рабами. Если у тебя вообще рабов нету, тогда сам должен пахать. Они переставали и размножаться, и работать. Рим к концу империи был двухмиллионным супер-городом! Как они там жили? Плохо. Они же работать-то не хотели. Они хотели хлеба и зрелищ. Все знают этот лозунг.

Император сбежал из Рима. Все императоры жили не в Риме, они жили в Равенне, в Никомедии, находили места, где пожить, но не в Риме, потому что среди такого народа жить было нельзя. Рим в качестве столицы уже не годился категорически. А бунт в двухмиллионном супер-городе страшен для любого императора. Потому хлеба императоры им давали, а заодно и зрелищ, мелкие монетки давали.

Чем занимались эти людишки, эти римляне IV века? Они ходили на полдня в баню, в термы. Каждый император, начиная с Августа, строил роскошные термы. И каждые следующие термы были роскошнее предыдущих. Римляне были чистоплотны, но еще и водолюбивы. Только в самом конце XIX века крупнейшие города Европы начали разливать на душу населения столько воды, сколько разливали в Риме. Без насосных станций! Натеком по акведукам. У них был целая культура терм. В термах все было раздельно. Была парильня, при ней был гимнастический зал, были гири, чтобы поднимая гири вызвать пот, усилить потение. Далее была горячая баня. Была теплая баня и теплый бассейн при ней. Был холодный душ и холодный бассейн. Притом в Риме полагали, что нельзя в теплом помещении принимать холодный бассейн, он был под открытым небом. Если переохладился, бежишь в горячий бассейн. В банях можно было не только пожрать, в банях можно было почитать. В термах полагалась библиотека. Ну, я представляю себе, какая там была литература. Провести там можно было очень много времени, чередуя бани, библиотеку. Там перекусил, тут поотжимался, упал-отжался, туда-сюда, полный порядок, полдня прошло.

Еще были зрелища. Гладиаторские бои устраивали, конечно, далеко не каждую неделю, все-таки гладиаторы — товар довольно дорогой.

Студент: Кельтов было мало.

Махнач: Да, кельтов не хватало. И мест было много. И морские сражения устраивали. В римский Колизей можно было налить воду и устроить морскую битву.

Еще был театр. Театров было еще больше. Их было много. Представления были в основном гнусными, потому что преобладал фарс, как у нас Петросян или Лион Измайлов, примерно такое же убожество. Иногда, прошу прощения, с голой задницей. Ну, профессия у него такая.

Вот почему, кстати, Златоуст резко выступал против театров. Потому что он был некультурным человеком? Он был одним из самых высококультурных! Но при нем классическую трагедию уже не ставили. Редко ставили комедию, а чаще фарс, то есть грубый, животный смех. То есть, после терм римлянин шел в театр, смотрел фарс и лыбился.

Еще был лупанарий, это публичный дом. Рабынь привозили с востока, в основном из Сирии. Их хватало, мелких монеток тоже хватало. Так что можно было забежать.

Жили они чудовищно, в тесных 5-6-этажных инсулах. Одна комната на семью, потому что дорого. Удобства во дворе. До удобств на этажах они не додумались. Представьте себе, что вы живете в «хрущобе», что представить себе легко, но еще и удобства во дворе. Топ-топ-топ-топ — побежала родная с шестого этажа. У нас не строили до войны даже 4-этажных домов без лифта. А когда Никита решил всех «квартиризировать», постановили, что 5-этажные не имеют лифта. Почему не строили 6-этажных домов? А потому что выше должен быть лифт.

Ели плохо. О мясе могли только мечтать. В самом лучшем случае было молоко. Но то же Италия. Фасольки тогда не было, она американка. Но были бобы, горох, чечевица. Это все жутко питательно. Травы разной, зелени, лука, чеснока, приправы хватало. А с оливковым маслом тем более вкусно. Вино они пили жуткое, но залейся. Вот так и жили. Питались бобовыми и капустой. Жили на 6-м этаже с удобствами во дворе, но они же дома только ночевали, а днем циркулировали — театр-лупанарий-термы, термы-лупанарий-театр. Вся жизнь в этом проходила. Вот во что превращался народ.

Солдаты начали бунтовать и вмешиваться в дела императоров. По-настоящему начали, когда закололи чудовищного императора Нерона. Правда, из милости закололи, потому что ему предлагали честно, как римлянину самоубиться, им религия позволяла, но он был трус настолько поганый, что не мог воткнуть в себя меч. Его заколол верный раб, спасая его от позорной казни. Тогда сразу 4 войска провозгласили своих генералов императорами. Генералы даже не очень хотели. Гай был вроде бы не против, хотя был очень болезненный человек. Атон думал о благе Рима. Вителлий и Веспасиан вообще были личными друзьями и друг с другом воевать не хотели. Но к ним пришли их унтер-офицеры от имени легионеров, то есть центурионы и оптионы, и сказали: «Провозглашай себя императором, или мы тебя зарежем». Ну, знаете, лучше провозгласить себя императором, чем быть немедленно зарезанным. Может быть, еще и повезет.

