А вот ещё был случай... 1975 год. Пожар в тайге

               
                ПОЖАР В ТАЙГЕ.

       Лето выдалось жаркое и засушливое. Пожары в тайге стали принимать катастрофически опасные размеры.
       Чтобы предотвратить продвижение огня к населённым пунктам, администрация Октябрьского района стала собирать отряды добровольцев-огнеборцев. От нашей автобазы также мобилизовали несколько человек. Павла Ширяева, Василия Перцева, Алексея Репина, Николая Гусева, Геннадия Кузеева, Виктора Банного, Алексея Солосина, Алексея Кузнецова, и меня Виктора Позднянского.
       Сборы были недолгими, но нашему отряду дали время сгонять в магазин и закупить продовольствия на пять дней. Закупили хлеба, тушёнки, колбасы, рыбные и овощные консервы. В общем затарились по-царски не забыли ни чай, ни вино.
       Через 15 минут полёта мы увидели дым, скрывающий гектары верхушек гигантских кедров, бескрайней, вековой тайги. Вертолёт сделал пару кругов выбирая место для посадки и приземлился метрах в трёхстах от огневого рубежа. Нам выдали каждому по лопате и топору, и быстренько проинструктировав, оставили бороться с огнём.
       Метров тридцать, не доходя до горящего леса мы почувствовали нестерпимый жар и отойдя метров пятьдесят назад стали, как нас и инструктировали, косить лопатами бурьян и валить топорами кусты и деревья.
       Не успели мы расчистить полосу метров пять шириной и пятьдесят в длину, как огонь уже подступил к нам настолько близко, что уши, как говорится, стали скручиваться в трубочку. Стена огня шириной не менее километра стремительно наступала на нас.
       Оценив ситуацию и поняв, что мы абсолютно бессильны против грозной огненной стихии, отступили и собрав весь свой скарб, пошли подальше от всё-пожирающего пламени горящей тайги. Пройдя, чуть более полукилометра, наткнулись на ручей шириной метров 5-7.  Перебравшись через-него мы дружно решили, что дальше идти нет необходимости и стали устанавливать большую солдатскую, брезентовую палатку, предварительно расчистив бурелом и валежник.
       Разогрев на костре по банке тушёнки и выпив по стакану вина, прилегли отдохнуть. Ночь пролетела мгновенно. Ласковое солнышко, едва пробиваясь сквозь могучие кроны вековых кедров, осторожно разбудило нас. В палатке пахло сладкой гарью потухшего гигантского костра.
       За ночь огонь пересёк поле, испепеляя всё на своём пути, добрался до кустов, у ручья за которым расположились мы. Вдруг совершенно неожиданно грянул гром среди ясного неба и короткий, но мощный ливень угомонил ненасытного пожирателя леса.
       Рацию нам не дали, а о мобильных телефонах, да ещё и со спутниковой связью в то время и не мечтали ни в сказочных снах, ни даже в самых смелых фантазиях. В общем сообщить о прекращении пожара мы не имели возможности и потому безропотно стали ждать тот радостный день, когда за нами прилетит вертолёт.
       Заняться было не чем и мы с утра до вечера играли в карты. Время тянулось медленно и карты быстро надоели. Погода стояла отличная и мы занялись сбором и сушкой грибов. Через пару дней надоело и это занятие. И вот, как-то после обеда, приняв на грудь грамм по триста вина, мы вдруг почувствовали себя воинственными индейцами. Неподалёку стоял толстый ствол сухого дерева и мы стали метать в него топоры. Набравший большее количество очков из десяти бросков получал в награду вожделенные полстакана Портвейна. В конце концов и топоры нам надоели, и мы стали мастерить луки и стрелы. Не сразу, но всё же мы пристрелялись и стали опять играть на призовые сто грамм. Постепенно мы изрядно набрались и разделившись на две группы стали бегать вокруг палатки и стрелять друг в друга. Было очень весело и смешно. Стрелы были лёгкие и тупые и при попадании не наносили болезненных ощущений. Но вдруг мою голову пронзила резкая, разрывная боль. Глаза затмила чёрно-красная тьма. Это одна из стрел попала мне чуть ниже глаза. Я со стоном присел на корточки. Ребята в испуге подбежали ко мне. Глаз слава богу оказался не повреждён. Игра тут же прекратилась. Мне налили полный стакан Портвейна для снятия стресса и обезболивания. Я с жадностью выпил предложенное мне «лекарство», забрался в палатку и отрубился.
        Дни текли медленно, но вино от нечего делать текло неумолимо быстро и, казалось бы, бездонная «неупиваемая» чаша вдруг оказалась пустой. Заниматься стало нечем. Карты изрядно надоели. Ребята целыми днями лежали в палатке поочерёдно рассказывая байки и анекдоты.
       Ровно через пять дней прилетел вертолёт и мы с радостью покинули это угрюмое место, со всех сторон обгоревшее, и ещё продолжавшее парить и дымится. С высоты полёта на вертолёте оно смотрелось жутко и безобразно. На душе было тяжело и обидно за наше бессилие в борьбе со стихией и радостно, что мы живые и здоровы возвращаемся в ставший родным и любимым посёлок Перегрёбное.
       В автобазе нас встретили, как героев. Нам торжественно объявили благодарность и добавили по десять оплачиваемых дней отдыха к основному ежегодному отпуску.
       Яркий, смачный  фингал под глазом, ещё долго напоминал мне о «героических подвигах» во время тушения лесного пожара в непроходимых дебрях глухой Ханты Мансийской тайги, на далёком севере Тюменской области.


Рецензии
Детские забавы спроецировались на взрослую жизнь.. Мужские забавы на краю беды..

Новоселова Людмила   01.06.2019 07:33     Заявить о нарушении