Эдгар Дега-выдающийся французский художник. Ч. 1

ПО МАТЕРИАЛАМ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Эдгар Дега – выдающийся французский художник, один из   основателей импрессионизма (часть1).

Творческие устремления, неутомимые усилия и родственные узы художника вскоре вызвали к жизни первый блестящий шедевр Дега, групповой портрет "СЕМЬЯ БЕЛЛЕЛЛИ" 1858 г.,Музей д'Орсэ, Париж.
Тетя Лаура была замужем за бароном Дженнаро Беллелли, от которого у нее было две дочери.
Эдгар остановился у тети и дяди во Флоренции, куда семья выехала в изгнание из Неаполя по политическим мотивам. Им очень не нравилась среда, в которой они временно очутились, где ее мужу приходилось "снимать комнаты".
Дега явно симпатизировал своей тетушке. Она, безусловно, была его любимицей среди сестер отца. Дега сумел наполнить этот групповой портрет мрачным чувством семейной драмы, просто представляя зрителю членов семьи.
В темном платье, с угрюмым и несколько отстраненным выражением лица, тетя Лаура является доминирующей фигурой картины. Несмотря на ее отсутствующий взгляд, ощущается, что именно она главенствует здесь.
Дженнаро сидит в кресле у камина, спиною к зрителю, и как будто отключен от происходящего вокруг него. По существу, оба они избегают друг друга.
Маленькая Джованна смотрит на художника и зрителя, сложив ручки на белом фартуке. По словам близких, это был не самый дисциплинированный ребенок, и такой жест девочки выглядит не совсем искренним.
В то время как ее младшая сестренка Джулия, кокетливо подбоченясь, показывает более открытый и нетерпеливый характер. Она - единственная связь между родителями, которые разделены столом. Открытая дверь слева и отражения предметов в большом зеркале над каминной полкой расширяют комнату, хотя она не идет ни в какое сравнение с грандиозностью дворцов, которые принадлежат позирующим Беллелли в Неаполе.
Позднее семья получила возможность возвратиться в родной город.
Это огромное полотно,  200х253 см, Дега писал, вернувшись в Париж в 1859 году, в новой просторной мастерской. Завершив картину, он, вероятнее всего, хранил ее свернутой трубкой в углу мастерской, и она оставалась неизвестной вплоть до своего появления уже после кончины Дега, в 1918 году, на аукционе в его мастерской, где она произвела огромную сенсацию.
Картина была тотчас же приобретена Лувром.

ПОРТРЕТ ДЖОВАННЫ И ДЖУЛИИ БЕЛЛЕЛЛИ.  Жанр двойного портрета был очень моден в то время. Джованна и Джулия Беллелли были племянницами Дега, который много раз рисовал их, бывая в их семейном име¬нии во Флоренции. Дега чувствовал необыкновенно трогательную любовь к девочкам.
В этом портрете чувствуется влияние «ДВУХ СЕСТЕР» (1843) кисти ТЕОДОРА ШАССЕРИО, который Дега назвал «са¬мым прекрасным портретом века». Возможно, эта картина столь сильно привлекала его тем, что семейство Шас-серио, так же как и семья его матери, по происхождению были креолами.

После возвращения из Италии в Париж Дега оставил апартаменты отца и снял новую большую мастерскую (1859) на Рю де Лаваль 13, в 9-м округе, в котором ему было суждено прожить всю жизнь. В начале 60-х гг. он создал портреты ЛЕОНА БОННА И  ТЕРЕЗЫ ДЕ ГА.
"ПОРТРЕТ ЛЕОНА БОННА", 1862, Байонн, Музей Бонна. Во время своего пребывания в Риме Дега регулярно навещал художника Леона Бонна, который провел там два года (1858-60) благодаря родному городу Байонн, удостоившему его поощрительной стипендии. Дега вручил позировавшему полотно уже тогда, когда отношения между ними давно охладели, и дружба расстроилась из-за потери взаимопонимания.

Эти работы, как и  «ГОЛОВА ЖЕНЩИНЫ» И «ПОРТРЕТ МАРГЕРИТ ДЕГА», стали первым «вполне самостоятельным и зрелым выступлением художника», но они еще слабо напоминают будущие искрометные шедевры Эдгара Дега.

Картины Дега на исторические сюжеты никогда не пользовались популярностью. Их считали, и все считают неадекватным решением этого жанра. Сам же Дега никогда так не думал. Он отдавал этим картинам не мало сил и труда. Даже когда Дега перестал писать на эту тему, он относился к своим историческим работам с нежностью.
С XVII века и далее живопись на исторические темы считалась одним из самых благородных жанров, и академическое обучение молодых художников всегда основывалось именно на нем.
Но ко времени Дега этот жанр оказался в глубоком кризисе, порой говорили, что историческая живопись изжила себя. Дега, однако, не верил, что историческая живопись мертва, и искал пути для модернизации в этой области.
Художник создаст несколько "исторических" картин ("СПАРТАНСКИЕ ДЕВУШКИ ВЫЗЫВАЮТ НА СОСТЯЗАНИЕ ЮНОШЕЙ", 1860. ИНСТИТУТ КУРТО, ЛОНДОН; "СЕМИРАМИДА СТРОИТ ГОРОД". 1861; "ВОЕННАЯ СЦЕНА ИЗ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ", 1865. МУЗЕЙ ИМПРЕССИОНИЗМА, ПАРИЖ).
В них, несмотря на традиционные академические сюжеты и композиции, чувствуется стремление художника оживить условную классическую схему, придать героям более современный вид, а их движениям и позам - большую естественность.

"Семирамида, строящая Вавилон". Семирамида в сопровождении воинов и служителей стоит на террасе и смотрит на строящийся Вавилон, город, который она заложила на реке Евфрат.
Дега черпал информацию главным образом из описаний классических писателей.
Вид города, лежащего вдали навеян итальянскими пейзажами XIV-XV веков.

 Примерно в это же время Дега начал писать ''СПАРТАНСКИЕ ДЕВУШКИ ВЫЗЫВАЮТ НА СОСТЯЗАНИЕ ЮНОШЕЙ'', 1860-62, перерабатываемая до 1880, Лондон, Национальная галерея. Вполне возможно, что выбор этой необычной темы тоже навеян частым чтением классических авторов. Мир древней Спарты, где молодые мужчины и женщины занимались подготовкой к возможным войнам с врагами, был действительно уникальным в истории.
Дега решил отбросить специальные ссылки на классическую Грецию, избегая любых археологических подробностей. Лица его мальчиков и девочек узнаваемы на улицах Парижа. Отсюда угловатые движения подростков, изображенных в самом, что ни на есть прозаически повседневном пейзаже.

"СЦЕНА ВОЙНЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА", около 1863-1865; Париж, Музей Орсе.
Это более аллегория, чем историческое полотно, картина, значение которой трудно понять. Жестокость по отношению к женщинам со стороны завоевателей во время гражданской войны в Новом Орлеане, кажется, могла быть источником вдохновения для написания этой сцены. Дега воплотил в картине впечатления о жестокостях в Средние века с сопутствующим им варварством, хотя костюмы всадников не совсем исторически верны.
 «ДАНТЕ И ВЕРГИЛИЙ», «АЛЕКСАНДР И БУЦЕФАЛ».


Рецензии