То был уже шаг к падению Рима. Но наступил Золотой век Антонинов. То были лучшие императоры, в основном провинциалы. В такие эпохи, как сейчас у нас, государство спасают провинциалы, а никак не столичные лидеры. Хотя, учитывая интеллектуальный потенциал столицы, мы все равно должны им помочь. В 1870-71 году Германию создала Пруссия, а Пруссия была самой большой дырой в Германии, там просто ничего не было, то была крестьянская, земледельческая область. Почему же провинциалы? Потому что энергичные люди остаются в провинции, провинциалы сохраняют энергию. Мой соавтор и друг Марочкин, имея в виду Германию, сказал: «Ну что же, у них было пруссачество, у нас будет казачество». Казачество — это условно. Да, еще Сибирь есть. Я сам только что с Сахалина. Вот футболочку мне подарили, приняли в почетные члены братства. Надеюсь, вы знаете, что такое лабарум? Вот это лабарум, это знамя святого равноапостольного Константина Великого, явленное ему на Небесах. Так вот, в империи нашлись провинциалы, спасли Рим. Потом стало хуже. Солдаты только тем и занимались, что находили себе императоров. О том есть довольно большая литература, есть Корнелий Непот, есть Плутарх. Были в истории императоры, которые правили несколько дней. И ходят упорные слухи, что все-таки существовал император, который правил несколько часов. А те, кто правили несколько дней, известны по именам.

Те солдаты, которые стравливали Вителлия с Веспасианом, вообще-то говоря, служили Риму. Они знали, что такое Нерон, и хотели настоящего императора. Им казалось, что их генерал — настоящий император. Правда, они немножечко служили и себе, за дачки, за бляхи, кто-то декурионом станет или центурионом, если постарается, но в общем они служили Риму. В конце концов, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. А вот эти, римляне не II века, а IV века, были гораздо страшнее, они хотели уютно жить в военном лагере, вот как эти гражданские хотели жить на 6 этаже. Потому воины перестали носить доспехи. Я две недели назад рассказал вам про дисциплину. Эти начали возить доспехи в обозе. Естественно, мобильность армии тут же резко упала. А потом доблестный 11-й легион вообще оставил доспехи в зимнем лагере и выступил подавлять то ли батавов, то ли багаудов (всю жизнь не могу запомнить). И то ли батавы, то ли багауды посмотрели на эту толпу голых людей и всех вырезали, куда им и дорога была. А самым страшным было то, что врагом солдату становился хороший офицер, потому что хороший офицер требует, чтобы солдат прыгал, бегал, упражнялся в фехтовании, метал пилум. А как это можно делать в армии, которая деградировала до такого состояния? Ведь найдут момент, стрела в затылок офицеру, и все.

Студентка: А императоры, которые правили несколько дней, погибали или их снимали?

Махнач: Некоторые погибали. Нет, Путину больше повезет. Хотя если он снова начнет раздавать немцам наши трофеи, а я до того доживу, то даже под страхом того, что меня убьют, а возможно меня и убьют, я буду требовать, чтобы он получил «пожизненку» на Таймыре, откуда он уже никогда не выйдет.

Студент: Горбачев же, кажется, заработал наказание?

Махнач: Они все заработали. Но вот дедуля Ельцин ходит еще, сволочь такая, и ничего. Да, Ельцина один раз куда-то с мостика уронили. Да, было дело, что-то такое было. То ли сам пьяным упал, то ли скинули.

Так вот, с этим войском воевать было нельзя. И с этими гражданами существовать империя не могла. В этой ситуации литература стала чудовищно пессимистичной. Это неоплатоники, это поздние стоики. Плотина может прочитать очень мощный интеллектуал. Я не уверен, что вы здесь такого ранга. Тяжко продираться будет. Но императора Марка Аврелия любой нормальный человек может прочитать, и он был хорошим императором, между прочим. Он написал глубоко пессимистичную книгу «Наедине с собой». Да, он был стоик, последователь Сенеки.

Появились откровенные антисистемы, о них мы уже говорили. Еще раз повторяю, как хотите, откуда хотите, где хотите, но вы обязаны владеть понятием антисистемы хотя бы в объеме Махнача, лучше прочитать у Гумилева. Есть в книге «Политика. Основные понятия». То будет вашим преступлением как христиан, если вы не будете в совершенстве владеть категорией антисистемы. Вы будете подобны тем, которые отправились голыми в поход на батавов, вы поступите точно так же.

Студент: А двойки поставите?

Махнач: Сколько угодно! А синюю книгу «Политика. Основные понятия» везде можно купить, и в «Олимпийском». Ее еще много. И половина тиража не распродана. Она самая последняя наша книжка.

Так вот, появились откровенные антисистемы, то есть системы, разрушительные для общества, могущие даже сокращать продолжительность жизни этноса. Это гностики. А где-то с III века нашей эры появились уже манихеи. Это антисистема откровенно самоубийственна. Она породила много антисистем Средневековья. Они потом вылезали неизвестно откуда, нахватывались манихейских понятий, появлялись новые версии. Это альбигойцы, вальденсы, катары, павликиане, богумилы, тандракиты, карматы… Их было много. Но на Руси их не было. У нас до конца XV века не было антисистемы. Потому одна глава в моей статье «Диагноз» называется «Господь долго хранил Россию».

Что еще было? Были тихие, абсолютно отвлеченные от мира секточки, тоже пессимисты, забившиеся в свои уголочки. Только две религии в этом очень многорелигиозном мире были позитивны, со знаком плюс. Это митраизм и христианство, естественно. Митраизм есть ответвление зороастризма, почитание Митры, бога договора у древнейших персов, абестийцев. А в митраизме он уже носитель света и правды. На сохранившихся алтарях он назван обычно «Митра Непобедимый». Обычная эмблема — сам Митра, вскочивший на быка и закалывающий его. Бык символизирует дикий хаос, дикую силу. Митраизм прошел через всю империю. В трилогии Мэри Стюарт есть страницы, посвященные митраизму. В Британии митраизм должен был дотянуть до V века. Он прошел через Сирию и всю империю. Митраизм — религия честная. Я когда-то по бестолковости спросил у Гумилева: «Я знаю, что христиане были лучшими солдатами в империи. Но почему?» Ответ был очень простым: «Потому что они не предавали. Они не предавали в мире, когда все предавали всех». Высшая воинская доблесть есть верность. Высшая христианская доблесть есть верность. Первое самоназвание христиан отнюдь не «христиане», а «верные». Оно сохранилось в «Литургии верных». А словом «христиане», что можно прочитать в книге «Деяния святых апостолов», их просто обложили, то было ругательство.

Студент: А почему вымерли кельты?

Махнач: А лекция о кельтах еще не закончена. Они состарились. Их этнический возраст подошел к концу. Я говорил об этом уже. Ходить надо ко мне хотя бы раз в две недели!

Студентка: А антисистема сокращает возраст или нет?

Махнач: Иногда да, иногда нет. Она вносит деструкцию в общество, безусловно. Но некоторые глубокие антисистемы в состоянии сократить продолжительность жизни этноса. Например, карматы просто убивали лучших людей общества.

Так вот, христиане не предавали, но не предавали и митраисты. Христиане были обращены к свету, митраисты тоже, вне всякого сомнения. Митраисты были даже в чем-то лучше христиан. Да, да, я не боюсь это сказать в этих стенах, перед святыми образами. Это просто. Христианин, совершивший тяжкое прегрешение, может покаяться, а митраист нет. Если обманул доверившегося, не врага с помощью военной хитрости, а доверившегося, то все, отпал сразу во тьму! В этом отношении митраизм лучше, хотя жестче.

Почему выиграло христианство, а не митраизм? Я готов предложить вам разумное объяснение, не ссылаясь на чудо, на волю Божью. Христиане принимали всех, это известно. Христианство никогда не было религией рабов, это чушь! Ядром христиан были представители средних слоев общества, притом преимущественно горожане, буржуа, бюргеры, посадские. Но принимали-то всех. Правда, и в христианстве есть ограничение, в правилах Священного Писания. Например, нельзя было раба рукополагать. Но не потому, что раб плохой, перед Богом все равны, а потому что если раба или даже вольноотпущенника сделать священником или дьяконом, то его господин может оказывать на него самое прямое давление. Бывали случаи, когда общины такого выкупали на свободу, если кого-то очень хотелось иметь дьяконом. Были разумные ограничения, но вообще-то принимали всех. И представитель крайних низов находил себе место в христианстве, и блестящий интеллектуал. Например, Иустин Философ, святой мученик. Самые блестящие интеллектуалы находили себе место в христианстве!

Митраисты же представителей низов не звали, а представителям верхов было скучно, потому что митраизм — простенький совсем, там интеллектуалу воспариться некуда. Раба в общину митраистов вообще не брали, община митраистов была только свободной.

Кроме того, это моя личная, нахальная точка зрения, культовые сообщества митраистов были чисто мужскими. Туда женщин не пускали. И тут уж ясное дело, что митраизм должен был проиграть. То был чисто мужской культ.

А больше выбирать было не из чего, других конкурентов среди религий не было. Вот почему закончился Рим. Притом неправда, что христианство сократило жизнь Рима. Христианство продлило его жизнь. Христианство очень многих варваров поставило на службу Риму, когда Рим стал христианской империей. Главнокомандующий восками запада империи Стилихон был варвар, вандал, наша, видимо, отдаленная родня. А император был, простите, говнюк. Стилихона предупредили, у каждого генерала есть преданные офицеры, которые предупредят. Стилихон все-таки дал себя убить, но не взбунтовался против императора.

И все же мир античный все равно заканчивался, неизбежно, он протянул даже немножко дольше, чем ему следовало. 476 год — это все-таки очень поздно. Рим уже за сто лет до того ничего не стоил. За сим все.

(Все поют «Ангел вопияше…»)

Студенты: Спасибо, спасибо.


Рецензии